Дело 5-228/2021
УИД 14RS0019-01-2021-000425-69
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2021 года г. Нерюнгри
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Рожин Г.И., изучив в порядке подготовки к рассмотрению протокол об административном правонарушении в отношении:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе в суд для рассмотрения направлен протокол № 81-ЗПП/007-21 об административно правонарушении в отношении физического лица ФИО1, имеющий недостаток.
Согласно пункту 4 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При этом, прихожу к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для возврата протокола об административном правонарушении, согласно ст. 29.4 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются также и вопросы о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо, когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Согласно составленному в отношении ФИО1 протоколу об административном правонарушении, ему инкриминировано нарушение правил п.п. 2 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2020 №1143 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при ведении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия)».
Между тем, как это усматривается из содержания протокола, специалистом – экспертом указано, что в действиях ФИО1 содержаться признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор («Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
Для привлечение лица к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо, помимо прочего, установить: наличие действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, предписывающих или запрещающих совершение определенных действий; наличие правовых актов, устанавливающих в период совершения правонарушения режим чрезвычайной ситуации или определяющих угрозу распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих; факт нарушения конкретных предписаний либо бездействия, состоящего в невыполнении санитарно-противоэпидемиологических мероприятий.
В случае нарушения санитарно-противоэпидемического режима могут оштрафовать по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности:
- лиц, контактировавших с заболевшими коронавирусом;
- лиц с подозрением на наличие коронавируса и тех, кто с ними контактировал;
- лиц, вернувшихся из-за рубежа;
- лиц, уклоняющихся от лечения коронавируса.
Срок давности по такому нарушению составляет 1 год с момента его обнаружения.
Между тем, наличие указанных обстоятельств, являющихся основаниями для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалами дела не подтверждается.
Материалы дела не содержат сведений о том, что в период действия режима повышенной готовности ФИО1 были допущены нарушения каких-либо санитарных правил и гигиенических нормативов.
Покинув ДД.ММ.ГГГГ место своего пребывания, ФИО1 не нарушил какие-либо действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, которые бы запрещали ему покидать место пребывания. Такие санитарные правила и гигиенические нормативы в настоящее время отсутствуют.
При этом должностным лицом не учтено, что в настоящее время частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, лицо, допустившее в период режима повышенной готовности нарушение установленных правил поведения, но не нарушившее при этом какие-либо санитарные правила и гигиенические нормативы, подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 вместе с приложенными документами подлежит возвращению в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе для устранения недостатка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.12 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
определил:
Протокол № 81-ЗПП/007-21 об административном правонарушении по ч.2 6.3кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> возвратить территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
На определение может быть подана жалоба в течение в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья Нерюнгринского городского суда
Республики Саха(Якутия) Г.И. Рожин