Решение по делу № 2-733/2021 от 10.12.2020

№ 2-733/2021

70RS0004-01-2020-007626-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Черных И.А.,

с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Подшиваловой Е.В.,

представителя истца Зорина Е.Ю., действующей на основании доверенности от 24.01.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Васильева Алексея Александровича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Васильев Алексей Александрович обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска с требованием о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, расположенного в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 16,3 квадратных метров, не менее 1 комнаты.

В обоснование заявленных требований указано, что Постановлением объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: г. Томск, пер. Урожайный, д. 25а, кв. 22. Распоряжением администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ истец признан нанимателем жилого помещения по адресу: г. Томск, пер. Урожайный, д. 25а, кв. 22. ДД.ММ.ГГГГ между Васильевым А.А. и администрацией Ленинского района г. Томска заключен договор социального найма жилого помещения.Из открытого источника официального сайта администрации г. Томска истцу стало известно о том, что дом признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени постановление о расселении жильцов ответчиком не исполнено. Истец проживает в аварийном доме, не пригодном для проживания, иного жилья не имеет. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ истец признан малоимущим гражданином и включен в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Ответчик Администрация г. Томска, истец Васильев А.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Васильев А.А. направил в суд своего представителя.

Суд считает возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Согласно заключению прокурора, данному в соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы искового заявления, заслушав представителя истца, заключение прокурора, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Васильева А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № 1338Васильев А.А. признан нанимателем жилого помещения по адресу: г. Томск, пер. Урожайный, д. 25а, кв. 22.

В соответствии с письмом администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ , Васильев А.А. был признан малоимущим гражданином в соответствии с Законом Томской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социальногонайма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 11.08.2005 № 130-ОЗ и включен в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, наосновании части 6 статьи 4 Закона Томской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 08.06.2005 № 91-ОЗ. Учетный номер истца в едином списке учета - № 2583; в отдельном списке граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат - № 173.

Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 1310 от 31.10.2014 многоквартирный дом № 25а по пер. Урожайному в г. Томске признан аварийным, подлежащим сносу.

Постановлением администрации Города Томска от 27.12.2014 № 1394 многоквартирный дом № 25а по пер. Урожайный в г. Томске признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок не позднее 31.12.2016 для принятия мер к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях указанного многоквартирного дома.

В соответствии с отчетом МБУ г. Томска «Проектно-сметное бюро», составленным в 2014 году по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома № 25а по пер. Урожайному в г. Томске, на основании которого принято вышеназванное заключение межведомственной комиссии, физический износ здания составляет 68 %. В результате визуального осмотра выявленные деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения основных несущих конструктивных элементов. Основные несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии. Проводить работы по капитальному ремонту для полного восстановления работоспособного состояния всех основных несущих строительных конструкций жилого дома экономически нецелесообразно.

Согласно заключению МБУ г. Томска «Проектно-Сметное бюро» от 24.10.2012 № 519 по результатам визуального осмотра жилого дома № 25а по пер. Урожайному в г. Томске выявленные деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения основных несущих конструкций.

Ссылаясь на невыполнение ответчиком требований по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения взамен аварийного и подлежащему сносу жилого помещения, Васильев А.А. обратился в суд с настоящим иском.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания внем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу частей 2, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Судом установлен факт вселения истца в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление им пользования данным жилым помещением по договору социального найма. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

Содержащийся в пункте 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Судом установлено, что многоквартирный дом № 25а по пер. Урожайному в г. Томске признан аварийным и подлежащим сносу с соблюдением указанной процедуры.

Поскольку указанный многоквартирный дом признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истца о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления того обстоятельства, что жилое помещение по адресу: г. Томск, пер. Урожайный, д. 25а, кв. 22 признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии № 1310 от 31.10.2014 и постановления администрации г. Томска № 1394 от 27.12.2014, которые не оспорены и незаконными не признаны, учитывая, что истец Васильев А.А.состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Проживание в аварийном доме влечет угрозу жизни и здоровью семье истца, поскольку физический износ здания ведет к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, что следует из отчета МБУ г. Томска «Проектно-сметное бюро» за 2014 год.

Отсутствие у истца прав на иные жилые помещения подтверждается материалами дела, следовательно, он не имеют возможности самостоятельного приобретения жилья, доказательств обратного суду не представлено. При этом обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, возложена на органы местного самоуправления.

Учитывая, что срок на отселение жильцов указанного дома, установленный постановлением администрации г. Томска 1394 от 27.12.2014 до 31.12.2016, в настоящее время истек, бездействие администрации г. Томска, выразившееся в непринятии мер по расселению квартиры № 22 по пер. Урожайному, д.25а г. Томска, является незаконным.

Поскольку дом, расположенный по адресу пер. Урожайному, д.25а в г. Томске, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требование истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке является обоснованным и подлежит удовлетворению.

При решении вопроса о технических характеристиках жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам взамен жилого помещения по адресу г. Томск, пер. Урожайному, д.25а, кв.22, признанного аварийным и подлежащим сносу, суд исходит из того, что предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу частей 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Истец просит обязать администрацию г. Томска предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 16,3кв.м., не менее 1 комнаты.

В соответствии с техническим паспортом жилое помещение по адресу: г. Томск, пер. Урожайный, д. 25а, кв. 22представляет собой комнату площадью 16,3 кв.м., коридора общего пользования, кухни общего пользования.

При таких обстоятельствах суд полагает, что истцу должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16,3кв.м. на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен квартиры № 22, расположенной по адресу: г. Томск, пер. Урожайный, д. 25а.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Васильева Алексея Александровичаудовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска предоставить Васильеву Алексею Александровичувне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск»,отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 16,3 квадратных метров состоящее не менее чем из 1 комнаты, взамен ранее занимаемого по адресу: город Томск, пер. Урожайный, д. 25а, кв. 22.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 11.02.2021

Судья: Н.Ю. Лобанова

2-733/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Алексей Александрович
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Лобанова Н.Ю.
Дело на странице суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
10.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2020Передача материалов судье
17.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее