Дело №2а-2192/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2020 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Благодатной Е.Ю.,
при секретаре – ФИО5,
с участием представителей административного истца ФИО6 и ФИО7
представителя административного ответчика ФИО8 и ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании отказа незаконным и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском Службе государственного строительного надзора Республики Крым в котором просила признать отказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым №/исх от ДД.ММ.ГГГГ о включении сведений в соответствующий реестр и обязать Службу государственного строительного надзора Республики Крым включить в Реестр не поднадзорных объектов капитального строительства сведения об объекте: «Реконструкция существующего рынка», расположенного по адресу: <адрес> вид строительства: реконструкция, в течении пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена административного ответчика на Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в связи с реорганизацией Службы государственного строительного надзора Республики Крым.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выданы Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направила в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым заявление о внесении в Реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведений об объекте: «Реконструкция существующего рынка», расположенного по адресу: <адрес> вид строительства: реконструкции. К заявлению были приложены все необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления Служба отказала во включении сведений в Реестр по мотивам, подробно изложенным в письме №/исх от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ административный истец полагает незаконным, указывает, что адрес для проектной документации действительно соответствует адресу, указанному в Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; указанная в положительном заключении экспертизы ООО «ПромМашТест» площадь земельного участка 9419 кв.м. отражена в Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и соответствует данным, отраженным в договоре аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями и дополнениями; этажность третьей очереди строительства, указанная в проектной документации три этажа + цоколь и указанная в положительном заключении экспертизы ООО «ПромМашТест» от ДД.ММ.ГГГГ как два-четыре этажа, поскольку являются по разному выраженными, не противоречащими друг другу значения. Все остальные доводы отказа полагает не относящимися к рассматриваемому заявлению.
В судебном заседании представители административного истца заявленные требования поддержали полностью, просили удовлетворить по мотивам, изложенным в иске.
Представители административного ответчика возражали против удовлетворения требований иска по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно. Ходатайств об отложении слушания дела не поступало.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее уведомление.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения участников процесса, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
По общему правилу, в силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее по тексту – Закон №-ФКЗ) <адрес> принимается в ФИО1.
Согласно статье 23 Закона №-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 статьи 12.1 Закона №-ФКЗ установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 21.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до ДД.ММ.ГГГГ, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором (далее - Реестр поднадзорных объектов).
Согласно частям 7 и 8 названной статьи объекты капитального строительства, сведения о которых включены в Реестр поднадзорных объектов, приравниваются к объектам, имеющим разрешение на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, по которым застройщик или технический заказчик не направил заявление в порядке и в сроки, предусмотренные настоящей статьей, либо получил отказ во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в соответствии с частью 5 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению застройщика ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована за №РК № декларация о начале выполнения строительных работ по реконструкции существующего рынка по адресу: <адрес>, вид строительства: реконструкция, площадью застройки 3200 кв.м., общей площадью объекта капитального строительства 14873 кв.м., с площадью земельного участка 5217 кв.м.
До регистрации декларации, ФИО2 исполнительным комитетом Симферопольского городского совета ДД.ММ.ГГГГ за № выданы Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по адресу: <адрес> – <адрес> в целях реконструкции существующего рынка (пункт 3), в отношении земельного участка площадью 9419 кв.м., в том числе под реконструкцию существующего рынка площадью 5217 кв.м. (пункт 6) с основным технико-экономическим показателем объекта строительства - площадь застройки 3200 кв.м. (пункт 10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением, в котором просила внести в реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведения об объекте: «Реконструкция существующего рынка», расположенного по адресу: <адрес> вид строительства: реконструкция.
В качестве документа, на основании которого велось строительство указана Декларация о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за № №.
К заявлению приложены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером №, копия градостроительных условий и ограничений № от ДД.ММ.ГГГГ, проект на выполнение работ в составе двух томов, проектная документация, положительное заключение экспертизы, выполненное «ПромМашТест» и иные документы по перечню.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №/исх Служба государственного строительного надзора Республики Крым сообщила ФИО2 об отсутствии оснований для включения в соответствующий реестр сведений об объекте капитального строительства, поскольку: адрес объекта, указанный в Градостроительных условиях и ограничениях № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный в наименовании объекта на проектной документации не соответствует адресу, указанному в зарегистрированной декларации и не соответствует адресу, указанному в поданном заявлении; указанная в положительном заключении экспертизы ООО «ПромМашТест» № от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка не соответствует площади, указанной в договоре аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; этажность третьей очереди строительства, указанная на чертеже генерального плана л.3 альбом 07.14-ГП не соответствует этажности, указанной в положительном заключении экспертизы ООО «ПромМашТест». Также указано, что дата регистрации декларации, указанная в заявлении, не соответствует дате, указанной на представленной копии декларации а кроме того по указанному в заявлении адресе за ФИО10 зарегистрированы декларации на реконструкцию существующего рынка.
Согласно частям 2, 3, 5 статьи 21.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>» к заявлению прикладываются следующие документы: 1) документ, подтверждающий право собственности или пользования земельным участком, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документа, разрешающего строительство или реконструкцию, указанные в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона; 3) документ, разрешающий строительство или реконструкцию, указанный в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона; 4) материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; раздел проекта «Генеральный план» или «Схема планировочной организации земельного участка», выполненный в соответствии с документацией, указанной в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона; раздел проекта «Архитектурные решения»; перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда; 5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством; 6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных действующим на момент получения документации, дающей право на осуществление строительных работ, законодательством; 7) иные заключения (согласования) государственных органов (органов местного самоуправления), предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях если такие заключения не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
Исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней проводит проверку представленных документов на комплектность, на наличие правоустанавливающих документов на земельный участок и на соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование и виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками (заказчиками) документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона.
При выявлении несоответствия в представленных документах, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, документам, указанным в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона, или виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками или техническими заказчиками документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов уведомляет лицо, направившее указанное заявление, об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в порядке и способом, установленными Советом министров Республики Крым, с указанием причин такого отказа.
По смыслу изложенного, уполномоченный орган проверяет соответствие документов, указанных в части 2 статьи 21.3 указанного Закона, исходным данным на проектирование соответствующего объекта капитального строительства. Установление разночтений или несоответствий в указанных документах, является оснований для принятия в соответствии с частью 5 статьи 21.3 Закона решения об отказе во включении сведений в соответствующий Реестр.
Согласно абзаца 7 пункта 1.2 Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов (утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в силу части 6 статьи 21.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>») (здесь и далее в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) (далее по тексту – Порядок) исходные данные на проектирование - документы, явившиеся основанием для разработки проектной документации на строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, послужившей основанием для выдачи (регистрации) документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученные до ДД.ММ.ГГГГ, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности. К исходным данным на проектирование относятся: - градостроительный план земельного участка; - градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка; - архитектурно-планировочное задание; - разрешение на проектно-изыскательские работы; - строительный паспорт (для объектов индивидуального жилищного строительства).
В силу пункта 2.4 Порядка Заявление и документы, принятые к рассмотрению Уполномоченным органом, проверяются на соответствие следующим требованиям: - комплектность (наличие всех документов необходимых для подачи заявления); - срок действия документа, разрешающего строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (документ должен быть действующим на дату подачи заявления); - наличие правоустанавливающих документов на земельный участок (за исключением объектов, в отношении которых документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, не требовался и не представлялся при получении документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его выдачи); - соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование; - соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией, действующей на момент получения Застройщиком либо Техническим заказчиком документов, указанных в части 2 статьи 21.2 Закона №-ЗРК/2015; - наличие заключений (согласований) исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предусмотренных действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства), в том числе на наличие согласований, установленных требованиями части 4 статьи 4 Закона №-ЗРК/2017.
Несоответствие документов указанным требованиям, является основанием для отказа во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов (подпункт 2 пункта 2.5 Порядка).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в градостроительных условиях и ограничениях № от ДД.ММ.ГГГГ адрес объекта указан как <адрес>, тогда как в Декларации о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ и в поданном заявлении ФИО2 указан адрес <адрес>.
Тем самым, учитывая что в силу абзаца 7 пункта 1.2 Порядка к исходным данным на проектирование относятся в том числе градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, то несоответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе во включении сведений в Реестр в силу абзаца 5 пункта 2.4 Порядка.
Согласно договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 90:22:010204:352 площадью 6117 кв.м.
На указанный земельный участок указывалось и в поданном в Службу государственного строительного надзора ФИО2 заявлении.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и положений пункта 9 части 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» площадь земельного участка является его основной характеристикой и позволяет определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Сторонами не оспаривается, что до заключения ДД.ММ.ГГГГ договора аренды земельного участка, его площадь составляла 9419 кв.м., вместе с тем на момент производства положительного заключения экспертизы проектной документации ДД.ММ.ГГГГ, объекта земельных отношений площадью 9419 кв.м. не существовало, ввиду чего во внимание следовало принимать характеристики земельного участка с кадастровым номером 90:22:010204:352. Однако проектная документация на соответствие возводимого объекта указанным характеристикам, экспертизу не проходила.
Основание, указанное административным ответчиком как этажность третьей очереди строительства не соответствует этажности, указанной в положительном заключении экспертизы, суд находит несостоятельным, поскольку в указанном основании подробно немотивированно в чем не соответствуют площади в указанных документах, в связи с чем отказ в данной части не обладает признаками ясности.
Вместе с тем, установленные обстоятельства не влекут признания отказа незаконным, поскольку существование остальных выше описанных оснований для отказа судом расценивается в качестве правомерных.
Таким образом, обстоятельства принятия административным ответчиком решения об отказе нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Доводы административного истца об обратном, суд нашел несостоятельными.
Выявленные разночтения правомерно были расценены Службой государственного строительного надзора Республики Крым в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявления ФИО2
Кроме того, суд отмечает, что ФИО2 подано заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов, тогда как административные исковые требования основаны на фактах неправомерного не включения сведений в Реестр неподнадзорных объектов, оба из которых представляют самостоятельную информационную систему и различны как по содержащимся в них сведениях, так и по правовым основаниям включения сведений (абзацы 2 и 3 пункта 1.2 Порядка).
Исходя из доводов административного истца и заявленных им требований, принимая решение в соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований госпошлина по делу взысканию с административного ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании отказа незаконным и понуждении к совершению действий – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатная
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.