2а-1405/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Великий Устюг 05 декабря 2017 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,
при секретаре Козулиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нагих Марины Николаевны к администрации МО «Город Великий Устюг» о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № 6 от 10 августа 2017 года,
установил:
Административный истец Нагих М.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО «Город Великий Устюг» о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № 6 от 10 августа 2017 года, в обоснование требований, указав, что она является собственником комнат, расположенных по адресу: ... 10 августа 2017 года заключением № 6 межведомственная комиссия по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» приняла решение о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением администрации МО «Город Великий Устюг» № 373 от 10 августа 2017 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим реконструкции. Межведомственная комиссия приняла вышеуказанное решение на основании: технического отчета о визуальном обследовании строительных конструкций многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: ..., составленного на 2016 год ООО «Проект-реставрация»; технического отчета по обследованию несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: ..., составленного ООО «Стройэксперт» на 2017 год; акта обследования № 2 от 25.01.2017 года. В нарушении п. 43 Постановления № 47 от 28.01.2006 года межведомственной комиссией не проверялось фактическое состояние дома. Комиссией не была проведена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Межведомственной комиссией осмотр жилого дома проводился без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений и привлечения специализированной организации, проводящей обследование. Необоснованным является вывод комиссии о признания дома аварийным и подлежащим реконструкции и выполнении капитального ремонта, поскольку он не подтверждался ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом. Процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным требованиям п. 43, 44 Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально, вынесенное заключение противоречит отчетам, иного заключения специализированной организации, проводящей обследование при вынесении заключения не имелось. 27 июля 2017 года решением Великоустюгского районного суда признано незаконным аналогичное заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 2 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области о признании многоквартирного дома по адресу: ... аварийным и подлежащим реконструкции от 25 января 2017 года. Просит признать незаконным заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 6 межведомственной комиссии для оценки жилых помещений на территории МО «Город Великий Устюг» от 10 августа 2017 года. Обязать межведомственную комиссию для оценки жилых помещений на территории МО «Город Великий Устюг» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав путем рассмотрения заявления, а также принять решение и оформить его в виде заключения по форме согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
В судебном заседании административный истец Нагих М.Н. и ее представитель Менькина И.А. уточненные требования поддержали, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Дополнительно Нагих М.Н. пояснила, что дом находится в аварийном, непригодном для проживания состоянии, подлежит сносу.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Город Великий Устюг» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указав, что истец получила в собственность комнаты в ... многоквартирного жилого дома коммунального типа на основании договора передачи - комнат в квартире коммунального заселения от 30 марта 2012 года. За период владения имуществом истец и другие собственники жилых помещений вышеуказанного дома не предпринимали никаких действий по восстановлению и ремонту жилого дома. При рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома по адресу: ..., комиссией были учтены не только физическое состояние рассматриваемого объекта, а и обстоятельства, которые привели к тому, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в состоянии, не обеспечивающем безопасное пребывание в нем граждан, а именно, бесхозяйное обращение с имуществом (не проводились ни капитальный, ни текущий ремонт дома), что привело к физическому износу в целом. Комиссия посчитала выводы специализированной организации по поводу того, что жилой дом не подлежит капитальному ремонту и реконструкции в связи с повреждениями и дефектами, свидетельствующими об исчерпывании несущей способности строительных конструкций и опасности их обрушения, и не пригоден к дальнейшему проживанию, слишком критичными, а также, возможно, не соответствующими действующим ГОСТам. Так, оценку категории строительных конструкций и здания в целом специализированная организация производила в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Данный документ Приказом Госстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст отменен с 1 января 2014 года в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 31937-2011 для добровольного применения в РФ. Доводы истца о том, что акт обследования жилого помещения и заключение межведомственной комиссии не соответствует форме, установленной приложениями № 1 и 2 к Положению, считают несостоятельными, оспариваемое заключение межведомственной комиссии вынесенным в соответствии с действующим законодательством, требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованные лица Тархова Т.А., Остроумова Е.А., Слепцова А.Б., Волокитин Ф.А. с иском согласны, указав, что дом очень старый, стены сгнили, в квартирах холодно.
Заинтересованные лица Подсосенская И.В., Васильева А.А. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, требования поддерживают.
Заинтересованные лица Слепцов А.В., Опарина А.И., Подсосенская О.В., Тельтевская О.В., Тельтевской А.Н., Васильева А.А., Беляева Н.А., Покровский Д.С., Покровский Н.С., Покровская С.А., Покровский С.Л. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав административного истца и его представителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Между тем, наличие исключительной компетенции межведомственной комиссии при решении вопроса о признании жилых помещений пригодными или непригодными для проживания, не исключает право заинтересованных лиц оспаривать решения межведомственной комиссии в случае их незаконности (пункт 52 Положения). В силу пункта 33 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения).
Судом установлено, что административный истец Нагих М.Н. и заинтересованные лица являются собственниками жилых помещений в ....
25 января 2017 года заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № 2 межведомственная комиссия по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» приняла решение о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Межведомственной комиссией рассмотрены документы: копия технического паспорта жилого дома, копии свидетельств о государственной регистрации права собственников жилых помещений, технический отчет о визуальном обследовании строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: ..., выполненный ООО «Проект-реставрация» от декабря 2016 года. Также рассмотрен акт межведомственной комиссии от 25 января 2017 года, составленный по результатам визуального обследования.
Согласно технического отчета по обследованию несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: ..., выполненный ООО «Стройэксперт» в 2017 году, фундамент находится в ограниченно-работоспособном состоянии, стены находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, перекрытия находятся в аварийном состоянии, полы находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, окна находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, крыша находится в аварийном состоянии, кровля находится в аварийном состоянии. Конструктивные элементы жилого дома (фундамент, стены, перекрытия, полы, крыша, кровля) не отвечают требованиям прочности, жесткости и не обеспечивают безопасную эксплуатацию данного строения по вышеуказанному назначению. Жилой дом, расположенный по адресу: ..., не соответствует строительным нормам и правилам. Физический износ жилого дома составляет 77%. Жилой дом непригоден для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие высокого физического износа его элементов. Согласно п. 12 «Методики определения физического износа гражданских зданий» физический износ 65% соответствует ветхому состоянию здания, при котором примерная стоимость капитального ремонта составляет 93-120% от восстановительной стоимости здания, что делает экономически нецелесообразным выполнение капитального ремонта и реконструкции, стоимость соразмерна стоимости нового строительства. Рекомендуется здание демонтировать, так как проведение капитального ремонта по замене несущих и ограждающих конструкций при значительном его физическом и моральном износе нецелесообразно. Реконструкция инженерных сетей нецелесообразна без выполнения капитального ремонта несущих конструкций жилого дома.
Из акта обследования помещения № 2 от 25 января 2017 года следует, что на основании заявления собственника 36/100 доли в ... Васильевой А.А. межведомственной комиссией проведен визуальный осмотр жилого дома. Собственникам жилых помещений в доме рекомендовано обратиться в комиссию по определению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Великоустюгского муниципального района с заявлением о переносе сроков проведения требующегося капитального ремонта. На период проведения капитального ремонта администрации МО «Город Великий Устюг» обеспечить граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в доме, жилыми помещениями маневренного фонда. По результатам обследования помещения постановлено дом признать аварийным и подлежащим реконструкции. Необходимо и возможно провести следующие работы по капитальному ремонту здания: ремонт фундамента, замена нижних венцов здания, ремонт фасада, ремонт чердачного перекрытия, ремонт кровли.
Согласно Акта обследования № 2 от 25.01.2017 года межведомственная комиссия выносит заключение о признания дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В заключение Отчета ООО "Проект-реставрация" указано, что на данный момент использование данного жилого дома для проживания невозможно (согласно приложения 3 физический износ жилого дома составил 72%) ввиду значительного объема восстановительных работ, капитальный ремонт жилого дома не целесообразен.
По сообщению администрации Великоустюгского муниципального района от 24 мая 2017 года администрацией района в Фонд капитального ремонта отправлены постановление администрации МО «Город Великий Устюг» от 13 февраля 2017 года № 54 «О признании аварийным и подлежащим реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: ...» и заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № 2 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области от 25 января 2017 года. Жилой дом должен быть исключен из областной программы капитального ремонта.
Решением Великоустюгского районного суда от 27 июля 2017 года признано незаконным заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № 2 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области от 25 января 2017 года. Межведомственная комиссия по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу должна устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения его заявления с приложенными к нему документами, принять решение и оформить его в виде заключения по форме согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Постановлением администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области № 6 от 10 августа 2017 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, находит, что заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № 6 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области от 10 августа 2017 года не соответствует требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, и нарушает права и законные интересы административного истца и других собственником помещений многоквартирного жилого дома.
При этом суд учитывает, что заключение № 6 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области от 10 августа 2017 года, не соответствует выводам, сделанным специализированной организацией ООО «Проект-реставрация», тогда как решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование (п. 44 Положения).
Осмотр жилого дома проводился межведомственной комиссией только визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений и привлечения специализированной организации, проводящей обследование.
Таким образом, выводы представленного технического отчета ООО «Стройэксперт» соответствуют выводам технического отчета ООО «Проект-реставрация», а заключение межведомственной комиссии противоречит заключениям специализированных организаций, проводивших обследование. Принятое межведомственной комиссией заключение о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции не мотивировано и доказательств обоснованности заключения не представлено.
На основании изложенного, суд находит требования Нагих М.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № 6 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области от 10 августа 2017 года.
Обязать межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации МО «Город Великий Устюг» Вологодской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения его заявления с приложенными к нему документами, принять решение и оформить его в виде заключения по форме согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Нагаева Н.Н.