Дело № 33-6780/2024
УИД: 36RS0005-01-2024-000792-81
Строка № 2.219г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 октября 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Мещеряковой Е.А.,
судей: Зелепукина А.В., Кузьминой И.А.,
при секретаре: Полякове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В. гражданское дело № 2-1332/2024 по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Воронежской области к АО «Управляющая компания Советского района» о понуждении исполнения предписания
по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Советского районного суда г. Воронежа от 17.06.2024
(судья Косенко В.А.),
У С Т А Н О В И Л А:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с вышеназванным иском к АО «УК Советского района», в котором просила обязать ответчика в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписания государственной жилищной инспекции Воронежской области от 13.10.2023 № 04-31/025, а именно: произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за август 2019 - июнь 2022, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по формуле 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354, расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В обоснование иска указано, что в соответствии с пунктами 1.1, 3.1.1, 4.1.3 Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 №799, является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области.
Порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области установлен Положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 03.12.2021 №693.
В рамках рассмотрения обращения гражданина № 3810н от 16.08.2023, содержащим сведения о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в части начисления платы за коммунальную услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за август 2019 - июнь 2022 на основании решения от 13.10.2023 № 1110 было инициировано проведение внеплановой документарной проверки.
При проведении внеплановой документарной проверки были рассмотрены следующие документы и сведения, находящиеся в распоряжении государственной жилищной инспекции Воронежской области:
- копии писем АО «УК Советского района» от 16.12.2020 № У07-5917, от 30.06.2023 № У07-исх003276;
- копии платежных документов за август 2019 - июнь 2022 по адресу: <адрес>;
- копии расшифровок объемов вывоза за август 2019 - июнь 2022 г.
Актом внеплановой документарной проверки от 13.10.2023 № 04-29/028 установлено следующее.
Согласно приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.02.2019 № 29 «О расчете платы граждан за коммунальную услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов» в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления при расчете платы граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с
п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) формуле 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354.
В результате анализа копий писем АО «УК Советского района» от 16.12.2020 №У07-5917, от 30.06.2023 № У07-исх003276, копий платежных документов за август
2019 - июнь 2022 по адресу: <адрес>, копий расшифровок объемов вывоза за август 2019 - июнь 2022 начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу:
<адрес> за август 2019 - июнь 2022 произведено исходя из общей площади только жилых помещений многоквартирного дома без учета площади нежилых помещений многоквартирного <адрес>
<адрес>.
Таким образом, АО «УК Советского района» при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за август 2019 - июнь 2022 нарушен установленный пунктом 148 (30) Правил № 354 порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по формуле 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354.
По итогу проведения внеплановой выездной проверки было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 13.10.2023
№ 04-31/025 с требованием об устранении нарушений обязательных требований, а именно: АО «УК Советского района» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>,
<адрес> за август 2019 - июнь 2022 исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по формуле 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354. Срок исполнения предписания был установлен до 15.12.2023, со сроком информирования об устранении нарушений обязательных требований до 20.12.2023. На момент обращения в суд с настоящим исковым заявлением сведения об исполнении предписания в адрес государственной жилищной инспекции не поступали.
В соответствии в частью 2 статьи 88 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 248) внеплановая документарная проверка проводилась без взаимодействия с контролируемым лицом. В этой связи копия решения о проведении внеплановой документарной проверки от 13.10.2023 № 1110, акт внеплановой документарной проверки от 13.10.2023 № 04-29/028 и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 13.10.2023 № 04-31/025 в порядке, установленном статьей 21 ФЗ № 248 были направлены контролируемому лицу по адресу электронной почты, а также заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 41.7 Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 03.12.2021 № 693, в случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований лицензиатом инспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Предписание является конкретным и исполнимым, направлено на соблюдение жилищных прав собственников помещений домов и не нарушает каких-либо прав и законных интересов ответчика, поскольку понуждает ответчика исполнить требования п.148 (30) Правил № 354, порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по формуле 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354.
Доказательств признания недействительным понуждаемого к исполнению предписания, как ненормативного правового акта, в установленном законом порядке, обращения ответчика к инспекции с заявлением о продлении срока предписания ответчиком не представлено. Предписание не было оспорено или отменено (л.д. 4-8).
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 17.06.2024 исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области к АО «Управляющая компания Советского района» о понуждении исполнения предписания оставлены без удовлетворения (л.д. 167,168-171).
В апелляционной жалобе представитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности ФИО4 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что суд не принял во внимание неверно произведенный АО «УК Советского района» расчет размера платы за представляемую коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период с августа 2019 по июнь 2022 без учета общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по формуле 9 (л.д.181-184).
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель АО «УК Советского района» по доверенности ФИО5 просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда не явились, о месте и времени слушания дела в апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО6 (собственник жилого помещения по адресу: <адрес>) обращался в прокуратуру Советского района г. Воронежа с жалобой на начисление платы за обращение с ТКО, жалоба направлена на рассмотрение в ГЖИ ВО.
06.07.2023 № 10586-17 ФИО6 дан ответ об отсутствии оснований для перерасчета АО «УК Советского района» платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (л.д. 24-25). ФИО6 с данным ответом не согласился, изложив позицию в жалобе от 16.08.2023 на имя руководителя ГЖИ ВО (л.д. 15-22). Данное обращение ФИО6 послужило основанием для принятия решения № 1110 от 13.10.2023 о проведении документарной проверки (л.д. 94-98).
Согласно акту документарной проверки № 04-29/028 от 13.10.2023 при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за август 2019 - июнь 2022 нарушен установленный пунктом 148 (30) Правил № 354 порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по формуле 9 (4) приложения № 2 к Правилам № 354 (начисление платы произведено исходя из общей площади только жилых помещений многоквартирного дома без учета площади нежилых помещений в многоквартирном доме) (л.д.99-102).
В отношении АО «УК Советского района» было выдано предписание № 04-31/025 от 13.10.2023 о необходимости произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за август 2019 - июнь 2022 исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по формуле 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354. Установлен срок исполнения предписания до 15.12.2023 (л.д.104-105).
18.10.2023 предписание № 04-31/025 от 13.10.2023 направлено заказным письмом в адрес АО «УК Советского района» (л.д. 106, 107-109).
Неисполнение предписания от 13.10.2023 явилось основанием предъявления настоящего иска в суд.
26.12.2023 ГЖИ ВО в отношении АО «УК Советского района» было выдано предписание № 04-31/037 о необходимости произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за июль - декабрь 2022 исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по формуле 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354 (л.д.122).
При этом на основании решения ГЖИ ВО № 69-05-20/554 от 28.04.2023 в реестр лицензий Воронежской области внесены сведения о прекращении управления АО «УК Советского района» многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>,
<адрес> (л.д. 123). С 01.05.2023 управление данным МКД осуществляет ООО «Трест».
В соответствии с ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если срок действия лицензии не продлен в порядке, установленном частью 4 статьи 192 настоящего Кодекса, действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Из решения ГЖИ ВО № 69-05-20/554 от 28.04.2023 следует, что одновременно с внесением в реестр лицензий Воронежской области сведений о прекращении управления АО «УК Советского района» многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в реестр внесены сведения об управлении данным домом ООО «Трест» (л.д. 123).
Таким образом, в силу ч. 6 ст. 198 ЖК РФ с 01.05.2023 АО «УК Советского района» не вправе осуществлять деятельность по управлению вышеназванным многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям.
Согласно ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
В ч. 8 ст. 20 ЖК РФ предусмотрено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
В соответствии с ч. 12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п. 4); о понуждении к исполнению предписания
(п. 6).
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670 утверждены "Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", согласно п. 2 – Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, и настоящим документом.
Согласно п. 10 Общих требований – Организация и осуществление государственного жилищного надзора регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 утверждено "Положение о государственной жилищной инспекции Воронежской области", согласно которому Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее - инспекция) является исполнительным органом Воронежской области, уполномоченным на осуществление на территории Воронежской области регионального государственного жилищного контроля (надзора) (далее - региональный государственный жилищный надзор), регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - региональный государственный лицензионный контроль) и государственного контроля (надзора) за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - государственный контроль за деятельностью регионального оператора) (п. 1.1). Инспекция исполняет следующие государственные функции: осуществление регионального государственного жилищного надзора (п. 3.1.1), осуществление регионального государственного лицензионного контроля (п. 3.1.2), осуществление государственного контроля за деятельностью регионального оператора (п. 3.1.3). Инспекция вправе: обращаться в суд с заявлениями о понуждении к исполнению предписания (пп. 6 п. 4.1.3). Должностное лицо инспекции, являющееся государственным жилищным инспектором, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право: выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, выдавать предписания об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения (пп. 6 п. 4.2).
С учетом установленных выше обстоятельств, приведенного правового регулирования спорных правоотношений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что осуществление ответчиком мероприятий, указанных в предписании ГЖИ ВО № 04-31/025 от 13.10.2023, фактически является невыполнимым в связи с прекращением с 01.05.2023 деятельности по управлению МКД, в связи с чем оснований для возложения на АО «УК Советского района» обязанности в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписания государственной жилищной инспекции Воронежской области от 13.10.2023 № 04-31/025, а именно: произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за август 2019 - июнь 2022 исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по формуле 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354 – не имеется, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Оспаривая указанное решение, ГЖИ Воронежской области сослалось на неправильное применение судом первой инстанции положений ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, считая, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не является препятствием для исполнения предписания.
Судебная коллегия не может принять во внимание указанные доводы, поскольку применение судом первой инстанции положений ч. 6 ст. 198 ЖК РФ соответствует сложившейся судебной практике (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2023 N 88-19767/2023).
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, по существу принятого при правильном определении имеющих значение для дела обстоятельств, правильного применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями
328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Воронежа от 17.06.2024 обставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме составлено 16.10.2024.
Председательствующий:
Судьи коллегии: