Решение по делу № 2-865/2021 от 02.07.2021

Дело № 2-865/2021

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

09 декабря 2021 года

Дубненский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований истцы ссылаются на те обстоятельства, что являются долевыми сособственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>: ФИО1 принадлежит 1/6 доли, ФИО2 – 1/3 доли, ФИО3 – 1/6, ФИО4 – ?, ФИО5 – 1/12. Указанный дом был построен в 1918 году и находится на земельном участке площадью 1200 кв.м с кадастровым номером 2021 году истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, однако в удовлетворении заявления было отказано.

Считая отказ незаконным и ущемляющим право на получение земельного участка в собственность бесплатно, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Истцы ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО3, которая также представляла интересы ФИО2, в судебном заседании исковые требования поддержали, но при этом согласились с результатами судебной землеустроительной экспертизы, которая показала, что испрашиваемый участок находится на территории запланированного строительства участка автомобильной дороги <адрес>».

Представитель ответчика – Администрации г.о.Дубна ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав на то, что испрашиваемый участок не может быть предоставлен в собственность истцов, поскольку он полностью расположен в зоне строительства автомобильной дороги федерального значения <адрес> Постановлению Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>». В связи с планированием строительства данной дороги в Генеральный план <адрес> внесены соответствующие изменения.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство имущественных отношений <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> и Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> – своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, доказательств уважительности причин своей неявки не представили. Суд с учетом п.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав позиции сторон, ознакомившись с результатами судебной экспертизы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим кодексом, федеральными законами.

К числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, помимо прочего, отнесены земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);

- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);

- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно части 1 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

В частях 3, 4 и 9 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с <адрес> -ОЗ «О Генеральном плане развития <адрес>» схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> является составной частью Генерального плана развития <адрес>.

Следовательно, в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок относится к ограниченным в обороте, если в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и являющейся составной частью Генерального плана развития <адрес> как системы нормативных правовых актов, входит в границы планируемого размещения объектов автомобильного транспорта.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы являются долевыми сособственниками жилого <адрес> года постройки, расположенного по адресу: <адрес>: ФИО1 принадлежит 1/6 доли, ФИО2 – 1/3 доли, ФИО3 – 1/6, ФИО4 – ?, ФИО5 – 1/12, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1200 кв.м с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию г.о.<адрес> с заявлением №Р о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно, но получили отказ по мотиву того, что испрашиваемый участок полностью расположен в зоне строительства автомобильной дороги федерального значения «<адрес> (0192) согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>».

В соответствии с Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа <адрес> планируется строительство скоростной автомобильной дороги федерального значения <адрес>» (0192), в связи с чем в Генеральный план городского округа Дубна были внесены соответствующие изменения, что подтверждается представленной выкопировкой.

В силу вышеприведенных норм права для разрешения заявленного спора необходимо установить, входит или нет спорный земельный участок в состав земель, ограниченных в обороте.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ФИО9

Согласно экспертному заключению в отношении участка с К площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, определены координаты характерных точек:

№№ точек Х Y
1 574705,64 2171027,05
2 574723,31 2171054,32
3 574690,06 2171071,62
4 574673,97 2171041,45

Также экспертом приведены координаты земельного участка, который отнесен Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ к зоне планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта:

№№ точек Х Y
1 574620,02 2171083,72
2 574649,43 2170956,94
3 574655,88 2170934,56
4 574669,76 2170895,16
5 574674,12 2170883,89
6 574691,57 2170842,54
7 574696,27 2170832,22
8 574713,06 2170797,98
9 574719,20 2170786,42
10 574739,24 2170751,55
11 574739,46 2170751,17
12 574743,19 2170744,97
13 574805,53 2170645,48
14 575084,18 2170954,11
15 575069,32 2170979,98
16 575057,91 2171003,26
17 575045,01 2171033,80
18 575037,02 2171056,50
19 574974,44 2171333,34
20 574948,84 2171436,44
21 574927,92 2171496,58
22 574893,68 2171569,39
23 574864,09 2171620,04
24 574798,97 2171709,06
25 574774,88 2171736,25
26 574764,86 2171746,92
27 574732,66 2171778,81
28 574718,78 2171791,32
29 574498,51 2171444,61
30 574523,62 2171409,85
31 574542,73 2171377,16
32 574564,06 2171330,44
33 574620,67 2171086,95

Сопоставив координаты характерных точек границ испрашиваемого участка с К и участка планируемой застройки, эксперт установил, что спорный участок полностью находится в зоне планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта.

В силу ч. 1 ст. 55, ст. 67 ГПК РФ право оценки доказательств, которыми являются полученные в предусмотренном законом порядке из объяснений сторон, третьих лиц, свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела, принадлежит суду.

Исследовав представленное заключение, суд соглашается с выводами, содержащимися в нем, считает его достаточно ясным, полным, объективным, определенным, содержит подробное описание проведенного исследования, полученные по результатам выводы и ответы на поставленные судом вопросы, соответствует требованиям, установленным ст. 86 ГПК РФ. Оснований для сомнения в правильности заключения, объективности и беспристрастности эксперта, проводившего исследование, у суда не имеется. В обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на исследовании объективных данных и натуральных измерений, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, нормативных актах, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по 307 УК РФ.

Оснований для назначения повторной или дополнительной экспертизы суд не усматривает; стороны согласились с результатами экспертизы.

Согласно ответа на судебный запрос из Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, в Схеме территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> автомобильная дорога А<данные изъяты>» ошибочно обозначена как федеральная; данная дорога является дорогой регионального значения. Данная техническая погрешность будет устранена в 2022 году.

Таким образом, принимая во внимание выводы судебной землеустроительной экспертизы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 о признании права собственности на испрашиваемый земельный участок, так как исследованной совокупностью доказательств подтверждается, что спорный участок полностью находится в зоне размещения объектов федерального и регионального значения и в силу положений ст.39.16 Земельного кодекса РФ исключает возможность предоставления участка в собственность.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на земельный участок – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2-865/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Филиппов Илья Владимирович
Соловьёва Марина Валерьевна
Лебедина Наталья Владимировна
Лебедева Надежда Васильевна
Дубков Виктор Петрович
Ответчики
Администрация г.о.Дубна
Другие
Росреестр
Министерство имущественных отношений Московской области
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Григорашенко О.В.
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
02.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.07.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
26.07.2021Подготовка дела (собеседование)
26.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
03.12.2021Производство по делу возобновлено
09.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее