Судья Шваб Л.В.
дело № 2-1338/2024
74RS0002-01-2022-009164-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-6365/2024
20 мая 2024 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Подрябинкиной Ю.В., Челюк Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Бурлаковой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угрюмовой Светланы Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности восстановить пенсионный срок, выплате страховой пенсии по старости с момента фактического наступления пенсионного срока,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда города Челябинска от 16 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Темирбаевой А.М., поддержавшей доводы жалобы, истца Угрюмовой С.А., ее представителя Констанц Э.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Угрюмова Светлана Анатольевна обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о восстановлении пенсионного срока и выплате страховой пенсии по старости с момента фактического наступления права на установление пенсии - с 11 сентября 2019 года.
В обоснование иска указала, что 25 сентября 2017 года она обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Не дождавшись решения по ее заявлению, в апреле 2018 года она обратилась к руководителю УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска, которая устно ей сообщила об отказе в назначении пенсии, но с решением об отказе в назначении пенсии ее не ознакомила. Также ей не были разъяснены причины отказа и какая продолжительность льготного стажа ей была определена. Она интересовалась состоянием своего лицевого счета на портале «Госуслуги», где были указаны сведения о ее педагогическом стаже в 2018 году - 15 лет 06 месяцев, в апреле 2020 года – 16 лет 07 месяцев 16 дней, в октябре 2021 года - 17 лет 06 месяцев 29 дней. После ее обращения к юристу было выявлено, что в ее льготный стаж не было включено 07 лет 05 месяцев педагогического стажа, при учете которого продолжительность стажа в 25 лет была выработана ею по состоянию на 11 сентября 2019 года. 01 сентября 2022 года она вновь обратилась к ответчику с вопросом о назначении пенсии. Ей было вручено решение от 18 апреля 2018 года об отказе в установлении пенсии, в котором педагогический стаж был определен по состоянию на 31 декабря 2016 года равным 22 года 03 месяца 06 дней. С 13 сентября 2022 года ей была назначена страховая пенсия по старости. Полагала, что незаконные действия ответчика привели к нарушению ее пенсионных прав.
Протокольным определение от 26 января 2023 года суд первой инстанции заменил ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области).
Решением суда от 22 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Угрюмовой С.А. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 июня 2023 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Угрюмовой С.А. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции истец уточнила свои требования и просила взыскать с ответчика сумму невыплаченной пенсии по старости за период с 12 апреля 2020 года по 12 сентября 2022 года, с применением индексации в связи с учетом повышения уровня инфляции, в размере 409 357 руб. 42 коп. (по состоянию на 17 января 2024 года и до дня фактического исполнения судебного решения), проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 76 359 руб. 48 коп. (по состоянию на 17 января 2024 года и до дня фактического исполнения судебного решения), компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 51 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины 600 руб.
Истец Угрюмова С.А. и ее представитель Констанц Э.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании при новом рассмотрении дела иск поддержали.
Представитель ответчика Темирбаева А.М., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Решением суда исковые требования Угрюмовой С.А. удовлетворены частично. Суд возложил на ответчика обязанность выплатить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - с 12 апреля 2020 года.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что истец не была лишена возможности проверить свой педагогический стаж по трудовой книжке, находящейся в ее распоряжении, а обязанность предоставлять сведения о периодах работы, в том числе с указанием на коды льготных профессий, лежит на страхователях. Поскольку пенсионное законодательство не регулирует способ отправки корреспонденции, решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости было направлено в адрес истца в 2018 году простым почтовым отправлением, как указано в самом решении и в сопроводительном письме к нему. При назначении Угрюмовой С.А. страховой пенсии по старости с 12 апреля 2020 года судом не учтено, что она повторно с заявлением о назначении страховой пенсии обратилась только 13 сентября 2022 года. Решение об отказе в назначении пенсии по старости от 11 апреля 2018 года судом не было признано незаконным, в связи с чем на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии - 25 сентября 2017 года, у нее не имелось данного права. Также не имелось у нее права на назначение пенсии на момент устного ее обращения к руководителю УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска в 2018 году, о чем ей было разъяснено. Угрюмой С.А. проводилась разъяснительная работа при каждом ее обращении к ответчику.
Истцом решение суда первой инстанции не обжаловано.
В силу частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что апелляционная жалоба подана ответчиком и решение суда обжалуется только им в части, которой требования Угрюмовой С.А. о возложении на пенсионный орган обязанности выплатить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права было удовлетворено, судебная коллегия считает возможным проверить решение суда лишь в обжалуемой части и по доводам, изложенным ответчиком в тексте апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 сентября 2017 года Угрюмова С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д. 72-74, том 1).
Решением ответчика от 11 апреля 2018 года Угрюмовой С.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По расчетам ответчика продолжительность стажа педагогической деятельности истца в учреждениях для детей по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при последовательном применении правовых актов, действующих в период выполнения работы составила 14 лет 05 месяцев 10 дней; по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 - 22 года 03 месяца 06 дней; с учетом норм постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П - 16 лет 02 месяца 10 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 40,338 (л.д. 64-66, том 1).
13 сентября 2022 года Угрюмова С.А. вновь обратилась с заявлением о назначении пенсии. Ей с 13 сентября 2022 года назначена пенсия по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д.130, том 1).
Из содержания искового заявления и пояснений истца в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанции следует, что она приводила доводы о том, что она 25 сентября 2017 года обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решение об отказе в назначении пенсии от 11 апреля 2018 года по данному заявлению ею было получено только 01 сентября 2022 года. До указанного времени, ориентируясь на информацию о специальном стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение, полученную в личном кабинете на портале «Госуслуги», она с заявлением об установлении пенсии после25сентября 2017 года не обращалась, продолжая осуществлять педагогическую деятельность. Вместе с тем, информация о льготном стаже, которая содержалась в сведениях о состоянии ее индивидуального лицевого счета, полученных на портале «Госуслуги», не соответствовала решению пенсионного органа, которым ее льготный стаж был определен в большем размере. Истец считала, что действиями ответчика нарушены ее пенсионные права, поскольку ей несколько лет не выдавали решение по её заявлению о назначении пенсии, не разъясняли важных моментов по назначению пенсии, в частности не сообщили о сроке льготного стажа, в связи с чем она пропустила срок подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии. Ей не разъяснена важность подачи заявления о назначении пенсии, не разъяснено, что каждый раз при обращении за пенсией необходимо оформлять заявление в письменном виде. Вследствие отсутствия у нее информации о действительной продолжительности специального стажа, необходимости подачи письменного обращения об установлении пенсии такое заявление ею было подано ответчику только 13 сентября 2022 года, с указанной даты ей была назначена и выплачивается страховая пенсия.
Разрешая исковые требования Угрюмовой С.А., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н, исходил из того, что неверные сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, неисполнение территориальным органом по назначению пенсии требований Регламента и не доведение до истца информации о ее правах и причинах отказа в назначении пенсии, несвоевременное получение решения пенсионного органа, нарушило право истца на своевременное назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В связи с тем, что педагогический стаж в 25 лет истцом выработан на 11 октября 2019 года, с учетом приложения № 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права - с 12 апреля 2020 года, а не с 13 сентября 2022 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считая их верными, основанными на совокупности исследованных доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установленных фактических обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсии и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно части 1 статьи 4 Федеральный закон «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона от «О страховых пенсиях»).
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Исходя из части 9 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
В случае, если страховая пенсия не получена пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то она выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые действовали на дату обращения Угрюмовой С.А. с заявлением о назначении пенсии 25 сентября 2017 года и до 01 января 2022 года. Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения путем направления указанного решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (документ действовал на дату обращения Угрюмовой С.А. с заявлением о назначении пенсии 25 сентября 2017 года и утратил силу 24 февраля 2019 года; далее - Административный регламент).
Названный административный регламент определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение № 1 к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение № 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение № 3 к Административному регламенту).
В пункте 7 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять, в том числе информацию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта), о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги, об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги, о месте размещения на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 15 Административного регламента в случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
Из приведенных нормативных положений следует, что по общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию, в случае отказа в удовлетворении заявления об установлении пенсии пенсионный орган не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения обязан известить об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвратить все представленные им документы. Кроме того, в силу названного Административного регламента пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен был зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение № 1 к Административному регламенту).
В случае невыполнения пенсионным органом указанных обязанностей, которые привели к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федеральным законом «О страховых пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
Во исполнение названных обязанностей в материалы дела ответчиком представлено сопроводительное письмо от 11 апреля 2018 года № 07/6439 о направлении решения об отказе в установлении пенсии № 851739/17 от 11 апреля 2018 года Угрюмовой С.А. по адресу, указанному в заявлении о назначении пенсии от 25 сентября 2017 года. Вместе с тем каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что такое письмо вместе с решением об отказе в установлении пенсии было направлено в адрес истца и соответственно ею получено в материалы дела не представлено (л.д. 155, том 1).
В своем отзыве на исковое заявление ответчик ссылается на то, что в программно-технических комплексах ОСФР по Челябинской области имеются сведения об обращениях истца в клиентскую службу в Тракторозаводском районе г. Челябинска: 21 сентября 2017 года - устная консультация о продолжительности стажа, 25 сентября 2017 года, 28 ноября 2017 года и 05 декабря 2017 года - о представлении документов к заявлению о назначении пенсии от 25 сентября 2017 года, 21 ноября 2017 года - устное обращение истца о перерасчете пенсии с учетом поступившей льготной справки, 19 ноября 2017 года - устное обращение о выплате и доставке пенсии, 01 сентября 2022 года устное обращение по вопросу назначения пенсии (л.д. 153-154, том 1).
В материалы дела истцом представлены выписки из индивидуального лицевого счета от 01 апреля 2020 года, 01 октября 2022 года, 01 июля 2022 года, из которых следует, что продолжительность ее педагогического стажа по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 16 лет 07 месяцев 16 дней, 17 лет 06 месяцев 29 дней, 17 лет 09 месяцев 0 дней соответственно. При этом, периоды работы Угрюмовой С.А. с 10 августа 1987 года по 09 сентября 1992 года продолжительностью 05 лет 01 месяц 0 дней в детском саду № 440 и с 14 сентября 1992 года по 14 ноября 1994 года в ясли-саду № 97 продолжительностью 2 года 2 месяца 01 день в представленных сведениях указаны без отметки о праве на досрочное пенсионное обеспечение (л.д. 12-38, том 1).
Вместе с тем в решении ответчика от 11 апреля 2018 года продолжительность стажа педагогической деятельности Угрюмовой С.А. в учреждениях для детей по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 была определена в 22 года 03 месяца 06 дней, при этом периоды работы в детском саду № 440 и с 14 сентября 1992 года по 14 ноября 1994 года в ясли-саде № 97 зачтены в стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 64-66, том 1).
Согласно ответу ОСФР по Челябинской области от 10 мая 2022 года продолжительность стажа, дающего право на досрочное обеспечение, 25 лет Угрюмовой С.А. выработан на 12 октября 2019 года (л.д. 194-195, том 1).
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком не исполнены требования, предусмотренные Административным регламентом, в течение 5 рабочих дней со дня вынесения решения об отказе в назначении пенсии истцу такое решение не направлялось, соответственно причины отказа в назначении пенсии ей не разъяснялись, о действительной продолжительности ее льготного стажа на момент обращения за пенсией она не извещалась, ее права, связанные с пенсионным обеспечением, не разъяснялись.
Учитывая, что необходимая продолжительность стажа истцом в 25 лет выработана на 12 октября 2019 года, с учетом положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», судом правильно определена дата наступления права на досрочную страховую пенсию по старости с 12 апреля 2020 года.
Таким образом, поскольку требования Угрюмовой С.А. о возложении на пенсионный орган обязанности выплатить ей страховую пенсию по старости за прошлое время связаны с тем, что она была лишена права получить страховую пенсию по старости с момента возникновения у нее права на пенсию по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей пенсионные права при ее обращении в пенсионный орган по этому вопросу, а также не обеспечил получение ею решения об отказе в назначении пенсии от 11 апреля 2018 года, в котором содержались сведения о периодах работы, включенных в стаж по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено, судебная коллегия соглашается с выводом суда о назначении истцу пенсии с даты возникновения у нее права на досрочную страховую пенсию по старости – с 12 апреля 2020 года.
Доводы ответчика о том, что истец могла самостоятельно проверить продолжительность льготного стажа по своей трудовой книжке, судебной коллегией отклоняются, поскольку обязанность по разъяснению гражданину его прав и обязанностей, связанных с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, возложена на ответчика.
При таких обстоятельствах доводы ответчика, изложенные в его апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Учитывая, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемом решении, соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель указали, что на требованиях, изложенных ими в уточненном исковом заявлении, они не настаивали, поэтому суд первой инстанции их не разрешил, решение по ним не принял. Истец же не лишена права обратиться в суд с указанными требованиями после вступления обжалуемого ответчиком решения суда в законную силу, что она и намерена сделать в ближайшее время.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 16 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 24 мая 2024 года