Решение по делу № 2-4/2023 (2-701/2022;) от 24.10.2022

Дело № 2-4/2023

УИД 02RS0006-01-2022-001605-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улаган

27 января 2023 года

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Чугуловой А.Ю., с участием представителя истца (по первоначальному иску) Манатовой Н.И., представителя истца (по встречному иску) Енушевской К.С., представителей третьего лица Гревцевой А.В., Сарбашевой Р.В., прокурора Колян А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО «Улаганский район» к Кудрявцеву Семёну Александровичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём выплаты возмещения, по исковому (встречному) заявлению Кудрявцева Семёна Александровича к администрации МО «Улаганский район» о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Улаганский район» обратилась в суд с иском к Кудрявцеву С.А., в окончательной редакции просила изъять принадлежащее ответчику жилое помещение, расположенное по адресу: с<адрес>, с выплатой Кудрявцеву С.А. возмещения в размере 1495500 руб., прекратить право собственности Кудрявцева С.А. и признать право муниципальной собственности на изымаемое жилое помещение за МО «Улаганский район», признать Кудрявцева С.А. прекратившим право пользования жилым помещением в течении 15-ти дней после перечисления ответчику возмещения за жилое помещение.

В обоснование иска указано, что на праве собственности Кудрявцеву С.А. принадлежит квартира <адрес>. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019 – 2025 годах. 14.04.2022 года администрацией МО «Улаганский район» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в с. Акташ, <адрес>, в том числе, квартиры, принадлежащей ответчику, путём выплаты возмещения за жилое помещение в размере 1495500 руб., определенном по результатам оценки ООО «Алтай Абсолют». Во внесудебном порядке ответчик проигнорировал проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, согласия на заключение соглашения не выразил.

Кудрявцев С.А. обратился в суд с иском (встречным) к администрации МО «Улаганский район», в окончательной редакции просил признать за истцом право на предоставление в собственность взамен признанного аварийным и непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначного жилого помещения площадью не менее 52,2 кв.м, без доплаты; обязать администрацию МО «Улаганский район» предоставить Кудрявцеву С.А. в собственность взамен признанного аварийным и непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное применительно к условиям местности жилое помещение площадью не менее 52,2 кв.м, без доплаты, расположенное в черте с. Акташ Улаганского района Республики Алтай.

В обоснование иска Кудрявцев С.А. указал, что он является собственником квартиры <адрес>. 06.07.2016 года многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019 – 2025 годах, 14.04.2022 года администрацией МО «Улаганский район» принято решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём выплаты возмещения за жилое помещение. Поскольку многоквартирный дом включен в региональную адресную программу переселения из аварийного жилья, на основании ч. 8 ст. 32 ЖК РФ Кудрявцев С.А. при изъятии жилого помещения для муниципальных нужд желает воспользоваться альтернативным способом обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, путём предоставления иного равнозначного благоустроенного жилого помещения без доплат, расположенного в том же населенном пункте.

В судебном заседании представитель администрации МО «Улаганский район» действующая на основании доверенности Манатова Н.И. первоначальные исковые требования поддержала в полном объёме, по основаниям, указанным в заявлении, встречный иск Кудрявцева С.А. не признала полностью, пояснила, что действующая редакция Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019 – 2025 годах не предусматривает возможности предоставления иного жилого помещения по договору мены при переселении из аварийного жилья, поэтому при изъятии жилья для муниципальных нужд всем предоставляется возмещение рыночной стоимости и если полагается, то субсидия. Кроме того, у администрации МО «Улаганский район» не имеется возможности представить Кудрявцеву С.А. иное равнозначное жилое помещение по договору мены, поскольку финансовые средства на это не предусмотрены. Длительность проведения процедуры изъятия признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома связана с тем, что сначала районная администрация ожидала включение многоквартирного дома в региональную адресную программу, потом учитывали объем финансирования, доведенного на очередной этап реализации Программы.

Представитель истца (по встречному иску) Кудрявцева С.А., действующая на основании доверенности Енушевская К.С. (по видеоконференц-связи) встречный иск поддержала в полном объёме по основаниям указанным в заявлении, просила на основании ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда до 01.06.2023 года. Первоначальные иск администрации МО «Улаганский район» не признала, считала нарушенным порядок изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, необоснованным размер возмещения за жилое помещение, определенный по результатам оценки ООО «Алтай Абсолют».

