Дело № 2а – 125/2022
УИД 33RS0010-01-2022-000019-44
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 марта 2022 года город Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Антипенко Р.П.,
при секретаре судебного заседания Кучиновой Т.Г.,
с участием помощника прокурора Киржачского района Маленького М.А., представителей административных ответчиков Гудкова Д.А., Апанасюка В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, администрации Киржачского района Владимирской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение и обустройство места накопления ТКО в д.Грибаново Першинского сельского поселения в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПин 2.1.3684-21, путем обустройства подъездного пути, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Киржачского района, уточнив заявленные требования в порядке ст. ст. 41, 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области (далее - МО Першинское) о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение и обустройство места накопления ТКО в д.Грибаново Першинского сельского поселения в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПин 2.1.3684-21, путем обустройства подъездного пути, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также прокурор просил суд признании незаконным бездействие администрации Киржачского района Владимирской области, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов не территории д.Грибаново.
Определением от 10.02.2022 года суд привлек к участию в деле в качестве административного ответчика администрацию Киржачского района Владимирской области.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки проведенной прокуратурой района на территории МО Першинское, выявлено несоответствие контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов требованиям законодательства, а именно: вблизи жилого <адрес> расположена контейнерная площадка, которая не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения. Тем самым нарушаются предписания экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, создается угроза образования несанкционированной свалки отходов производства и потребления, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Помощник прокурора Киржачского района Маленький М.А. в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Представитель администрации административного ответчика МО Першинское по доверенности Гудков Д.А. в судебном заседании поддержал письменные возражения, в которых просил суд отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра и определение схемы их размещения отнесено к полномочиям муниципальных районов.
Представитель административного ответчика администрации Киржачского района Владимирской области по доверенности Апанасюк В.С. в судебном заседании поддержал письменные возражения от 15.03.2022 года, в которых представитель административного ответчика по доверенности Сухарева А.А. просила суд отказать в удовлетворении требований к администрации Киржачского района, поскольку органы местного самоуправления поселений самостоятельно устанавливают требования к контейнерным площадкам, размещенным на территории подведомственного поселения. Полагал, что бездействия со стороны администрации Киржачского района не имеется, так как функции по благоустройству территорий сельских поселений к полномочиям администрации района не относятся. Не возражал против удовлетворения искового заявления по требованиям к МО Першинское.
Согласно ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена заблаговременно на интернет-сайте Киржачского районного суда Владимирской области.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем суд определил рассмотреть дело при установленной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона от 10.01.2002N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Владимирской области от 14.11.2014 N 121-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями Владимирской области закреплен такой вопрос местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ как участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", согласно которой, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4).
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Статьей 8 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзац второй), обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (абзац четвертый).
По правилам пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Аналогичные требования к контейнерным площадкам предусмотрены Разделом 3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, надлежащему содержанию расположенных на ней объектов, утвержденных решением Совета народных депутатов МО Першинское от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Киржачского района проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории МО Першинское, в ходе которой установлено, что в <адрес>, имеется место сбора отходов производства и потребления «бункер-накопитель ТБО», которое нарушает действующее санитарно-эпидемиологического законодательство, а именно: указанная контейнерная площадка не имеет подъездного пути, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Киржачского района проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории МО Першинское, в ходе которой установлено, что <адрес>, имеется место сбора отходов производства и потребления «бункер-накопитель ТБО», которое нарушает действующее санитарно-эпидемиологического законодательство, а именно: указанная контейнерная площадка не имеет подъездного пути, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Доводы представителя администрации МО Першинское не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
То обстоятельство, что по указанному выше адресу фактически располагается контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов, которая не оборудована в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, СанПиН 2.1.3684-21, подтверждено документально и административными ответчиками не оспаривается.
Разрешая заявленные требования суд учитывает вышеуказанные нормы права из которых императивно следует, что создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Фактически вышеуказанное место накопления твердых коммунальных отходов нелегитимно, с территориальными органами Росприроднадзора не согласовано, в соответствующий реестр не включено, что также не освобождает администрацию МО Першинское от ответственности по настоящему иску, поскольку именно на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена указанная обязанность.
Доказательства того, что администрацией МО Першинское надлежащим образом организована деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории д.Грибаново, в материалах дела не имеется и указанным административным ответчиком в ходе рассмотрения дела суду не представлены.
Следовательно, оснований для признания бездействия администрации Киржачского района Владимирской области, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории д.Грибаново не имеется.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий.
Согласно положениям ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению, а именно: имеются основания для признания незаконным бездействие администрации МО Першинское, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности связанной с накоплением (в том числе раздельным накоплением) твердых коммунальных отходов и возложении обязанности на администрацию МО Першинское в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение и обустройство места накопления твердых коммунальных отходов в д.Грибаново Першинского сельского поселения в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, надлежащему содержанию расположенных на ней объектов, утвержденными решением Совета народных депутатов МО Першинское от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем предложенный прокурором срок устранения вышеуказанных нарушений суд не считает разумным.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
На основании пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор, освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, администрации Киржачского района Владимирской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности связанной с накоплением (в том числе раздельным накоплением) твердых коммунальных отходов.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Першинское Киржачского района Владимирской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение и обустройство места накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> Першинского сельского поселения в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, надлежащему содержанию расположенных на ней объектов, утвержденными решением Совета народных депутатов МО Першинское от ДД.ММ.ГГГГ №.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Р.П.Антипенко
Мотивированное решение составлено 8 апреля 2022 года
Судья Р.П.Антипенко