Дело № 12-378/2024
УИД 10RS0016-01-2023-004504-54
РЕШЕНИЕ
22 апреля 2024 года г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Яшкова И.С., рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на постановление государственного инспектора Центрального МУГАДН Сафаряна А.Ф. от 27.12.2019 №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора Центрального МУГАДН Сафаряна А.Ф. от 27.12.2019 №... ООО «Перспектива» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В жалобе на данное постановление ООО «Перспектива» просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что транспортное средство на момент фиксации нарушения находилось в аренде у другого юридического лица. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы по тем основаниям, что ООО «Перспектива» узнало о вынесенном постановлении после ознакомления с материалами исполнительного производства, сразу же направило жалобу, Центральное МУГАДН Ространснадзора по адресу регистрации ООО «Перспектива» оспариваемое постановление не направляло.
В судебное заседание представитель ООО «Перспектива» не явился, о рассмотрении жалобы уведомлен.
Административный орган о рассмотрении жалобы уведомлен.
В соответствии с ст. ст. 4, 8, 14, 17, 18, 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства. Постановка транспортных средств на государственный учет, прекращение и возобновление государственного учета, снятие с регистрационного учета осуществляются только в отношении транспортных средств, находящихся в собственности или лизинге. Обязанность владельца по обращению с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства предусмотрена только в связи со сменой владельца транспортного средства (т.е. собственника).
ООО «Перспектива», согласно сведениям ЕГРЮЛ, с 26.12.2017 имеет адрес места нахождения: г. Санкт-Петербург, пр-кт Люботинский, д. 2-4, литера Б, помещ. 11-Н, офис 17.
Вместе с тем, при указании адреса отправки ЦАФАП допущена описка, в частности не отражен номер помещения (указан как номер квартиры), не указан номер офиса, что объективно лишило ООО «Перспектива» возможности получения постановления и его обжалования в установленные законом сроки.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями ст. ст. 4.8, 30.3, 30.2, 29.11 КоАП РФ, судья полагает необходимым восстановить ООО «Перспектива» срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Часть 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи.
Часть 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Перспектива» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что 20.12.2019 в 21:14:35 по адресу: ..., собственник (владелец) транспортного средства марки «СКАНИЯ Р440СА6X4HSZ грузовой тягач седельный», государственный регистрационный знак №... (далее – Транспортное средство), в нарушение требования п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности» допустил повторное осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешенную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, работающим в автоматическом режиме.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Перспектива», как собственника транспортного средства, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение ч. 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности.
Аналогичная позиция выражена в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При этом КоАП РФ не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица ООО «Перспектива» представлены:
- договор аренды транспортного средства от 18.03.2019, заключенный между ООО «Перспектива» и ООО «Флотснаб» в отношении спорного Транспортного средства; акт приема-передачи от 18.03.2019; срок действия договора – с 18.03.2019 до 31.05.2020. В соответствии с п. 3.1. арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией Транспортного средства в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов;
- договор аренды транспортного средства от 12.04.2020, заключенный между ООО «Перспектива» и ООО «Флотснаб» в отношении спорного Транспортного средства; акт приема-передачи от 12.04.2020; срок действия договора – с 12.04.2020 до 31.12.2020. В соответствии с п. 2.4. договора расходы на оплату сборов, взимаемых на законных основаниях в установленном порядке, являются обязанностью арендатора;
- решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.08.2021 №А13-6048/2021 о взыскании с ООО «Флотснаб» в пользу ООО «Перспектива» задолженности по договору от 12.04.2020 за период пользования Транспортным средством: с 12.04.2020 по 30.06.2020, с 01.07.2020 по 30.09.2020, с 01.10.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.03.2021,
- решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2021 №А13-12769/2021 о взыскании с ООО «Флотснаб» в пользу ООО «Перспектива» задолженности по договору от 12.04.2020 за период пользования Транспортным средством: с 01.04.2021 по 30.04.2021, с 01.05.2021 по 31.05.2021, с 01.06.2021 по 30.06.2021, с 01.07.2021 по 31.07.2021, с 01.08.2021 по 31.08.2021.
Однако доказательства, представленные ООО «Перспектива» в подтверждение довода о том, что в момент фиксации административного правонарушения Транспортное средство находилось в пользовании иного лица, не являются достаточными и бесспорными доказательствами, свидетельствующими о том, что на момент фиксации административного правонарушения названое транспортное средство выбыло из владения ООО «Перспектива», что в свою очередь не позволяет сделать однозначный вывод о необоснованности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Государственная Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, «Платон» введена на территории Российской Федерации с 15.11.2015 на основании Федерального закона от 06.04.2011 №68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №504 (далее – Правила №504), устанавливают порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, включая сроки внесения такой платы, возможность отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам; порядок перечисления в доход федерального бюджета платы.
«Бортовое устройство» - объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (абз. 2 п. 2 Правил №504).
Приложением №1 Правил №504 бортовые устройства и сторонние бортовые устройства (далее - устройства) должны обеспечивать при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS сбор, хранение и передачу данных о местоположении транспортного средства в соответствии с техническими параметрами функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата), а также в соответствии с протоколами передачи данных, принятыми в системе взимания платы. Устройства являются средствами измерений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В силу п. п. 3 и 4 Правил №504 взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы. Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы, представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.
В соответствии с п. 7 Правил №504 до начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения собственник (владелец) такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.
При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.
В силу п. 12 Правил №504 движением без внесения платы считается: движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п. 10 настоящих Правил; движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п. 10 настоящих Правил; движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте; продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных собственником (владельцем) транспортного средства оператору в качестве платы в соответствии с п. 7 настоящих Правил; движение транспортного средства, собственнику которого предоставлена отсрочка по внесению платы, без уплаты отсроченного платежа в полном объеме до последнего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором сформирован такой платеж.
Пунктом 65 Правил №504 предусмотрено, что при изменении данных о транспортном средстве и (или) о собственнике (владельце) транспортного средства, не доступных к редактированию посредством личного кабинета, собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей и представляет оператору оригиналы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих изменения. Собственник (владелец) транспортного средства несет ответственность за достоверность, полноту и актуальность данных (сведений), представленных оператору, а также за своевременность внесения в них изменений.
Обязанность осуществлять контроль за работоспособностью и сроком службы бортового устройства (стороннего бортового устройства), своевременное информирование оператора о факте неисправности или утраты бортового устройства (стороннего бортового устройства), а также своевременный возврат бортового устройства с истекшим сроком службы, в соответствии с п. 106 Правил №504 возложена на собственника (владельца) транспортного средства.
Из карточки учета транспортного средства, представленной ОГИБДД МВД России «Сегежский» на запрос суда, следует, что спорное Транспортное средство принадлежит ООО «Перспектива».
Согласно информации, предоставленной оператором системы «Платон» - ООО «РТИТС», Транспортное средство зарегистрировано в реестре системы взимания платы с 10.01.2017 за владельцем (собственником) транспортного средства ООО «Перспектива», бортовое устройство не закреплялось, статус Транспортного средства – «Заблокировано»; с 13.04.2020 - за владельцем (собственником) транспортного средства ООО «Флотснаб», за Транспортным средством закреплено бортовое устройство, дата возврата бортового устройства – 09.09.2023, статус Транспортного средства – «Заблокировано»; с 24.01.2024 - за владельцем (собственником) транспортного средства АО «Сегежский ЦБК», за Транспортным средством закреплено бортовое устройство. Таким образом, на момент фиксации административного правонарушения информация о начислениях платы в доход федерального бюджета по названному Транспортному средству, о маршрутах движения в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 отсутствует. Маршрутные карты за указанный период не оформлялись.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что действия ООО «Перспектива» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ, постановление о привлечении ООО «Перспектива» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение постановления должностного лица, не усматривается.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Центрального МУГАДН Сафаряна А.Ф. от 27.12.2019 №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения его копии в Верховный Суд Республики Карелия.
Судья И.С. Яшкова