Представители Минрегионразвития РА, действующие на основании доверенностей Гревцева А.В., Сарбашева Р.В. (по видеоконференц-связи), поддержали иск администрации МО «Улаганский район» об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём выплаты возмещения, пояснили, что действующая редакция Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019 – 2025 годах предусматривает обязанность собственника доплатить разницу в стоимости жилых помещений, в связи с чем, иск Кудрявцева С.А. о предоставлении иного жилого помещения по договору мены без доплаты удовлетворению не подлежит. Средства на представление Кудрявцеву С.А. иного жилого помещения по договору мены в бюджете не предусмотрены, принятие такого решения может повлечь значительные финансовые санкции.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик (по первоначальному иску) Кудрявцев С.А., третьи лица Кудрявцева Л.С., Кудрявцев Д.А., представитель ППК «Фонд развития территорий», в судебное заседание не явились, отложить рассмотрение дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав представителей, заключение прокурора, считавшего подлежащими удовлетворению исковые требования администрации МО «Улаганский район» в части изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, исковые требования Кудрявцева С.А. подлежащими удовлетворению в полном объёме, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно подп. 3.2 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (также - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случая, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных, муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ).

Статья 239.2 ГК РФ предусматривает, что отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно п. 3 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, в том числе, связанным с иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (также – ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

Часть 6 статьи 32 ЖК РФ предусматривает, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Частью 7 статьи 32 ЖК РФ установлено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность изъятия на условиях предварительного и равноценного возмещения для государственных или муниципальных нужд принадлежащих гражданам на праве собственности земельных участков и расположенных на них, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными, жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу.

Судом установлено, что 06.07.2016 года многоквартирный дом по ул. Южная в с. Акташ, в установленном Правительством Российской Федерации порядке признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается распоряжением администрации МО «Улаганский район» от 06.07.2016 года № 790/1 (л.д. 90, 193).

02.03.2018 года на основании договора купли-продажи Кудрявцев С.А. приобрел в собственность жилое помещение с кадастровым , квартиру <адрес>, право собственности зарегистрировано 15.03.2018 года, что подтверждается сведениями ЕГРН (л.д. 20-21).

Сведений о направлении (вручении) Кудрявцеву С.А. предусмотренного ч. 10 ст. 32 ЖК РФ уведомления о сносе аварийного жилья за собственный счет в материалы дела не представлено.

Из пояснений представителя администрации МО «Улаганский район» Манатовой Н.И. следует, что в отношении данного многоквартирного дома собственникам жилых помещений устанавливался срок до 01.09.2019 года для сноса аварийного многоквартирного дома за собственный счет, что подтвердила уведомлениями в адрес соседей Кудрявцева С.А. от 22.10.2018 года № 1606, № 1608, уведомление не направлялось Кудрявцеву С.А., поскольку он не являлся собственником квартиры в данном многоквартирном доме.

Учитывая разъяснения абз. 1 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» о том, что требование о сносе предъявляется уполномоченным органом по общему правилу, суд исходит из того, что Кудрявцев С.А., как и иные собственники жилых помещений в многоквартирном доме, был обязан осуществить снос в срок до 01.09.2019 года.

В материалы дела не представлено сведений о добровольном выполнении собственниками жилых помещений требования о сносе аварийного многоквартирного дома за свой счёт в установленный срок.

14.04.2022 года администрацией МО «Улаганский район» принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём возмещения рыночной стоимости земельных участков и жилых помещений, в том числе, расположенных в многоквартирном доме <адрес>. В решении об изъятии для муниципальных нужд указано на обязанность ответственного должностного лица заключить с собственниками соответствующие соглашения, установлен срок действия постановления три года со дня издания, что подтверждается постановлением от 14.04.2022 года № 393/1 (л.д. 8-9).

25.04.2022 года администрацией МО «Улаганский район» исх. № 103 вынесено адресованное Кудрявцеву С.А. уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и многоквартирного дома в <адрес> и направлении проекта соглашения о выкупе (л.д. 16).

