Решение по делу № 33-18222/2024 от 23.10.2024

Судья Малова Т.В. УИД 61RS0011-01-2024-001526-40

дело № 33-18222/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2024 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Филиппова А.Е.,

судей Простовой С.В., Перфиловой А.В.

при секретаре Сукаче И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1284/2024 по исковому заявлению Петренко Игоря Михайловича к Администрации Шолоховского городского поселения о признании права на обеспечение жилым помещением, путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, по апелляционной жалобе Петренко Игоря Михайловича на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 13 августа 2024 года.

Заслушав доклад судьи Простовой С.В., судебная коллегия,

установила:

Петренко И.М. обратился с иском к Администрации Шолоховского городского поселения с вышеназванным иском, указав в обоснование, что является собственником квартиры, площадью 52,3 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Постановлением Администрации Шолоховского городского поселения от 31.03.2015 №264 "О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признан аварийным и подлежащим сносу, также постановлено изъять земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом.

Из писем Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (Правительства Ростовской области) за №26.6.1/521 от 05.03.2022 и Администрации Белокалитвинского района Ростовской области за №65.03/507 от 28.02.2022, следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным, подлежащим сносу в 2015 году, его расселение предусмотрено в рамках этапа 2021-2022 годов Областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах», утверждённой постановлением Правительства Ростовской области №569 от 12.08.2016. На территории Ростовской области принято Постановление Правительства РО от 12.08.2016 №569 "Об утверждении Областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2030 годах", которым запланированы сроки и этапы реализации Программы и учитываются в том числе сложности, в связи с отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан, закрепляет дополнительные гарантии для соблюдения жилищных прав как собственников, так и нанимателей жилых помещений при переселении и освобождении жилых помещений.

Вышеуказанный жилой дом, в котором находится жилое помещение кв.5, принадлежащее истцу на основании договора дарения от 10.09.2019, в котором он проживал и продолжает проживать, является его единственным местом жительства, включён в Областную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах», утвержденную постановлением Правительства РО №569 от 12.08.2016 г.

Петренко И.М. обратился к ответчику с заявлением установленной формы о признании его получателем субсидии, которым является собственник жилого помещения в многоквартирном доме, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при соблюдении одновременно условий, указанных в п.1.2 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 «Об утверждении Правил предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений или на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту» (далее по тексту - Правила) и предоставления субсидии па приобретение жилого помещения с приложением документов, указанных в п.2.1 и копии документов на 17 листах, в части подтверждающие его соответствие в совокупности условиям указанного постановления, кроме соглашения об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение.

При этом истец полагал, что на дату подачи им заявления о признании его получателем субсидии, Администрация Шолоховского городского поселения уже имела соглашение об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащее сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение в связи со следующим.

06.06.2022 Петренко И.М. было предложено подписать договор изъятия жилого помещения, непригодного для проживания, который он не подписал. В связи с этим, Администрация Шолоховского городского поселения обратилась в суд с иском к Петренко И.М. об изъятии квартиры путём выплаты выкупной стоимости, признании права муниципальной собственности.

Решением Белокалитвинского городского суда от 31.10.2022 исковые требования Администрации Шолоховского городского поселения об изъятии квартиры путём выплаты выкупной стоимости, признании права муниципальной собственности, удовлетворены частично. Решено изъять у Петренко И.М. квартиру, площадью 52,3 кв.м, расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с выплатой выкупной стоимости в размере 1 996 600 рублей, прекращено право собственности Петренко И.М. на указанное жилое помещение, после перечисления выкупной стоимости. Признано право муниципальной собственности на указанную квартиру, прекращено право пользования Петренко И.М. квартирой. Петренко И.М. обязан освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учёта в течении трёх месяцев после перечисления выкупной стоимости. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14.03.2023 решение Белокалитвинского городского суда от 31.10.2022 отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении иска Администрации Шолоховского городского поселения к Петренко И.М. об изъятии квартиры путем выплаты выкупной стоимости отказано, в связи с тем, что Администрацией Шолоховского городского поселения Белокалитвинского района не была соблюдена процедура, предшествующая изъятию объекта недвижимости.

Ответчиком Администрацией Шолоховского городского поселения отчет об оценке объекта был актуализирован и проект соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания был направлен 10.05.2023 для согласования Петренко И.М., который Петренко И.М. не подписал, вернул его 15.05.2023 ответчику с просьбой приобщить его к ранее направленному заявлению от 13.04.2023.

В установленный п.2.4 Правил срок (20 рабочих дней), в течение которых уполномоченный орган осуществляет рассмотрение заявления и прилагаемые к нему документы и принимает решение о предоставлении субсидии или, при наличии оснований для отказа, указанных в п.2.6 Правил, об отказе в предоставлении субсидии также входят даты 10.05.2023 и 15.05.2023

В ходе судебного порядка рассмотрения по делу №2-1538/2023 Администрацией Шолоховского городского поселения 13.09.2023 в виде мирового соглашения был направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания в адрес Петренко И.М.

Не согласившись с отказом Петренко И.М. от заключения направленного в его адрес 10.05.2023 проекта соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания, Администрация Шолоховского городского поселения обратилась в Белокалитвинский городской суд с иском к Петренко И.М. об изъятии жилого помещения путем выплаты выкупной стоимости, заявив требование обязать Петренко И.М. подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания для выплаты возмещения за жилое помещение и рассмотрения заявления о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения (материал №9-187/2023).

Решением Белокалитвинского городского суда от 16.10.2023 (дело №2-1538/2023) в удовлетворении указанного иска отказано.

Основанием для отказа в иске послужило то основание, что требования и доводы ответчика не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик при принятии решения по заявлению истца о предоставлении субсидии должен руководствоваться п.2.4 Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143, в связи с чем оснований обязывать Петренко И.М. подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания для рассмотрения заявления о предоставлении субсидии не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда, принимая во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции, подтвердила возможность изменения отношений между сторонами спора и апелляционным определением от 22.01.2024 решение Белокалитвинского городского суда от 16.10.2023 оставила без изменения, апелляционная жалобу Администрации Шолоховского городского поселения - без удовлетворения.

Условие абз.7 п.1.2 Правил, что получатель субсидии - собственник жилого помещения приобрел право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, Петренко И.М. соблюдается.

Федеральным законом от 27.12.2019 №473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.07.2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, ст.32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, которая вступила в силу с 28.12.2019 на истца не распространяется, поскольку Петренко И.М. приобрел право собственности на квартиру до вступления в силу ФЗ №473-ФЗ.

Истец полагает, что подавая заявление в уполномоченный орган, он указал цель обращения, при этом подтвердив, что относится к категории лиц, имеющих право подать соответствующее заявление, в связи с чем у последнего отсутствовали законные основания оставить его заявление без разрешения. Также истец полагает, что апелляционным определением от 22.01.2024 подтверждено, что Петренко И.М. относится к категории лиц, имеющих право подать такое заявление.

При этом, уполномоченный орган, получив указанное заявление должен был действовать в соответствии с п.п. 2.1 - 2.5 Правил, однако указанных действий не произвел, достоверность предоставленных в документах сведений не проверил, личное дело заявителя в соответствии с абз.11 п.2.1 Правил надлежащим образом не оформил, о принятом надлежащим образом решении заявителя, в установленный законом срок не уведомил. В результате ненадлежащего исполнения уполномоченным органом своих обязанностей, были нарушены права Петренко И.М., он лишен мер государственной поддержки, права на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

В преамбуле постановления Правительства РО от 30.12.2021 №1143 (в ред. постановления Правительства РО от 26.08.2002 №717) постановлено об утверждении «Правил предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений или на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту» в соответствии с пунктом 8.1 статьи 32 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.2021 №414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", п.3 ч.6 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления Правительства Ростовской области от 17.10.2018 №642 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области".

Истец полагает, что право уполномоченного органа в административном порядке рассмотреть заявление о предоставлении субсидии и принять по нему решение погашено в связи: с несоблюдением уполномоченным органом процедуры, предшествующей изъятию квартиры; нарушением порядка оформления личного дела заявителя в соответствии с абз. 11 п.2.1 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 (личное дело не оформлено); нарушением порядка принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, истечением установленного срока п.2.4 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143; нарушением порядка уведомления о принятом решении заявителя, предусмотренного п.2.5 постановления Правительства РО от 30.12.2021 №1143; нарушением и истечением срока расселения многоквартирного дома расселяемого в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН утвержденного постановлением Правительства РО от 12.08.2016 №569 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017-2023 годах»; истечением установленного срока действия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и объектов недвижимого имущества расположенных на этом земельном участке, для муниципальных нужд.

Истец полагает, что несоблюдение Администрацией Шолоховского городского поселения установленной законом процедуры по данному вопросу не должно умалять права истца и препятствовать их восстановлению, учитывая, что истец обладал правом на подачу заявления для получения социальной выплаты для приобретения
(строительства) жилья, в связи с чем, истцом избран самостоятельный способ защиты права, который может обеспечить его восстановление.

На основании изложенного, истец просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения по выбранному месту жительства на дату обращения при переселении граждан из многоквартирного дома, который включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которого предоставлена финансовая поддержка в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в связи с ненадлежащим исполнением Администрацией Шолоховского городского поселения своих обязанностей.

Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 13 августа 2024 года исковые требования Петренко И.М. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Петренко И.М. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение которым удовлетворить заявленные требования.

В апелляционной жалобе апеллянт повторяет свою позицию по делу, полагая, что суд не дал ей надлежащей правовой оценки, настаивает на том, что основания для обязания истца подписать соглашение об изъятии жилого помещения отсутствуют, что установлено судебным актом, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

Автор жалобы обращает внимание на то, что администрацией доказательств направления отказа Петренко И.М. в предоставлении субсидии в связи с его несоответствием условиям предоставления субсидии не представлено.

По мнению подателя жалобы, понуждение истца к подписанию соглашения об изъятии жилого помещения, без подписания договора о предоставлении субсидии необоснованно и нарушает права истца.

Апеллянт полагает, что положения ч. 8.1, 8.2 ст. 32 ЖК РФ не подлежат применению, поскольку вступили в силу после возникновения у Петренко И.М. права собственности на спорное жилое помещение.

Настаивает на том, что способ обеспечения жилищных прав избран истцом на основании Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г., в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений 27.12.2019 г. № 473-ФЗ, о введении в действие ч. 8.1, 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

К апелляционной жалобе Петренко И.М. приложены дополнительные доказательства и заявлено ходатайство об их приобщении к материалам дела.

Дело рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, о чем в материалах дела имеются соответствующие уведомления.

В судебное заседание явился Петренко И.М., настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, судебная коллегия отклонила ходатайство о приобщении и исследовании новых доказательств (Постановления Администрации Шолоховского городского поселения №70 от 16.04.2021 и уведомления от 19.04.2021г. об изъятии жилого помещения), поскольку правовых оснований для его удовлетворения не установлено, истец не был лишен права представлять их суду, а кроме того, стороны данные обстоятельства не оспаривали, они являлись предметом исследования по другим гражданским делам с участием тех же сторон.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что на основании договора дарения квартиры от 10.09.2019 истец Петренко И.М. является собственником двухкомнатной квартиры, площадью 52,3 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.91-92), право собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН 12.09.2019 (л.д.86-89).

Постановлением Администрации Шолоховского городского поселения от 31.03.2015 №64 «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным подлежащим сносу, также постановлено изъять земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом (л.д.22).

Администрацией Шолоховского городского поселения в адрес истца направлено требование от 05.10.2020 в срок до 31.01.2021 осуществить снос или реконструкцию указанного МКД, в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию жилого дома, земельный участок, на котором расположен жилой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципального образования.

Указанный жилой дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее ответчику, включён в Областную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года в 2017-2030 годах», утверждённую постановлением Правительства Ростовской области №569 от 12.08.1016.

12.04.2021 Петренко И.М. обратился к ответчику с заявлением о выплате выкупной стоимости изымаемого жилого помещения для муниципальных нужд в размере 1 697 488 руб.

Администрация Шолоховского городского поселения отказала в удовлетворении заявления Петренко И.М. и направила ему проект соглашения об изъятии жилого помещения, в соответствии с которым Петренко И.М. предложено получить размер возмещения стоимости изымаемого жилого помещения в размере 1 320 000 руб.

Постановлением муниципального образования «Шолоховское городское поселение» №70 от 16.04.2021 решено изъять земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

19.04.2021 в адрес собственника жилого помещения №5 дома №13 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Петренко И.М. было направлено уведомление об изъятии земельного участка и жилого помещения.

Петренко И.М. с оценкой выкупной стоимости изымаемого у него жилого помещения для муниципальных нужд не согласился, договор не подписал, 18.06.2021 обратился в Белокалитвинский городской суд с исковым заявлением о взыскании с Администрации Шолоховского городского поселения Белокалитвинского района Ростовской области в его пользу в счет возмещения стоимости изымаемого у него для муниципальных нужд жилого помещения в размере 1 697 488 руб.

Решением Белокалитвинского городского суда от 23.11.2021 исковые требования Петренко И.М. к Администрации Шолоховского городского поселения о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости изымаемого жилого помещения, удовлетворены частично, суд обязал Администрацию Шолоховского городского поселения выплатить выкупную стоимость квартиры в размере 1 505 229 руб. (л.д.95-99).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.02.2022 указанное решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено, в связи с принятием отказа Петренко И.М. от иска.

06.06.2022 истцу Петренко И.М. было предложено подписать договор изъятия жилого помещения, непригодного для проживания, который ответчик не подписал. В связи с этим Администрация Шолоховского городского поселения обратилась в суд с иском к ответчику об изъятии квартиры путём выплаты выкупной стоимости, признании права муниципальной собственности.

    Решением Белокалитвинского городского суда от 31.10.2022 исковые требования Администрации Шолоховского городского поселения об изъятии квартиры путём выплаты выкупной стоимости, признании права муниципальной собственности, удовлетворены частично. Решено изъять у Петренко И.М. квартиру, площадью 52,3 кв.м, расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с выплатой выкупной стоимости в размере 1 996 600 рублей, прекращено право собственности Петренко И.М. на жилое помещение, площадью 52,3 кв.м, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН после перечисления выкупной стоимости. Признано право муниципальной собственности на указанную квартиру, прекращено право пользования Петренко И.М. квартирой, Петренко И.М. обязан освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учёта в течение трёх месяцев после перечисления выкупной стоимости. В удовлетворении остальной части иска отказано (л.д.100-107).

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14.03.2023 решение Белокалитвинского городского суда от 31.10.2022 года отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении иска Администрации Шолоховского городского поселения к Петренко И.М. об изъятии квартиры путем выплаты выкупной стоимости отказано. Основанием для отказа в иске послужило то основание, что Администрацией Шолоховского городского поселения Белокалитвинского района не была соблюдена процедура, предшествующая изъятию объекта недвижимости.     13.04.2023 истец Петренко И.М. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в рамках постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 «Об утверждении Правил предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений или на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту» с приложением документов, указанных в п.2.1 указанного постановления.

При этом судом установлено, что соглашения об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение, им не представлено (л.д.21).

03.05.2023 ответчиком в адрес истца направлено письмо, из содержания которого следует, что поскольку Петренко И.М. в нарушение абз.1 и абз.10 п.2.1 Правил не представлено соглашение об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение, не представляется возможным в дальнейшем произвести расчет размера необходимой субсидии на приобретение жилья, в связи с чем, принять заявление о предоставлении субсидии возможно только после подписания соглашения об изъятии жилого помещения (л.д.47).

Направленный 10.05.2023 ответчиком в адрес истца проект соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания, для согласования истец не подписал (л.д.48, 49-50), возвратив его 15.05.2023 в адрес ответчика, с просьбой приобщить его к ранее направленному заявлению от 13.04.2023 (л.д.51).

05.06.2023 ответчиком в адрес истца было направлено уведомление о невозможности приобщения к заявлению о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения копии проекта соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания, поскольку документу необходимо присвоить номер и дату соглашения, совместно подписать его и сдать на регистрацию в Росреестр (л.д.52).

13.06.2023 и 19.06.2023 истец Петренко И.М. направил в адрес ответчика письма, в которых выражает свое несогласие в подписании соглашения об изъятии жилого помещения (л.д.53-55).

18.08.2023 ответчик Администрация Шолоховского городского поселения обратилась в суд с иском к Петренко И.М. об обязании подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания.

Истец Администрация Шолоховского городского поселения в обосновании своих исковых требований об обязании ответчика подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания для выплаты возмещения за жилое помещение, указал, что Администрация не может принять решение по заявлению Петренко И.М. о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения без подписанного соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания.

Решением Белокалитвинского городского суда от 16.10.2023 в удовлетворении указанных исковых требований Администрации Шолоховского городского поселения отказано, в связи с тем, что требования и доводы истца не основаны на законе, поскольку Администрация при принятии решения по заявлению истца Петренко И.М. о предоставлении субсидии должна была руководствоваться п.2.4. Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 г. №1143, оснований обязывать ответчика подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания для рассмотрения заявления о предоставлении субсидии не имеется.

Апелляционным определением Ростовского областного суда от 22.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Шолоховского городского поселения – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции указал, что постановление Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 не предусматривает возможности выплаты заинтересованным лицам возмещения стоимости жилого помещения, изымаемого в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г. в 2017-2030 г.», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 №569. В то же время требования об изъятии принадлежащей ответчику квартиры в выплаты ему возмещения за изымаемое жилое помещение предметом рассмотрения в рассматриваемом споре не являлись.

Петренко И.М., полагая свое право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии нарушенным, избрал самостоятельный способ защиты своего нарушенного права, указывая на то, что право уполномоченного органа в административном порядке рассмотреть заявление о предоставлении субсидии и принять по нему решение погашено, в связи с нарушением порядка оформления личного дела заявителя в соответствии (абз. 11 п.2.1 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143); нарушением порядка принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, истечением установленного срока п.2.4 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143; нарушением порядка уведомления о принятом решении заявителя, предусмотренного п.2.5 постановления Правительства РО от 30.12.2021 №1143; нарушением и истечением срока расселения многоквартирного дома расселяемого в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», утвержденного постановлением Правительства РО от 12.08.2016 №569 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017-2023 годах».

Принимая обжалуемое решение, суд руководствовался вышеприведенными положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ст.35 Конституции РФ, нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, установив, что в удовлетворении заявления Петренко И.М. от 13.04.2024 о признании его получателем субсидии, поданного в рамках постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 Администрацией Шолоховского городского поселения истцу отказано не было, а ответчиком указано лишь на не предоставление полного пакета документов, а именно соглашения, поскольку направленное Петренко И.М. соглашение им не подписано, судом было отказано в иске.

Наряду с этим, судом учтено, что действия Администрации Шолоховского городского поселения, если Петренко И.М. считал их исполнение ненадлежащими, не обжалованы, доказательств, указывающих на нарушение прав истца ответчиком не представлено, а истцом не указано, каким образом, такой избранный им самостоятельный способ защиты права (как признание права на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилья на дату обращения при переселении граждан из многоквартирного дома) восстановит его права.

Судебная коллегия, не повторяя мотивов принятого судом решения, с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их обоснованными, сделанными на основе действующего законодательства и фактических обстоятельств дела, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

В силу ч. 9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 16 ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", под этапом программы понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки, за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок к одном календарном году и которая должна быть реализована, не позднее срока, установленного статьей 11 названной статьи. Размер этапа региональной адресной программы по переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна соответствовать требованиям ч. 2.1. настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 и 11 ст. 16 указанного Закона, сроки реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда варьируются в зависимости от срока предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию этих программ.

В силу части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Между тем, Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса РФ дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма (часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ) вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, то есть с 28 декабря 2019 г.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

На основании части 3 статьи 6 Жилищного кодекса РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у Петренко И.С. возникло на основании договора дарения квартиры от 10.09.2019, то есть до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

На момент возникновения права собственности Петренко И.С. в отношении квартиры площадью 52,3 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Постановлением Администрации Шолоховского городского поселения от 31.03.2015 №264 "О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признан аварийным и подлежащим сносу, также постановлено изъять земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом.

При таких обстоятельствах, ввиду принципа прямого действия норм жилищного права во времени, учитывая длящийся характер жилищных отношений, и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того как возникло само правоотношение.

Приведенные апеллянтом доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, а также повторяют его позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Доводы апеллянта о том, что решение суда является незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия отклоняет, поскольку своего объективного подтверждения данные доводы не нашли.

Доводы о том, что основания для обязания истца подписать соглашение об изъятии жилого помещения отсутствуют, что установлено судебным актом, имеющим, по мнению апеллянта, преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку для принятия Администрацией решения по заявлению Петренко И.М. о предоставлении субсидии, установлен к предоставлению необходимый перечень документов.

Согласно п. 2.1 Правил собственник жилого помещения по месту своего жительства подает в орган местного самоуправления, участвующий в реализации государственной программы, на территории которого расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, следующие документы:

письменное заявление о предоставлении субсидии (далее - заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам;

копию паспорта заявителя;

копию документа, удостоверяющего личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);

нотариально заверенную копию доверенности представителя;

копии паспортов граждан Российской Федерации, указанных в заявлении;

свидетельство о рождении ребенка, указанного в заявлении, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык в случае, если оно выдано компетентным органом иностранного государства и сведения о государственной регистрации рождения ребенка отсутствуют в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС);

копию свидетельства о праве на наследство (при наличии);

иные документы, подтверждающие соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 1.2 раздела 1 настоящих Правил;

копию соглашения об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение.

С представленных документов уполномоченный орган изготавливает копии документов, заверяет их и формирует личное дело заявителя.

Поскольку процедура принятия к рассмотрению заявления Петренко И.М. о предоставлении такой субсидии, не соблюдена, выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия находит верными, и считает, что признание на ним права на получение жилищной субсидии в таком виде, как заявлены требования, истец пытается преодолеть отсутствие необходимого пакета документов для возможного рассмотрения его заявления и принятия решения по его вопросу.

Собственник жилого помещения признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу подает документы при наличии перечня документов в частности копии соглашения об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение (абз.10 п. 2.1. Правил).

Таким образом, доводы о том, что понуждение Петренко И.М. к подписанию соглашения об изъятии жилого помещения, без подписания договора о предоставлении субсидии необоснованно и нарушает его права, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании порядка рассмотрения заявления о предоставлении субсидии.

Наряду с этим, судебная коллегия отмечает, что мнение апеллянта о том, каким образом должны рассматриваться его заявление и поданные документы, на правильность выводов суда не влияет, признание за Петренко И.М. права на получение жилищной субсидии на дату его обращения при том, что эти права никем не оспариваются, к реальному получению жилищной субсидии не приведет.

Судебная коллегия, проанализировав фактические обстоятельства дела и их хронологию, а также многочисленные состоявшиеся судебные постановления по искам Администрации Шолоховского городского поселения, Петренко И.М. на протяжении с 2021 г. по 2023г., отмечает, что Администрацией Шолоховсого городского поселения неоднократно предпринимались попытки урегулировать спорные вопросы, в том числе в добровольном порядке, в частности, путем предложения заключения мирового соглашения, проект которого направлялся Петренко И.М. и от заключения которого он отказался (по гражданскому делу №2-1538/2023), а также в рамках гражданского дела №2-1130/2021, по которому решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 23.11.2021г. исковые требования Петренко И.М. к Администрации Шолоховского городского поселения о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости изымаемого жилого помещения были удовлетворены, суд обязал ответчика выплатить истцу выкупную стоимость квартиры в размере 1 505 229 руб., однако, апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.02.2022 решение суда первой инстанции было отменено, производство по делу прекращено, в связи с отказом Петренко И.М. от исковых требований.

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу, что Петренко И.М., имея целью получить денежные средства на приобретение жилого помещения взамен изымаемого, мог реализовать свои жилищные права еще в 2022 году, а, не ссылаясь на решения суда, которым Администрации было отказано именно в обязании Петренко И.М. подписать соглашение (учитывая добровольный порядок достижения подобного соглашения), своими действиями отсрочивает восстановление прав, выявляя, какие именно действия, по его мнению, Администрация Шолоховского городского поселения исполняет ненадлежащим образом. Указанное следует, в том числе и из доводов апеллянта в жалобе о том, что за ним лишь следует признать право, при этом Петренко И.М. считает, что никаких ограничений на право принятия Администрацией решений не будет, в случае выявления в документах истца сведений, не соответствующих совокупности условий предоставления субсидии Администрации может и отказать ему в ее предоставлении.

Анализируя представленную позицию, судебная коллегия приходит к выводу, что тем самым Петренко И.М., допуская подобный отказ, избирает такой способ защиты права, который не может восстановить его нарушенные права, поскольку оснований считать, что его права нарушаются ответчиком в настоящее время не установлено, таких доказательств истцом не представлено.

При разрешении спора, суд всесторонне и полно исследовал доводы сторон, представленные ими доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, результаты которой отражены в решении суда, оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств, судебная коллегия не находит.

Судебная коллегия полагает, что содержание представленных стороной истца доказательств, как каждого в отдельности, так и всех вместе в своей совокупности, позволяют сделать обоснованный и мотивированный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Каких-либо иных подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности судебного решения, в апелляционной жалобе не содержится. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 13 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петренко Игоря Михайловича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.11.2024г.

33-18222/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Петренко Игорь Михайлович
Ответчики
Администрация Шолоховского городского поселения
Другие
Белокалитвинская городская прокуратура
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Простова С.В.
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
11.11.2024Судебное заседание
21.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2024Передано в экспедицию
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее