Председательствующий: Сосненко Е.В. Дело № 11-2/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
р.п. Нововаршавка, Омская область 17 февраля 2020 года
Нововаршавский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Мусаэльянц Е.М., при секретаре судебного заседания Глушко М.М., пом. судьи Александрова Е.Д., с участием ответчика Игнатович Л.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Игнатович Лидии Кузьминичны на решение мирового судьи судебного участка № 103 в Нововаршавском судебном районе Омской области которым постановлено:
«Исковые требования Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области удовлетворить частично.
Взыскать с Игнатович Лидии Кузьминичны в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в сумме 4151,32 руб. за период с 01.07.2016 года по 31.07.2019 года.
В остальной части иска отказать в связи с пропуском срока исковой давности за период с 01.09.2014 года по 30.06.2016 года.
Взыскать с Игнатович Лидии Кузьминичны в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области госпошлину в сумме 400 рублей»,
Установил:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области обратился в суд с иском о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальных ремонт общего имущества в многоквартирном доме, судебных расходов к Игнатович Л.К. указав, что на основании п. 3 части 1 статьи 167 Жилищного Кодекса РФ распоряжением Правительства Омской области от 12. 12. 2012 года № 196-рп, была создана некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
В связи с тем, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в установленный законом срок не приняли решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, на основании ч. 5 ст. 170 и ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в отношении дома, определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора – некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь помещения ... кв. метра, размер взноса на капитальный ремонт ежемесячно составляет 214,4 руб.
По состоянию на 01.08.2019 года задолженность ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 12649,6 руб., за период с 01.09.2014 года по 31.07.2019 года. Их них оплачено 3 781,48 руб.
Указывая на то, что ответчик не исполняет свои обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, в нарушение действующего законодательства, истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 8 868,12 руб., а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Игнатович Л.К. в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения дела, телефонограммой просила рассмотреть дело в ее отсутствие, применить срок исковой давности.
Представители третьего лица Администрации Славянского сельского поселения в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Игнатович Л.К. просит решение суда отменить и вынести новое, которым отказать истцу во взыскании заложенности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ссылаясь на то, что она никакого договора не заключала с Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Омской области. Ремонт является нецелесообразным, поскольку жилье является непригодным для проживания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца не присутствовал, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Ответчик Игнатович Л.К. доводы жалобы поддержала по всем изложенным основаниям при этом пояснила, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данное жилье является ветхим, не пригодным для проживания.
Представители третьих лиц Администрации Славянского сельского поселения в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1).
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела усматривается, что Игнатович Л.К. является собственником <адрес>, дата государственной регистрации права 22.04.2011г.
В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (пункт 1).
Пунктом 2 вышеуказанной статьи регламентировано, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса ( пункт 3 статьи 169 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты., уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с ч. 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Законом Омской области от 18.07.2013 N 1568-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области», устанавливаются правовые основы реализации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Омской области.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением Правительства Омской области 30 декабря 2013 года № 369-п, опубликована на Официальном портале Правительства Омской области http://www.omskportal.ru,http://www.Омская область РФ 30 декабря 2013 года. Соответственно, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта на территории Омской области должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее 30 июня 2014 года.
При этом, согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способа формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Распоряжением Правительства Омской области от 12.12.2012 года № 196-п создана некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области № 156-П от 24.07.2013 года некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» определена специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области - региональным оператором.
Мировым судьей сделан верный вывод о том, что согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес>, возникла с 01.09. 2014 года.
С учетом положений закона, учитывая, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не было принято решение в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решением органа местного самоуправления данный многоквартирный дом включен в список домов, по которым принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора, суд соглашается с выводами мирового судьи, поскольку решения собственников помещений многоквартирного дома о выборе способе формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете считается не принятым и не реализованным собственниками помещений жилого дома по адресу <адрес>, в установленном порядке и в предусмотренный законом срок.
Постановлением Правительства Омской области от 25.07.2013 года № 170 – п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 6 рублей 70 копеек за 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 7 Закона Омской области от 18.07. 2013 года № 1568-ОЗ « Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области», ч. 1 ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт ежемесячно до 20-го месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
Поскольку ответчик Игнатович Л.К. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством (ч.ч.1,3 ст. 158 ЖК РФ) на нее возложена обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, таким образом, исковые требования истца законны и обоснованы.
При этом мировым судьей, верно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что она не обязана уплачивать взносы на капитальный ремонт, так как дом является ветхим, поскольку обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возложена на него, как собственника Федеральным законодательством, и Законом Омской области от 18.07.2013 г. N 1568-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области». Многоквартирный жилой дом расположенный по адресу <адрес> в установленном законом порядке аварийным не признавался.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Поскольку решения по вопросу о соответствии многоквартирного дома по адресу: <адрес> в установленном законном порядке не принималось, у суда отсутствовали правовые основания для разрешения вопроса, относящегося к исключительной компетенции межведомственной комиссии, и освобождения собственника помещений в спорном многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Иных доводов о несогласии с постановленным решением в жалобе не содержится, и предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ оснований для проверки его в полном объеме суд не усматривает.
С учетом изложенного обжалуемое решение суд считает законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 103 в Нововаршавском судебном районе Омской области от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.М. Мусаэльянц