Давая оценку доводу представителя ответчика (по первоначальному иску) Енушевской К.С. о невручении Кудрявцеву С.А. проекта соглашения об изъятии жилого помещения, суд принимает во внимание следующее.

Сведений о направлении Кудрявцеву С.А. уведомления об изъятии и (или) соглашения почтовой связью в материалы дела не представлено.

На данном уведомлении имеет надпись «уведомление получил 04.05.2022 года» и подпись, без расшифровки подписи. В тексте уведомления имеется указание на направление адресату проекта соглашения о выкупе по цене, установленной в отчете об оценке ООО «Алтай Абсолют».

Из содержания отчета об оценке ООО «Алтай Абсолют» следует, что предусмотренный ч. 7 ст. 32 ЖК РФ размер возмещения за спорное жилое помещение определен на основании отчета об оценке № 22/5-102-1, составленного 27.05.2022 года (л.д. 101-146).

Таким образом, с учётом даты вынесения уведомления (25.04.2022 года) и даты вручения (04.05.2022 года), даты составления отчета об оценке (27.05.2022 года), суд приходит к выводу, что Кудрявцеву С.А. не вручался проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд.

В досудебном порядке, а также в ходе рассмотрения гражданского дела Кудрявцев С.А. не выразил согласия заключить с администрацией МО «Улаганский район» соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения.

Таким образом, судом установлено, что Кудрявцев С.А. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, собственники которого не выполнили требование уполномоченного органа о сносе аварийных жилых помещений за свой счёт, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ является основанием для удовлетворения исковых требований администрации МО «Улаганский район» в части изъятия для муниципальных нужд принадлежащего Кудрявцеву С.А. жилого помещения.

Учитывая решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в судебном порядке, разъяснения подп. «л» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд находит обоснованным требование администрации МО «Улаганский район» о прекращении права собственности Кудрявцева С.А. и признании права муниципальной собственности на спорное жилое помещение, с учётом установленного ч. 6 ст. 32 ЖК РФ условия о предварительном и равноценном возмещении, что является основанием для удовлетворения этой части исковых требований администрации МО «Улаганский район».

Кудрявцевым С.А. заявлено исковое (встречное) требование о предоставлении ему при изъятии жилого помещения для муниципальных нужд иного равнозначного жилого помещения в том же населенном пункте.

По общему правилу, установленному ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Аналогичная правовая позиция указана в подп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а лишение собственника права выбора может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012 (вопрос № 2), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 (вопрос № 41).

Из материалов дела следует, что после приобретения Кудрявцевым С.А. спорной квартиры 15.03.2018 года, Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.03.2019 года № 89 многоквартирный дом в с. Акташ, ул. Южная, д. 20, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай на 2019 – 2025 годы», с плановой датой расселения многоквартирного дома 31.12.2022 года (четвертый этап - в действующей редакции Программы), что следует из Приложения № 3 к республиканской адресной программе (л.д. 90).

В этой связи, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению исковое (встречное) требование Кудрявцева С.А. в части возложения на администрацию МО «Улаганский район» обязанности при изъятии жилого помещения для муниципальных нужд предоставить Кудрявцеву С.А. иное равнозначное, благоустроенное применительно к условиям местности жилое помещение, площадью не менее 52,2 кв.м, без доплаты. Данное решение является основанием для отказа в удовлетворении исковых (первоначальных) требований администрации МО «Улаганский район» в части изъятия у Кудрявцева С.А. для муниципальных нужд жилого помещений путём выплаты возмещения (рыночной стоимости и убытков).

Давая оценку доводу представителя администрации МО «Улаганский район» о том, действующая республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай на 2019 – 2025 годы» не предусматривает при изъятии для муниципальных нужд аварийного и непригодного для проживания жилого помещения обеспечение жилищных прав собственника путём предоставления иного жилого помещения, суд находит его необоснованным, поскольку раздел IV Программы «Система программных мероприятий» предусматривает предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай, путём строительства многоквартирных жилых домов или жилых домов; приобретения у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах; приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов.

Давая оценку доводам представителей администрации МО «Улаганский район», Минрегионразвития РА о том, что жилищные права Кудрявцева С.А. при изъятии для муниципальных нужд аварийного и непригодного для проживания жилого помещения путём предоставления иного жилого помещения не могут быть обеспечены без доплаты, суд также находит их необоснованными.

В силу ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, к договорам, заключенным после введения данного акта в действие, если иное прямо не предусмотрено актом жилищного законодательства.

Действующее жилищное законодательство, Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай на 2019 – 2025 годы» в редакции, действовавшей на дату включения многоквартирного дома в республиканскую адресную программу (29.03.2019 года), принятия уполномоченным органом решения об изъятии для муниципальных нужд аварийного и непригодного для проживания жилого помещения (14.04.2022 года), не предусматривали императивных норм о доплате за предоставляемое гражданам жилое помещение.

Из содержания республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай на 2019 – 2025 годы» в первоначальной редакции следует, что многоквартирный дом по ул. Южная, д. 20 в с. Акташ (11 квартир общей площадью 501,3 кв.м) планировался к расселению до 31.12.2023 года (четвертый этап), по муниципальному образованию «Улаганский район» четвертый этап расселения граждан предусматривал приобретение за счет средств Фонда, республиканского и местного бюджета жилых помещений у застройщиков в строящихся домах в отношении всей площади расселяемых жилых помещений (2097,8 кв.м) и не предусматривал обязанность переселяемых граждан производить доплату при предоставлении им жилых помещений (Прилож-е № 2, 3).

Анализируя хронологию и последовательность действий ответчика (по встречному иску) администрации МО «Улаганский район» с 2016 года, суд приходит к выводу, что после включения аварийного многоквартирного дома в региональную адресную программу, неисполнения собственниками жилых помещений требования о сносе многоквартирного дома за свой счёт, 01.09.2019 года у органа местного самоуправления имелось правомочие по изъятию для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, проживание в котором угрожает жизни и здоровья граждан. Однако, уполномоченный орган местного самоуправления длительное время, до 14.04.2022 года не решал вопрос изъятия жилых помещений, в связи с чем, дополнительные обязанности (ограничения) для собственников жилых помещений, введённые Постановлением Правительства Республики Алтай от 27.04.2022 года № 149 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Алтай от 29 марта 2019 года № 89», без прямого указания на их обратную силу (ст. 6 ЖК РФ), не могут распространять свое действие на ранее возникшие правоотношения.

Также с учётом ст. 6 ЖК РФ не может распространять своё действие на ранее возникшие правоотношения, ранее заключенные договоры ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, ограничивающая жилищные права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение.

Оценивая доводы представителей администрации МО «Улаганский район», Минрегионразвития РА об отсутствии бюджетных средств для представления Кудрявцеву С.А. иного жилого помещения по договору мены без доплаты и наличие в законодательстве финансовых санкций, суд также приходит к выводу о его необоснованности, поскольку данный довод противоречит, предусмотренным ст. 2 ГПК РФ целям гражданского судопроизводства о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов заинтересованных лиц.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ, жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта, в связи с чем, иное жилое помещение подлежит предоставлению Кудрявцеву С.А. в том же населенном пункте – с. Акташ Улаганского района.

В силу ст. 12 ГК РФ, поименованные в данной статье способы защиты гражданских прав, предусматривают, в том числе, признание права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иные способы, предусмотренные законом.

Исходя из характера спорного правоотношения и предмета иска (встречного) Кудрявцева С.А. к администрации МО «Улаганский район», суд приходит к выводу, что нарушенное право собственника жилого помещения на предоставление иного жилого помещения при изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, подлежит восстановлению путём выполнения ответчиком (по встречному иску) обязанности предоставить в натуре иное жилое помещение (абз. 8 ст. 12 ГК РФ), в связи с чем, считает излишним удовлетворение искового (встречного) требования Кудрявцева С.А. в части признания права на предоставление иного жилого помещения, поскольку само по себе признание права в качестве способа защиты не восстанавливает нарушенное право истца (по встречному иску).

Давая оценку требованию администрации МО «Улаганский район» о признании Кудрявцева С.А. прекратившим право пользования жилым помещением в течении 15-ти дней после перечисления ответчику возмещения за жилое помещение, суд принимает во внимание следующее.

По смыслу ст. 30 ЖК РФ предусмотренное данной статьей право пользования жилым помещением принадлежит собственнику жилого помещения и после перехода права собственности иному лицу утрачивается прежним собственником в силу закона.

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Таким образом, собственник утрачивает право пользования жилым помещением после прекращения права собственности на жилое помещение, а при изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, при отсутствии у прежнего собственника иного жилья, имеет право на сохранение права пользования на срок до шести месяцев.

В судебном заседании Кудрявцевым С.А. и его представителем не были поддержаны исковые требования администрации МО «Улаганский район» в части признания Кудрявцева С.А. прекратившим право пользования жилым помещением в течении 15-ти дней после перечисления ответчику возмещения за жилое помещение, встречный иск Кудрявцева С.А. о предоставлении иного жилого помещения удовлетворен, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения данной части исковых требований администрации МО «Улаганский район».

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения исковых (первоначальных) требований администрации МО «Улаганский район» в части изъятии у Кудрявцева С.А. жилого помещения для муниципальных нужд, с учётом удовлетворения встречного иска, путём предоставления иного жилого помещения, прекращения права собственности Кудрявцева С.А. и признания права муниципальной собственности на спорную квартиру, исковых (встречных) требований Кудрявцева С.А. о возложении обязанности предоставить ему иное равнозначное жилое помещение в том же населенном пункте, без доплат. В остальной части исковые требования администрации МО «Улаганский район», Кудрявцева С.А. удовлетворению не подлежат.

На основании ст. 206 ГПК РФ с учётом характера спорного правоотношения, предмета иска Кудрявцева С.А., опасности жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном и подлежащим сносу жилье, суд полагает разумным установить администрации МО «Улаганский район» срок для предоставления Кудрявцеву С.А. иного равнозначного жилого помещения без доплат, в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд принимает во внимание, что при обращении с иском (первоначальным) в суд администрация МО «Улаганский район» освобождена от уплаты государственной пошлины в размере 300 руб., основные исковые требования (об изъятии для муниципальных нужд, переходе права собственности к муниципальному образованию) данного истца удовлетворены, что в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика Кудрявцева С.А. указанной суммы в доход соответствующего бюджета.

Кроме того, при обращении с иском (встречным) суд Кудрявцев С.А. уплатил государственную пошлину в размере 300 руб., основные исковые требования (о предоставлении иного жилья) данного истца удовлетворены, что в силу ст. 98 ГПК РФ является основанием для возмещения данной суммы с ответчика (по встречному иску) администрации МО «Улаганский район».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) к Кудрявцеву Семёну Александровичу (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить частично.

Встречное исковое заявление Кудрявцева Семёна Александровича удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд принадлежащее Кудрявцеву Семёну Александровичу жилое помещение с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>, с предоставлением Кудрявцеву Семёну Александровичу другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения.

Обязать администрацию МО «Улаганский район» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Кудрявцеву Семёну Александровичу в собственность взамен признанного аварийным и непригодным для проживания жилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное применительно к условиям местности жилое помещение площадью не менее 52,2 кв.м, без доплаты, расположенное в черте с. Акташ Улаганского района Республики Алтай.

После исполнения администрацией МО «Улаганский район» указанной выше обязанности прекратить право собственности Кудрявцева Семёна Александровича и признать за МО «Улаганский район» право собственности на жилое помещение с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации МО «Улаганский район», Кудрявцеву С.А., - отказать.

Взыскать с администрации МО «Улаганский район» в пользу Кудрявцева Семёна Александровича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 копеек.

Взыскать с Кудрявцева Семёна Александровича в доход МО «Улаганский район» государственную пошлину в размере 300 руб. 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение составлено 03.02.2023 года.

Председательствующий

А.В. Палагин

2-4/2023 (2-701/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
администрация МО "Улаганский район"
Прокурор Улаганского района Республики Алтай
Ответчики
Кудрявцев Семен Александрович
Другие
Министерство регионального развития Республики Алтай
Кудрявцев Дмитрий Аександрович
Кудрявцева Людмила Семеновна
Енушевская Ксения Сергеевна
ППК ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Судья
Палагин Александр Владимирович
Дело на странице суда
ulagansky.ralt.sudrf.ru
24.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2022Передача материалов судье
25.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2022Судебное заседание
09.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее