Решение по делу № 33-2944/2022 от 08.11.2022

СудьяБелякова И.Н. Дело№33-2944/2022

№ 2-1804/2022

УИД 37RS0007-01-2021-003419-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«5» декабря 2022 г. г.Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда

в составе председательствующего судьи Акуловой Н.А.,

судей Петуховой М.Ю., Селезневой А.С.,

при секретаре Матвеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петуховой М.Ю.,

дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Кинешма

на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 14 сентября 2022 г. по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Кинешма о возложении обязанности по выполнению мероприятий по отведению грунтовых вод,

у с т а н о в и л а :

Кинешемский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к администрации городского округа Кинешма, мотивировав требования тем, что по результатам проверки, проведенной на основании обращений собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> по вопросу устранения причин подтопления подвала многоквартирного дома установлено, что в приямке подвального помещения указанного дома скапливается вода, которая удаляется с помощью погружного насоса. Наличие воды в подвале ведет к разрушению фундамента дома, появлению сырости, плесени и грибка. Согласно техническому отчету об инженерных изысканиях, составленному проектной организацией ООО «СтройМаксиСервис+», подвал жилого дома затапливается грунтовыми водами. Факт затопления именно грунтовыми водами также установлен при проведении КМП «Объединение коммунального хозяйства» исследования воды из подвального помещения многоквартирного дома. О данных фактах администрации городского округа Кинешма было известно, однако каких-либо мер для устранения причины подтопления, а именно установления дренажной системы, не принято. Прокурор полагает, что подтопление многоквартирного дома следует расценивать в качестве чрезвычайной ситуации, в связи с чем обязанность по организации отведения сточных (грунтовых) вод от придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, путем устройства дренажной системы должна быть возложена на администрацию муниципального образования. ООО «Ивгипроводхоз» разработало мероприятия по водопонижению у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с которыми необходимо строительство дренажной системы, предусматривающей установку кольцевого дренажа и станции перекачки дренажных вод, оборудованной погружными насосами. Сброс дренажных вод предусмотрен по напорному водопроводу в существующую систему канализации, поэтому названная дренажная система должна стать инженерным сооружением, технологически связанным с централизованной системой водоотведения, предназначенной для отведения грунтовых вод. Факт скопления воды в подвальном помещении вышеуказанного МКД свидетельствует о недостаточной организации водоотведения в районе этого дома, отсутствии водоотвода для стока грунтовых вод в централизованную систему канализации и, как следствие, создаёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тогда как организация в границах городского округа отведения грунтовых вод и участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. В связи с указанными обстоятельствами, с учетом заявления об изменении заявленных требований, предъявленного в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), прокурор просил обязать администрацию городского округа Кинешма в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить комплекс мероприятия, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территории городского округа Кинешма в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз».

Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 14 сентября 2022 г. исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворены. На Администрацию городского округа Кинешма возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территории городского округа Кинешма в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз».

С решением суда не согласен ответчик Администрация городского округа Кинешма, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.

В суд апелляционной инстанции третьи лица ООО «Экспресс+», Шалаева И.А., Шалаев Я.Э., Шалаева А.Э., Иванова Г.К., Удальцова Н.В., Удальцова Т.Г., Меньших Н.В., Осташов А.Б., Турусов В.А., Турусов Г.В, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ). В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав представителя ответчика Администрации городского округа Кинешма по доверенности Николаеву Н.А., поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя истца Хохлову А.П., третьих лиц Крошкину С.Б., Тихомирову И.О., Смирнову И.С., Шалаева Э.Ю., Осташову Л.В., Кечкову Ю.А., Григорьева А.А., возражавших на доводы апелляционной жалобы и полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1935 года постройки, является двухэтажным, многоквартирным, в его состав входит 12 квартир, которые находятся в частной собственности. Жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в доме не имеется. Последняя из муниципальных квартир была приватизирована 14 марта 2007 г.

Земельный участок по адресу <адрес> имеет кадастровый , его площадь составляет 3134+/-20 кв.м, разрешённое использование – размещение малоэтажного жилого дома, правообладателями земельного участка являются собственники помещений многоквартирного дома, доля каждого собственника пропорциональна размеру общей площади помещения.

В октябре 2018 г. жильцы <адрес> городскому прокурору, указав, что в течение многих лет подвальное помещение их дома затапливается водой, которая поступает с муниципальных земель. В целях отведения этой воды жители дома используют два насоса, которые в круглосуточном режиме откачают её в канализационный колодец и на придомовую территорию. Подобное положение дел ведёт к разрушению фундамента дома, однако все обращения жителей по этому вопросу в различные инстанции к результату не привели.

Согласно сообщениям Администрации городского округа Кинешма от 19.12.2008 г., 07.08.2009 г., поступающая в подвал <адрес> вода является не водопроводной, а грунтовой, при этом устранение причин поступления воды планируется осуществить за счёт устройства дренажной системы, исходя из наличия финансовых средств в бюджете города.

В 2014 году Служба государственной жилищной инспекции <адрес>, рассмотрев обращение жителя <адрес> в <адрес>, по результатам выездного мероприятия выдала предписание в адрес ООО «ОУК» провести силами специализированной организации инженерно-геологические изыскания с целью выявления причин поступления грунтовой воды в подвальное помещение дома.

В марте 2017 г. администрация городского округа Кинешма предлагала жителям <адрес> решать проблему затопления подвала их дома путём ремонта подвального помещения, а в адрес управляющей компании ООО «Экспресс+» направлено письмо о необходимости принятия мер по предотвращению попадания воды в подвал МКД.

В 2017 году вопрос поступления воды в подвал вышеуказанного дома поставлен на контроль городской Думы городского округа Кинешма, Администрации городского округа Кинешма поручено создать рабочую группу для решения этого вопроса.

Решением городской Думы городского округа Кинешма от 20 декабря 2017 г. в бюджет городского округа Кинешма на 2018 год были предусмотрены финансовые средства на проведение работ по инженерно-геологическим изысканиям в границах домов и по <адрес> и <адрес>.

Согласно техническому отчёту, составленному ООО «СтройМаксиСервис+» в 2018 году по итогам проведённых инженерно-геологических изысканий и обследования грунтов основания жилого дома по адресу: <адрес>, было установлено, что гидрогеологические условия участка работ характеризуются развитием среднечетвертичного аллювиально-флювиоглянциального водоносного горизонта, в неблагоприятные периоды года возможно повышение уровня грунтовых вод на 0,5-0,7 м. Согласно СП 11-105-97 часть II (приложение И) участок работ является подтопленным в естественных условиях (I-А). По результатам химических анализов водной вытяжки установлено, что грунты не обладают агрессивными свойствами по отношению к бетону и к арматуре железобетонных конструкций, коррозионная активность грунтов по отношению к свинцовой и к алюминиевой оболочкам кабелей – средняя.

В ответ на представление Кинешемского городского прокурора от 8 ноября 2018 г., в котором было указано на бездействие Администрации городского округа Кинешма по решению вопроса по организации отведения сточных (грунтовых) вод от придомовой территории <адрес>, Администрация городского округа Кинешма сообщила, что инженерно-геологические изыскания, выполненные ООО «СтройМаксиСервис+», являются исходными данными для проведения необходимых проектных работ, денежные средства на оплату которых будут заложены в бюджет городского округа Кинешма на 2019 год.

После этого жильцы вышеуказанного МКД обращались по тому же вопросу в Ивановскую областную прокуратуру, Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области, в Правительство Ивановской области.

2 августа 2021 г. муниципальное казённое учреждение городского округа Кинешма «Городское управление строительства» (далее – МГУ «ГУС») сообщило Кинешемскому городскому прокурору, что после получения технического отчёта ООО «СтройМаксиСервис+» была разработана проектно-сметная документация для проведения мероприятий по устранению затопления подвалов жилых домов по <адрес> и <адрес>, согласно которой стоимость указанных мероприятий будет составлять 2838,84 тыс. руб. Предполагаемый источник финансирования – бюджет городского округа Кинешма.

6 октября 2021 г. Администрация городского округа Кинешма в ответ на обращение жителя <адрес> Ивановой Г.К. сообщила, что с целью определения работ по предотвращению попадания воды в подвал названного дома администрацией выполнены работы по инженерно-геологическим изысканиям, проведено обследование грунтов, получен технический отчёт об инженерных изысканиях, определён состав грунтов и уровень грунтовых вод, разработана проектно-сметная документация «Водопонижение у жилого дома по адресу: <адрес>». В связи с дефицитом денежных средств в бюджете городского округа Кинешма в текущем году не представляется возможным реализовать указанный проект, данный вопрос может быть рассмотрен при формировании бюджета на 2022 год.

Проектной документацией, разработанной ООО «Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз» по заказу МКУ «ГУС» в 2019 году, установлен комплекс мероприятий по водопонижению у жилого дома по адресу: <адрес>, предусматривающий строительство дренажной системы, включая установку кольцевого систематического горизонтального трубчатого дренажа и станции перекачки дренажных вод, оборудованной погружными насосами, с дальнейшим сбросом дренажных вод по напорному трубопроводу в существующую систему канализации. Строительство дренажной системы предусмотрено на земельном участке, на котором расположен многоквартирный жилой дом. Назначением системы является понижение уровня грунтовых вод ниже залегания фундаментов и сброс поверхностных вод с целью сохранения несущей способности конструкций.

Согласно указанному заключению ООО «Ивгипроводхоз» основными факторами подтопления, обосновывающими необходимость строительства дренажной системы, являются:

отсутствие надлежащей организации поверхностного стока (барраж поднятым полотном улиц линий поверхностного стока, отсутствие развитой сети дождевой канализации), что усиливает питание подземных вод за счёт инфильтрации атмосферных осадков, вод весеннего снеготаяния;

подача на территорию города большого количества воды, значительные утечки из подземных водонесущих коммуникаций, а также фильтрационные потери из существующей канализации, требующей надлежащей её эксплуатации (прочистка, ремонт и пр.).

Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 9 июля 2010 г. усматривается, что с 1 августа 2019 г. собственниками расторгнут договор управления с ООО «Экспресс+», принято решение о способе управления МКД путём непосредственного управления, в качестве обслуживающей организации выбрано ООО «Антей».

Однако с 1 сентября 2021 г. ООО «Антей» прекратило обслуживание вышеуказанного многоквартирного дома.

Протоколом общего собрания собственников помещений того же дома от 2 ноября 2021 г. подтверждается, что собственники, принявшие участие в указанном собрании, единогласно проголосовали «за» по вопросу о согласовании на строительство и размещение на придомовой территории <адрес> дренажной системы, предусмотренной проектной документацией, разработанной ООО «Ивгипроводхоз», одновременно с этим проголосовали «против» принятия решения о необходимости признания их дома аварийным и подлежащим сносу.

Экспертным заключением, утверждённым руководителем ОИ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Ивановской области 25 августа 2022 г., подтверждается, что 24 августа 2022 г. с 23 ч. 00 мин. в <адрес> проводились инструментальные измерения шума в детской комнате, предполагаемым источником шума является работа насосного оборудования, установленного в подвале дома, характер шума широкополосной, постоянный. При этом зафиксирован уровень звукового давления в октавных полосах частот как от 31,5ГЦ до 1000ГЦ, что соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», так и от 2000ГЦ до 8000ГЦ, что не соответствует требованиям указанного СанПиН.

Разрешая заявленный спор, руководствуясь нормами действующего законодательства, изложенными в мотивировочной части решения, суд первой инстанции, учитывая, что причиной подтопления МКД по <адрес> в <адрес> являются грунтовые воды, ответчиком надлежащая организация поверхностного стока не произведена, пришел к выводу, что на Администрацию городского округа Кинешма как на муниципальное образование, к компетенции которого относится организация надлежащего водоотведения в границах городского округа должна быть возложена обязанность выполнить комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территории городского округа Кинешма в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз».

Доводы апелляционной жалобы относительного того, дренажной система относится к общему имуществу многоквартирного дома, следовательно, обязанность по ее устройству не может быть возложена на Администрации городского округа Кинешма, являются не состоятельными.

Понятие водоотведения закреплено в Федеральном законе от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому водоотведение – это приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

При этом государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путём развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, среди прочих, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, среди прочего, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как верно отмечено судом первой инстанции, причиной затопления подвального этажа многоквартирного <адрес> в <адрес> являются грунтовые воды, а не вода из внутридомовой системы водоснабжения или водоотведения, то есть невозможность беспрепятственного отведения этих вод из подвала дома обусловлена не проблемами внутридомовой системы водоснабжения или водоотведения, а отсутствием надлежащей организации поверхностного стока (барраж поднятым полотном улиц линий поверхностного стока, отсутствие развитой сети дождевой канализации), что говорит о ненадлежащей организации водоотведения в муниципальном образовании.

Из сообщений администрации городского округа Кинешма от 19.12.2008 г., 07.08.2009 г. и 06.10.2021 г. следует, что при формировании бюджета городского округа город Кинешма будет решён вопрос о софинансировании, финансировании проектной документации и работ, необходимых для решения возникшей проблемы затопления, следовательно, Администрация городского округа Кинешма на протяжении длительного времени не оспаривала наличие у неё обязанности по организации надлежащего водоотведения в вышеуказанном МКД, о чём неоднократно сообщала жителям дома в переписке.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции и полагает, что сложившаяся ситуация является результатом ненадлежащей организации водоотведения в муниципальном образовании, в связи с чем именно Администрация городского округа Кинешма является надлежащим ответчиком по данному делу.

По указанным выше основаниям не могут быть признаны обоснованными и доводы апелляционной жалобы ответчика о нецелевом использовании средств федерального бюджета.

Доводы апелляционной жалобы относительного того, что строительство дренажной системы приведёт к увеличению общего имущества собственников жилых помещений в этом доме на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку у ответчика отсутствует обязанность по передаче вновь сооружённой дренажной системы в собственность собственников жилых помещений МКД, право собственности на планируемую дренажную систему может быть закреплено за муниципальным образованием в целях её надлежащего содержания и обслуживания, дренажная система должна стать инженерным сооружением, технологически связанным с централизованной системой водоотведения, предназначенной для отведения грунтовых вод.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене постановленного решения, по существу направлены на иную оценку доказательств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Решение суда является законным и обоснованным. Нарушений материального или процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлены, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 14 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Кинешма – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

СудьяБелякова И.Н. Дело№33-2944/2022

№ 2-1804/2022

УИД 37RS0007-01-2021-003419-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«5» декабря 2022 г. г.Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда

в составе председательствующего судьи Акуловой Н.А.,

судей Петуховой М.Ю., Селезневой А.С.,

при секретаре Матвеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петуховой М.Ю.,

дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Кинешма

на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 14 сентября 2022 г. по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Кинешма о возложении обязанности по выполнению мероприятий по отведению грунтовых вод,

у с т а н о в и л а :

Кинешемский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к администрации городского округа Кинешма, мотивировав требования тем, что по результатам проверки, проведенной на основании обращений собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> по вопросу устранения причин подтопления подвала многоквартирного дома установлено, что в приямке подвального помещения указанного дома скапливается вода, которая удаляется с помощью погружного насоса. Наличие воды в подвале ведет к разрушению фундамента дома, появлению сырости, плесени и грибка. Согласно техническому отчету об инженерных изысканиях, составленному проектной организацией ООО «СтройМаксиСервис+», подвал жилого дома затапливается грунтовыми водами. Факт затопления именно грунтовыми водами также установлен при проведении КМП «Объединение коммунального хозяйства» исследования воды из подвального помещения многоквартирного дома. О данных фактах администрации городского округа Кинешма было известно, однако каких-либо мер для устранения причины подтопления, а именно установления дренажной системы, не принято. Прокурор полагает, что подтопление многоквартирного дома следует расценивать в качестве чрезвычайной ситуации, в связи с чем обязанность по организации отведения сточных (грунтовых) вод от придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, путем устройства дренажной системы должна быть возложена на администрацию муниципального образования. ООО «Ивгипроводхоз» разработало мероприятия по водопонижению у жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с которыми необходимо строительство дренажной системы, предусматривающей установку кольцевого дренажа и станции перекачки дренажных вод, оборудованной погружными насосами. Сброс дренажных вод предусмотрен по напорному водопроводу в существующую систему канализации, поэтому названная дренажная система должна стать инженерным сооружением, технологически связанным с централизованной системой водоотведения, предназначенной для отведения грунтовых вод. Факт скопления воды в подвальном помещении вышеуказанного МКД свидетельствует о недостаточной организации водоотведения в районе этого дома, отсутствии водоотвода для стока грунтовых вод в централизованную систему канализации и, как следствие, создаёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тогда как организация в границах городского округа отведения грунтовых вод и участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. В связи с указанными обстоятельствами, с учетом заявления об изменении заявленных требований, предъявленного в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), прокурор просил обязать администрацию городского округа Кинешма в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить комплекс мероприятия, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территории городского округа Кинешма в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз».

Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 14 сентября 2022 г. исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворены. На Администрацию городского округа Кинешма возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территории городского округа Кинешма в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз».

С решением суда не согласен ответчик Администрация городского округа Кинешма, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.

В суд апелляционной инстанции третьи лица ООО «Экспресс+», Шалаева И.А., Шалаев Я.Э., Шалаева А.Э., Иванова Г.К., Удальцова Н.В., Удальцова Т.Г., Меньших Н.В., Осташов А.Б., Турусов В.А., Турусов Г.В, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ). В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав представителя ответчика Администрации городского округа Кинешма по доверенности Николаеву Н.А., поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя истца Хохлову А.П., третьих лиц Крошкину С.Б., Тихомирову И.О., Смирнову И.С., Шалаева Э.Ю., Осташову Л.В., Кечкову Ю.А., Григорьева А.А., возражавших на доводы апелляционной жалобы и полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1935 года постройки, является двухэтажным, многоквартирным, в его состав входит 12 квартир, которые находятся в частной собственности. Жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в доме не имеется. Последняя из муниципальных квартир была приватизирована 14 марта 2007 г.

Земельный участок по адресу <адрес> имеет кадастровый , его площадь составляет 3134+/-20 кв.м, разрешённое использование – размещение малоэтажного жилого дома, правообладателями земельного участка являются собственники помещений многоквартирного дома, доля каждого собственника пропорциональна размеру общей площади помещения.

В октябре 2018 г. жильцы <адрес> городскому прокурору, указав, что в течение многих лет подвальное помещение их дома затапливается водой, которая поступает с муниципальных земель. В целях отведения этой воды жители дома используют два насоса, которые в круглосуточном режиме откачают её в канализационный колодец и на придомовую территорию. Подобное положение дел ведёт к разрушению фундамента дома, однако все обращения жителей по этому вопросу в различные инстанции к результату не привели.

Согласно сообщениям Администрации городского округа Кинешма от 19.12.2008 г., 07.08.2009 г., поступающая в подвал <адрес> вода является не водопроводной, а грунтовой, при этом устранение причин поступления воды планируется осуществить за счёт устройства дренажной системы, исходя из наличия финансовых средств в бюджете города.

В 2014 году Служба государственной жилищной инспекции <адрес>, рассмотрев обращение жителя <адрес> в <адрес>, по результатам выездного мероприятия выдала предписание в адрес ООО «ОУК» провести силами специализированной организации инженерно-геологические изыскания с целью выявления причин поступления грунтовой воды в подвальное помещение дома.

В марте 2017 г. администрация городского округа Кинешма предлагала жителям <адрес> решать проблему затопления подвала их дома путём ремонта подвального помещения, а в адрес управляющей компании ООО «Экспресс+» направлено письмо о необходимости принятия мер по предотвращению попадания воды в подвал МКД.

В 2017 году вопрос поступления воды в подвал вышеуказанного дома поставлен на контроль городской Думы городского округа Кинешма, Администрации городского округа Кинешма поручено создать рабочую группу для решения этого вопроса.

Решением городской Думы городского округа Кинешма от 20 декабря 2017 г. в бюджет городского округа Кинешма на 2018 год были предусмотрены финансовые средства на проведение работ по инженерно-геологическим изысканиям в границах домов и по <адрес> и <адрес>.

Согласно техническому отчёту, составленному ООО «СтройМаксиСервис+» в 2018 году по итогам проведённых инженерно-геологических изысканий и обследования грунтов основания жилого дома по адресу: <адрес>, было установлено, что гидрогеологические условия участка работ характеризуются развитием среднечетвертичного аллювиально-флювиоглянциального водоносного горизонта, в неблагоприятные периоды года возможно повышение уровня грунтовых вод на 0,5-0,7 м. Согласно СП 11-105-97 часть II (приложение И) участок работ является подтопленным в естественных условиях (I-А). По результатам химических анализов водной вытяжки установлено, что грунты не обладают агрессивными свойствами по отношению к бетону и к арматуре железобетонных конструкций, коррозионная активность грунтов по отношению к свинцовой и к алюминиевой оболочкам кабелей – средняя.

В ответ на представление Кинешемского городского прокурора от 8 ноября 2018 г., в котором было указано на бездействие Администрации городского округа Кинешма по решению вопроса по организации отведения сточных (грунтовых) вод от придомовой территории <адрес>, Администрация городского округа Кинешма сообщила, что инженерно-геологические изыскания, выполненные ООО «СтройМаксиСервис+», являются исходными данными для проведения необходимых проектных работ, денежные средства на оплату которых будут заложены в бюджет городского округа Кинешма на 2019 год.

После этого жильцы вышеуказанного МКД обращались по тому же вопросу в Ивановскую областную прокуратуру, Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области, в Правительство Ивановской области.

2 августа 2021 г. муниципальное казённое учреждение городского округа Кинешма «Городское управление строительства» (далее – МГУ «ГУС») сообщило Кинешемскому городскому прокурору, что после получения технического отчёта ООО «СтройМаксиСервис+» была разработана проектно-сметная документация для проведения мероприятий по устранению затопления подвалов жилых домов по <адрес> и <адрес>, согласно которой стоимость указанных мероприятий будет составлять 2838,84 тыс. руб. Предполагаемый источник финансирования – бюджет городского округа Кинешма.

6 октября 2021 г. Администрация городского округа Кинешма в ответ на обращение жителя <адрес> Ивановой Г.К. сообщила, что с целью определения работ по предотвращению попадания воды в подвал названного дома администрацией выполнены работы по инженерно-геологическим изысканиям, проведено обследование грунтов, получен технический отчёт об инженерных изысканиях, определён состав грунтов и уровень грунтовых вод, разработана проектно-сметная документация «Водопонижение у жилого дома по адресу: <адрес>». В связи с дефицитом денежных средств в бюджете городского округа Кинешма в текущем году не представляется возможным реализовать указанный проект, данный вопрос может быть рассмотрен при формировании бюджета на 2022 год.

Проектной документацией, разработанной ООО «Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз» по заказу МКУ «ГУС» в 2019 году, установлен комплекс мероприятий по водопонижению у жилого дома по адресу: <адрес>, предусматривающий строительство дренажной системы, включая установку кольцевого систематического горизонтального трубчатого дренажа и станции перекачки дренажных вод, оборудованной погружными насосами, с дальнейшим сбросом дренажных вод по напорному трубопроводу в существующую систему канализации. Строительство дренажной системы предусмотрено на земельном участке, на котором расположен многоквартирный жилой дом. Назначением системы является понижение уровня грунтовых вод ниже залегания фундаментов и сброс поверхностных вод с целью сохранения несущей способности конструкций.

Согласно указанному заключению ООО «Ивгипроводхоз» основными факторами подтопления, обосновывающими необходимость строительства дренажной системы, являются:

отсутствие надлежащей организации поверхностного стока (барраж поднятым полотном улиц линий поверхностного стока, отсутствие развитой сети дождевой канализации), что усиливает питание подземных вод за счёт инфильтрации атмосферных осадков, вод весеннего снеготаяния;

подача на территорию города большого количества воды, значительные утечки из подземных водонесущих коммуникаций, а также фильтрационные потери из существующей канализации, требующей надлежащей её эксплуатации (прочистка, ремонт и пр.).

Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 9 июля 2010 г. усматривается, что с 1 августа 2019 г. собственниками расторгнут договор управления с ООО «Экспресс+», принято решение о способе управления МКД путём непосредственного управления, в качестве обслуживающей организации выбрано ООО «Антей».

Однако с 1 сентября 2021 г. ООО «Антей» прекратило обслуживание вышеуказанного многоквартирного дома.

Протоколом общего собрания собственников помещений того же дома от 2 ноября 2021 г. подтверждается, что собственники, принявшие участие в указанном собрании, единогласно проголосовали «за» по вопросу о согласовании на строительство и размещение на придомовой территории <адрес> дренажной системы, предусмотренной проектной документацией, разработанной ООО «Ивгипроводхоз», одновременно с этим проголосовали «против» принятия решения о необходимости признания их дома аварийным и подлежащим сносу.

Экспертным заключением, утверждённым руководителем ОИ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Ивановской области 25 августа 2022 г., подтверждается, что 24 августа 2022 г. с 23 ч. 00 мин. в <адрес> проводились инструментальные измерения шума в детской комнате, предполагаемым источником шума является работа насосного оборудования, установленного в подвале дома, характер шума широкополосной, постоянный. При этом зафиксирован уровень звукового давления в октавных полосах частот как от 31,5ГЦ до 1000ГЦ, что соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», так и от 2000ГЦ до 8000ГЦ, что не соответствует требованиям указанного СанПиН.

Разрешая заявленный спор, руководствуясь нормами действующего законодательства, изложенными в мотивировочной части решения, суд первой инстанции, учитывая, что причиной подтопления МКД по <адрес> в <адрес> являются грунтовые воды, ответчиком надлежащая организация поверхностного стока не произведена, пришел к выводу, что на Администрацию городского округа Кинешма как на муниципальное образование, к компетенции которого относится организация надлежащего водоотведения в границах городского округа должна быть возложена обязанность выполнить комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территории городского округа Кинешма в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз».

Доводы апелляционной жалобы относительного того, дренажной система относится к общему имуществу многоквартирного дома, следовательно, обязанность по ее устройству не может быть возложена на Администрации городского округа Кинешма, являются не состоятельными.

Понятие водоотведения закреплено в Федеральном законе от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому водоотведение – это приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

При этом государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путём развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, среди прочих, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, среди прочего, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как верно отмечено судом первой инстанции, причиной затопления подвального этажа многоквартирного <адрес> в <адрес> являются грунтовые воды, а не вода из внутридомовой системы водоснабжения или водоотведения, то есть невозможность беспрепятственного отведения этих вод из подвала дома обусловлена не проблемами внутридомовой системы водоснабжения или водоотведения, а отсутствием надлежащей организации поверхностного стока (барраж поднятым полотном улиц линий поверхностного стока, отсутствие развитой сети дождевой канализации), что говорит о ненадлежащей организации водоотведения в муниципальном образовании.

Из сообщений администрации городского округа Кинешма от 19.12.2008 г., 07.08.2009 г. и 06.10.2021 г. следует, что при формировании бюджета городского округа город Кинешма будет решён вопрос о софинансировании, финансировании проектной документации и работ, необходимых для решения возникшей проблемы затопления, следовательно, Администрация городского округа Кинешма на протяжении длительного времени не оспаривала наличие у неё обязанности по организации надлежащего водоотведения в вышеуказанном МКД, о чём неоднократно сообщала жителям дома в переписке.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции и полагает, что сложившаяся ситуация является результатом ненадлежащей организации водоотведения в муниципальном образовании, в связи с чем именно Администрация городского округа Кинешма является надлежащим ответчиком по данному делу.

По указанным выше основаниям не могут быть признаны обоснованными и доводы апелляционной жалобы ответчика о нецелевом использовании средств федерального бюджета.

Доводы апелляционной жалобы относительного того, что строительство дренажной системы приведёт к увеличению общего имущества собственников жилых помещений в этом доме на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку у ответчика отсутствует обязанность по передаче вновь сооружённой дренажной системы в собственность собственников жилых помещений МКД, право собственности на планируемую дренажную систему может быть закреплено за муниципальным образованием в целях её надлежащего содержания и обслуживания, дренажная система должна стать инженерным сооружением, технологически связанным с централизованной системой водоотведения, предназначенной для отведения грунтовых вод.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене постановленного решения, по существу направлены на иную оценку доказательств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Решение суда является законным и обоснованным. Нарушений материального или процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлены, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 14 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Кинешма – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2944/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кинешемский городской прокурор
Ответчики
Администрация городского округа Кинешма
Другие
Николаева Надежда Александровна
Смирнова Ирина Сергеевна
Шалаева Анастасия Эдуардовна
Осташов Александр Борисович
Крошкина Светлана Борисовна
ООО Экспресс+
Меньших Наталья Вячеславовна
Шалаев Ярослав Эдуардович
Турусов Владимир Анатольевич
Григорьев Александр Анастасович
Кечкова Юлия Анатольевна
Осташова Лариса Викторовна
Удальцова Надежда Васильевна
Шалаев Эдуард Юрьевич
Иванова Галина Константиновна
Шалаева Ирина Алексеевна
Удальцова Татьяна Геннадьевна
Турусов Григорий Владимирович
Тихомирова Ирина Олеговна
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Петухова Марина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
08.11.2022Передача дела судье
05.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2022Передано в экспедицию
05.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее