Решение по делу № 33-2323/2024 от 10.06.2024

Судья Пираева Е.А. гражд. дело № 2-1708/2024

№ 33-2323/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 10 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.,

судей областного суда: Лапшиной Л.Б., Метелевой А.М.,

при помощнике: Каримовой Л.К.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе представителя Ступиной О. П. по доверенности Поповичевой Т. В. на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 25 апреля 2024 года по иску Ступиной О. П. к министерству здравоохранения <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности на заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, признании права на указанную выплату,

УСТАНОВИЛА:

Ступина О.П. обратилась в суд с иском, в обоснование указав, что с 13 августа 1996 года по 20 октября 2022 года она осуществляла трудовую деятельность в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Енотаевская районная больница» (далее - ГБУЗ АО «Енотаевская РБ»), с 27 октября 2022 года по 15 ноября 2023 года работала врачом-терапевтом Октябрьской районной больницы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры, имела регистрацию по месту пребывания. 20 ноября 2023 года на основании трудового договора она принята на должность врача скорой медицинской помощи на 1,0 ставку в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ». Администрацией данного учреждения в министерство здравоохранения Астраханской области 11 декабря 2023 года направлены документы в отношении нее для включения в заявку на финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Между тем, решением комиссии от 15 января 2024 года в предоставлении указанной выплаты ей отказано, поскольку должность врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» отсутствует в перечне вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются выплаты на очередной финансовый год. С указанным отказом не согласна, поскольку ранее 19 октября 2023 года в министерство здравоохранения Астраханской области направлялась заявка о внесении изменений в перечень вакантных должностей путем исключения должности врача-анестезиолога-реаниматолога и включения врача скорой медицинской помощи Енотаевской скорой медицинской помощи. Полагает, что при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты, произвольный отказ от осуществления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым. Просила суд признать незаконным решение министерства здравоохранения Астраханской области об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложить на ответчика обязанность заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и признать за ней право на получение указанной выплаты.

Истец Ступина О.П. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимала, ее представитель по доверенности Поповичева Т.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Астраханской области по доверенности Дорохов Н.А. просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 25 апреля 2024 года исковые требования Ступиной О.П. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Ступиной О.П. по доверенности Поповичева Т.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного иска. Указывает, что трудоустройство Ступиной О.П. в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» связано с переездом в сельскую местность, поскольку до заключения трудового договора с данным работодателем она проживала и работала на территории другого субъекта. Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» и не проверил обстоятельства направления данным лицом в министерство здравоохранения Астраханской области заявки о внесении изменений в перечень вакантных должностей.

На заседание судебной коллегии истец Ступина О.П., представитель третьего лица ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» не явились, извещены надлежащим образом, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая надлежащее извещения и требования статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав докладчика, объяснения представителя истца Ступиной О.П. по доверенности Поповичевой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика министерства здравоохранения Астраханской области по доверенности Дорохова Н.А., возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, установлены в приложении № 5.

В целях реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640, Правительство Астраханской области постановлением от 21 марта 2019 года № 84-П утвердило Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Астраханской области.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка выплата осуществляется медицинским работникам общей врачебной практики (семейной медицины), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной министерству здравоохранения Астраханской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный министерством здравоохранения Астраханской области.

Размер выплаты составляет 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях Астраханской области, указанных в перечне удаленных и труднодоступных территорий Астраханской области.

Медицинский работник, претендующий на получение выплаты, поле заключения трудового договора с медицинской организацией подает в министерство документы, перечень которых приведен в пункте 6 Порядка, после чего министерство регистрирует представленные документы, проверяет их на комплектность и соответствие требованиям, и с документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия направляет на рассмотрение созданной при министерстве комиссии, которая принимает соответствующее решение.

В случае нарушения оснований и условий предоставления выплат медицинскому работнику, предусмотренных, в том числе пунктом 2 Порядка, комиссия принимает решение об отказе в предоставлении выплат медицинскому работнику (пункт 11 Порядка).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ступина О.П. с 20 ноября 2023 года принята на работу в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» на должность врача скорой медицинской помощи в Енотаевскую СМП, с ней на неопределенный срок заключен трудовой договор № 253-тд (л.д. 58-64).

11 декабря 2023 года Ступина О.П. подала работодателю заявление о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1500 000 руб., которое наряду с иными документами направлено в министерство здравоохранения Астраханской области для включения ее в заявку на финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (л.д. 53-54).

На основании пункта 11 Порядка комиссией принято решение об отсутствии оснований для предоставления Ступиной О.П. единовременной компенсационной выплаты в связи с несоответствием ее требованиям, установленным пунктом 2 Порядка (выписка из протокола комиссии от 15 января 2024 года на л.д. 18-19).

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку трудоустройство истца Ступиной О.П. не было связано с переездом в сельскую местность, занимаемая ею должность отсутствовала в перечне должностей, при замещении которых производится единовременная компенсационная выплата.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.

Материалами дела подтверждается, что Ступина О.П. с 12 сентября 2009 года зарегистрирована по адресу: <адрес> (копия паспорта на л.д. 55).

Из представленной в материалы дела трудовой книжки Ступиной (в девичестве <данные изъяты>) О.П. усматривается, что с 1 августа 1994 года по 31 июля 1995 года она проходила интернатуру по терапии в Енотаевской центральной районной больнице; после окончания интернатуры с 1 августа 1995 года зачислена на должность главного врача Копановской врачебной амбулатории; с 13 августа 1996 года по 8 сентября 2013 года работала в должности врача-терапевта поликлиники ГБУЗ АО «Енотаевская РБ»; 9 сентября 2013 года переведена на должность врача скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ»; с 1 апреля 2018 года по 20 октября 2022 года работала в должности заведующего отделением скорой медицинской помощи-врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница»; с 27 октября 2022 года по 15 ноября 2023 года работала в должности врача-терапевта в Октябрьской районной больнице бюджетного учреждения Ханты-Мансийского округа-Югры; и с 20 ноября 2023 года принята на должность врача скорой медицинской помощи в СМП ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница».

Таким образом установлено, что Ступина О.П. зарегистрирована в Енотаевском районе Астраханской области, где также осуществляла трудовую деятельность до 20 октября 2023 года.

То обстоятельство, что Ступина О.П. в период с 27 октября 2022 года по 15 ноября 2023 года работала в должности врача-терапевта в Октябрьской районной больнице бюджетного учреждения Ханты-Мансийского округа-Югры, имела регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 9 декабря 2022 года по 25 ноября 2027 года (свидетельство на л.д. 17), и впоследствии была трудоустроена на должность врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ», не свидетельствует о том, что она прибыла (переехала) на работу в сельский населенный пункт, поскольку в указанном сельском населенном пункте она имеет постоянную регистрацию с 12 сентября 2009 года

Судебная коллегия отмечает, что компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Наиболее распространенной причиной отказа медицинским работникам в выплате единовременной компенсации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является факт расторжения трудового договора медицинским работником и последующего повторного заключения им трудового договора с одним и тем же медицинским учреждением (письмо ФФОМС от 8 июля 2013 года № 5124/80-1/и).

Принимая во внимание, что трудоустройство Ступиной О.П. в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» вопреки доводам жалобы не было связано с ее переездом в сельскую местность, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения комиссии.

Кроме того, суд согласился с решением комиссии об отказе Ступиной О.П. в предоставлении единовременной компенсационной выплаты и по тем основаниям, что занимаемая ею должность врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» отсутствует в перечне вакантных должностей, при замещении которых осуществляется компенсационная выплата.

Материалами дел подтверждается, что распоряжением министерства здравоохранения Астраханской области от 8 сентября 2022 года № 642р (л.д. 35-49) утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год, согласно которому в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» вакантными являлись должности врача-фтизиатра участкового, врача-анестезиолога-реаниматолога (2 должности), врача-невролога, врача-эндокринолога, врача-травматолога-ортопеда, фельдшера скорой медицинской помощи (2 должности).

Указанное распоряжение от 8 сентября 2022 года № 642р признано утратившим силу на основании распоряжения министерства здравоохранения Астраханской области от 26 апреля 2023 года № 281-р (л.д. 102-118), которым утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год.

В указанный перечень по ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» включены должности врача-стоматолога, врача-терапевта участкового, фельдшера скорой медицинской помощи (2 должности) и фельдшера с указанием размера единовременной компенсационной выплаты по каждой должности.

Таким образом, достоверно установлено, что занимаемая Ступиной О.П. должность врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» отсутствует в перечне вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются выплаты на очередной финансовый год.

Доводы жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» и не проверил обстоятельства направления данным лицом в министерство здравоохранения Астраханской области заявки о внесении изменений в перечень вакантных должностей, нельзя признать состоятельными.

Из представленной в материалы дела копии письма от 19 октября 2023 года №02-14/5119-1 (л.д. 15) следует, что администрация ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» в связи с производственной необходимостью и имеющимися вакантными должностями просит министерство здравоохранения Астраханской области внести изменения в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год, и исключить врача-анестезиолога-реаниматолога (хирургическое отделение с. Енотаевка, ул. Советская, д. 34) – 1 чел., и включить врача скорой помощи Енотаевской СМП (с. Енотаевка, ул. Советская, д. 34) – 1 чел. (физическое лицо имеется).

Из ответа заведующей сектором документационного обеспечения на служебную записку и.о. начальника отдела нормативно-правового обеспечения министерства от 2 апреля 2024 года установлено, что письмо ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» от 19 октября 2023 года № 02-14/5119-1 на регистрацию в министерство не поступало (л.д. 77-78).

Судебной коллегией в целях проверки доводов жалобы из ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» запрошены документы, подтверждающие направление в министерство здравоохранения Астраханской области письма от 19 октября 2023 года от 19 октября 2023 года № 02-14/5119-1.

В ответе на запрос судебной коллегии и.о. главного врача ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» направлена только копия указанного письма от 19 октября 2023 года № 02-14/5119-1. Иных документов, подтверждающих направление письма, не представлено.

Кроме того, направление письма о внесении изменений в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год, не свидетельствует о безусловной обязанности министерства здравоохранения исполнить требования указанного письма. Более того, ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» просило исключить из перечня должностей врача-анестезиолога-реаниматолога (хирургическое отделение с. Енотаевка, ул. Советская, д. 34), однако указанная должность согласно распоряжению министерства здравоохранения Астраханской области от 26 апреля 2023 года № 281-р не вошла в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год, и потому не могла быть исключена.

Судебная коллегия отмечает, что в перечень должностей подлежат включению вакантные должности медицинских работников, однако в своем письме от 19 октября 2023 года №02-14/5119-1 ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» просит включить в перечень должностей врача скорой помощи Енотаевской СМП (с. Енотаевка, ул. Советская, д. 34) – 1 чел., указывая на то, что физическое лицо имеется, что подтверждает то, что данная должность вакантной не является и, потому включению в перечень не подлежала бы.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции об отказе Ступиной О.П. в удовлетворении заявленного иска, и оснований для его отмены по доводам жалобы не усматривает.

Доводы, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, они направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 25 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ступиной О. П. по доверенности Поповичевой Т. В. – без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Беляков

Судьи областного суда: Л.Б. Лапшина

А.М. Метелева

Судья Пираева Е.А. гражд. дело № 2-1708/2024

№ 33-2323/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 10 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.,

судей областного суда: Лапшиной Л.Б., Метелевой А.М.,

при помощнике: Каримовой Л.К.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе представителя Ступиной О. П. по доверенности Поповичевой Т. В. на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 25 апреля 2024 года по иску Ступиной О. П. к министерству здравоохранения <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности на заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, признании права на указанную выплату,

УСТАНОВИЛА:

Ступина О.П. обратилась в суд с иском, в обоснование указав, что с 13 августа 1996 года по 20 октября 2022 года она осуществляла трудовую деятельность в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Енотаевская районная больница» (далее - ГБУЗ АО «Енотаевская РБ»), с 27 октября 2022 года по 15 ноября 2023 года работала врачом-терапевтом Октябрьской районной больницы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры, имела регистрацию по месту пребывания. 20 ноября 2023 года на основании трудового договора она принята на должность врача скорой медицинской помощи на 1,0 ставку в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ». Администрацией данного учреждения в министерство здравоохранения Астраханской области 11 декабря 2023 года направлены документы в отношении нее для включения в заявку на финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Между тем, решением комиссии от 15 января 2024 года в предоставлении указанной выплаты ей отказано, поскольку должность врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» отсутствует в перечне вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются выплаты на очередной финансовый год. С указанным отказом не согласна, поскольку ранее 19 октября 2023 года в министерство здравоохранения Астраханской области направлялась заявка о внесении изменений в перечень вакантных должностей путем исключения должности врача-анестезиолога-реаниматолога и включения врача скорой медицинской помощи Енотаевской скорой медицинской помощи. Полагает, что при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты, произвольный отказ от осуществления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым. Просила суд признать незаконным решение министерства здравоохранения Астраханской области об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложить на ответчика обязанность заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и признать за ней право на получение указанной выплаты.

Истец Ступина О.П. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимала, ее представитель по доверенности Поповичева Т.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Астраханской области по доверенности Дорохов Н.А. просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 25 апреля 2024 года исковые требования Ступиной О.П. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Ступиной О.П. по доверенности Поповичева Т.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного иска. Указывает, что трудоустройство Ступиной О.П. в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» связано с переездом в сельскую местность, поскольку до заключения трудового договора с данным работодателем она проживала и работала на территории другого субъекта. Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» и не проверил обстоятельства направления данным лицом в министерство здравоохранения Астраханской области заявки о внесении изменений в перечень вакантных должностей.

На заседание судебной коллегии истец Ступина О.П., представитель третьего лица ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» не явились, извещены надлежащим образом, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая надлежащее извещения и требования статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав докладчика, объяснения представителя истца Ступиной О.П. по доверенности Поповичевой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика министерства здравоохранения Астраханской области по доверенности Дорохова Н.А., возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, установлены в приложении № 5.

В целях реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640, Правительство Астраханской области постановлением от 21 марта 2019 года № 84-П утвердило Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Астраханской области.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка выплата осуществляется медицинским работникам общей врачебной практики (семейной медицины), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной министерству здравоохранения Астраханской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный министерством здравоохранения Астраханской области.

Размер выплаты составляет 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях Астраханской области, указанных в перечне удаленных и труднодоступных территорий Астраханской области.

Медицинский работник, претендующий на получение выплаты, поле заключения трудового договора с медицинской организацией подает в министерство документы, перечень которых приведен в пункте 6 Порядка, после чего министерство регистрирует представленные документы, проверяет их на комплектность и соответствие требованиям, и с документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия направляет на рассмотрение созданной при министерстве комиссии, которая принимает соответствующее решение.

В случае нарушения оснований и условий предоставления выплат медицинскому работнику, предусмотренных, в том числе пунктом 2 Порядка, комиссия принимает решение об отказе в предоставлении выплат медицинскому работнику (пункт 11 Порядка).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ступина О.П. с 20 ноября 2023 года принята на работу в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» на должность врача скорой медицинской помощи в Енотаевскую СМП, с ней на неопределенный срок заключен трудовой договор № 253-тд (л.д. 58-64).

11 декабря 2023 года Ступина О.П. подала работодателю заявление о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1500 000 руб., которое наряду с иными документами направлено в министерство здравоохранения Астраханской области для включения ее в заявку на финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (л.д. 53-54).

На основании пункта 11 Порядка комиссией принято решение об отсутствии оснований для предоставления Ступиной О.П. единовременной компенсационной выплаты в связи с несоответствием ее требованиям, установленным пунктом 2 Порядка (выписка из протокола комиссии от 15 января 2024 года на л.д. 18-19).

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку трудоустройство истца Ступиной О.П. не было связано с переездом в сельскую местность, занимаемая ею должность отсутствовала в перечне должностей, при замещении которых производится единовременная компенсационная выплата.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.

Материалами дела подтверждается, что Ступина О.П. с 12 сентября 2009 года зарегистрирована по адресу: <адрес> (копия паспорта на л.д. 55).

Из представленной в материалы дела трудовой книжки Ступиной (в девичестве <данные изъяты>) О.П. усматривается, что с 1 августа 1994 года по 31 июля 1995 года она проходила интернатуру по терапии в Енотаевской центральной районной больнице; после окончания интернатуры с 1 августа 1995 года зачислена на должность главного врача Копановской врачебной амбулатории; с 13 августа 1996 года по 8 сентября 2013 года работала в должности врача-терапевта поликлиники ГБУЗ АО «Енотаевская РБ»; 9 сентября 2013 года переведена на должность врача скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ»; с 1 апреля 2018 года по 20 октября 2022 года работала в должности заведующего отделением скорой медицинской помощи-врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница»; с 27 октября 2022 года по 15 ноября 2023 года работала в должности врача-терапевта в Октябрьской районной больнице бюджетного учреждения Ханты-Мансийского округа-Югры; и с 20 ноября 2023 года принята на должность врача скорой медицинской помощи в СМП ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница».

Таким образом установлено, что Ступина О.П. зарегистрирована в Енотаевском районе Астраханской области, где также осуществляла трудовую деятельность до 20 октября 2023 года.

То обстоятельство, что Ступина О.П. в период с 27 октября 2022 года по 15 ноября 2023 года работала в должности врача-терапевта в Октябрьской районной больнице бюджетного учреждения Ханты-Мансийского округа-Югры, имела регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 9 декабря 2022 года по 25 ноября 2027 года (свидетельство на л.д. 17), и впоследствии была трудоустроена на должность врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ», не свидетельствует о том, что она прибыла (переехала) на работу в сельский населенный пункт, поскольку в указанном сельском населенном пункте она имеет постоянную регистрацию с 12 сентября 2009 года

Судебная коллегия отмечает, что компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Наиболее распространенной причиной отказа медицинским работникам в выплате единовременной компенсации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является факт расторжения трудового договора медицинским работником и последующего повторного заключения им трудового договора с одним и тем же медицинским учреждением (письмо ФФОМС от 8 июля 2013 года № 5124/80-1/и).

Принимая во внимание, что трудоустройство Ступиной О.П. в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» вопреки доводам жалобы не было связано с ее переездом в сельскую местность, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения комиссии.

Кроме того, суд согласился с решением комиссии об отказе Ступиной О.П. в предоставлении единовременной компенсационной выплаты и по тем основаниям, что занимаемая ею должность врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» отсутствует в перечне вакантных должностей, при замещении которых осуществляется компенсационная выплата.

Материалами дел подтверждается, что распоряжением министерства здравоохранения Астраханской области от 8 сентября 2022 года № 642р (л.д. 35-49) утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год, согласно которому в ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» вакантными являлись должности врача-фтизиатра участкового, врача-анестезиолога-реаниматолога (2 должности), врача-невролога, врача-эндокринолога, врача-травматолога-ортопеда, фельдшера скорой медицинской помощи (2 должности).

Указанное распоряжение от 8 сентября 2022 года № 642р признано утратившим силу на основании распоряжения министерства здравоохранения Астраханской области от 26 апреля 2023 года № 281-р (л.д. 102-118), которым утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год.

В указанный перечень по ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» включены должности врача-стоматолога, врача-терапевта участкового, фельдшера скорой медицинской помощи (2 должности) и фельдшера с указанием размера единовременной компенсационной выплаты по каждой должности.

Таким образом, достоверно установлено, что занимаемая Ступиной О.П. должность врача скорой медицинской помощи ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» отсутствует в перечне вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются выплаты на очередной финансовый год.

Доводы жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» и не проверил обстоятельства направления данным лицом в министерство здравоохранения Астраханской области заявки о внесении изменений в перечень вакантных должностей, нельзя признать состоятельными.

Из представленной в материалы дела копии письма от 19 октября 2023 года №02-14/5119-1 (л.д. 15) следует, что администрация ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» в связи с производственной необходимостью и имеющимися вакантными должностями просит министерство здравоохранения Астраханской области внести изменения в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год, и исключить врача-анестезиолога-реаниматолога (хирургическое отделение с. Енотаевка, ул. Советская, д. 34) – 1 чел., и включить врача скорой помощи Енотаевской СМП (с. Енотаевка, ул. Советская, д. 34) – 1 чел. (физическое лицо имеется).

Из ответа заведующей сектором документационного обеспечения на служебную записку и.о. начальника отдела нормативно-правового обеспечения министерства от 2 апреля 2024 года установлено, что письмо ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» от 19 октября 2023 года № 02-14/5119-1 на регистрацию в министерство не поступало (л.д. 77-78).

Судебной коллегией в целях проверки доводов жалобы из ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» запрошены документы, подтверждающие направление в министерство здравоохранения Астраханской области письма от 19 октября 2023 года от 19 октября 2023 года № 02-14/5119-1.

В ответе на запрос судебной коллегии и.о. главного врача ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» направлена только копия указанного письма от 19 октября 2023 года № 02-14/5119-1. Иных документов, подтверждающих направление письма, не представлено.

Кроме того, направление письма о внесении изменений в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год, не свидетельствует о безусловной обязанности министерства здравоохранения исполнить требования указанного письма. Более того, ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» просило исключить из перечня должностей врача-анестезиолога-реаниматолога (хирургическое отделение с. Енотаевка, ул. Советская, д. 34), однако указанная должность согласно распоряжению министерства здравоохранения Астраханской области от 26 апреля 2023 года № 281-р не вошла в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2023 год, и потому не могла быть исключена.

Судебная коллегия отмечает, что в перечень должностей подлежат включению вакантные должности медицинских работников, однако в своем письме от 19 октября 2023 года №02-14/5119-1 ГБУЗ АО «Енотаевская РБ» просит включить в перечень должностей врача скорой помощи Енотаевской СМП (с. Енотаевка, ул. Советская, д. 34) – 1 чел., указывая на то, что физическое лицо имеется, что подтверждает то, что данная должность вакантной не является и, потому включению в перечень не подлежала бы.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции об отказе Ступиной О.П. в удовлетворении заявленного иска, и оснований для его отмены по доводам жалобы не усматривает.

Доводы, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, они направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 25 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ступиной О. П. по доверенности Поповичевой Т. В. – без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Беляков

Судьи областного суда: Л.Б. Лапшина

А.М. Метелева

33-2323/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ступина О.П.
Ответчики
Министерство здравоохранения Астраханской области
Другие
ГБУЗ АО Енотаевская районная больница
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Беляков Александр Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud.ast.sudrf.ru
19.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2024Передано в экспедицию
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее