Решение по делу № 21-186/2021 от 13.04.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-50-78,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

судья Калмыкова С.С.

дело № 21-186

поступило 13 апреля 2021 года

УИД04RS0007-01-2021-001470-51

Р Е Ш Е Н И Е

17 мая 2021 года                                                                          г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,

У С Т А Н О В И Л:

1. Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ (ОСП по ВАП) Дугаровой А.Ц. от 19 февраля 2021 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Минсоцзащиты Республики Бурятия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 30 000 рублей.

Минсоцзащиты Республики Бурятия обжаловало постановление в районный суд.

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 марта 2021 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Минсоцзащиты Республики Бурятия состава административного правонарушения.

Должностное лицо Дугарова А.Ц. подала жалобу на решение районного суда в Верховный Суд Республики Бурятия.

В заседание вышестоящего суда должностное лицо и представитель Минсоцзащиты Республики Бурятия не явились, ходатайство об отложении судебного разбирательства не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.

2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований к отмене решения районного суда.

Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела видно, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 2 июня 2020 года на Минсоцзащиты Республики Бурятия возложена обязанность предоставить Т благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Улан-Удэ.

1 октября 2020 года ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ возбуждено исполнительное производство по исполнению данного решения, срок для добровольного исполнения установлен в пять дней с момента получения должником копии постановления.

В указанный срок требования исполнительного документа не исполнены.

2 ноября 2020 года с Минсоцзащиты Республики Бурятия взыскан исполнительский сбор, а также установлен новый срок для исполнения исполнительного документа – 30 дней со дня поступления требования судебного пристава-исполнителя.

Требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок не исполнено.

9 февраля 2021 года в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, 19 февраля 2021 года вынесено постановление о назначении министерству административного наказания.

Возражая против привлечения к административной ответственности, Минсоцзащиты Республики Бурятия ссылается на то, что решение суда невозможно исполнить в установленные судебным приставом-исполнителем сроки, поскольку процедура формирования специализированного жилищного фонда занимает длительное время.

Районный суд признал эти доводы обоснованными и указал в решении, что на момент исполнения решения суда у Минсоцзащиты Республики Бурятия отсутствовал сформированный специализированный жилищный фонд, также не имелось достаточного финансирования из республиканского бюджета. Решение суда не исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, вина министерства как должника отсутствует.

Выводы суда являются правильными.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Состав, предусмотренный частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, образует неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно статье 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения;

при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

Таким образом, должник может быть привлечен к административной ответственности только в случае, если будет установлено, что он не выполнил требования исполнительного документа во вновь установленный срок без уважительных причин.

Применительно к исполнительному производству, возбужденному в отношении Минсоцзащиты Республики Бурятия, должно быть доказано, что министерство имело в своем распоряжении свободное жилое помещение специализированного жилищного фонда либо в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока могло в полном объеме осуществить процедуру приобретения специализированного жилья и передать это жилье взыскателю.

Согласно статье 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Из статьи 9 данного Закона Республики Бурятия следует, что гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные данным Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов, предусмотренных данным Законом, определяется Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014                  № 107 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан».

Из данной Государственной программы следует, что ответственными соисполнителями мероприятия 3.7 «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» являются Минсоцзащиты Республики Бурятия и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. При этом Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19 августа 2020 года № 480-р утвержден Технологический регламент («дорожная карта») приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

В нем перечислены мероприятия по передаче жилых помещений, сроки реализации и ответственные исполнители.

Ряд мероприятий подлежат реализации в сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из указанных норм видно, что Минсоцзащиты Республики Бурятия не может единолично разрешить вопрос о приобретении жилья для детей-сирот. Процедура приобретения жилья для специализированного жилищного фонда занимает длительное время, в ней участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, государственные казенные и бюджетные учреждения.

Сведений о том, что у Минсоцзащиты Республики Бурятия на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения имелась реальная возможность исполнить решение суда, материалы дела не содержат.

Судебный пристав-исполнитель сослался только на факт неисполнения требований исполнительного документа, не приведя в постановлении доказательства, которые свидетельствуют о неуважительности причин неисполнения решения суда.

Между тем еще 8 октября 2020 года министерство направило судебному приставу-исполнителю информацию о невозможности исполнить в срок решение суда из-за длительности процедуры приобретения жилых помещений специализированного фонда. Из письма министерства следует, что 18 декабря 2019 года между Министерством просвещения России и Минсоцзащиты Республики Бурятия заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в 2020-2022 годах на приобретение жилых помещений в Республике Бурятия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. По Соглашению в 2020 году запланировано приобретение 118 жилых помещений. Жилое помещение будет предоставлено после формирования специализированного жилищного фонда в г. Улан-Удэ.

Этот документ оставлен судебным приставом-исполнителем без внимания, хотя он имеет значение для правильного разрешения дела.

19 февраля 2021 года министерство обратилось к судебному приставу-исполнителю с ходатайством о прекращении производства по делу, в котором указало, что заключено дополнительное соглашение с Министерством просвещения России 26 декабря 2020 года, направлена информация в Министерство строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия о потребности в жилых помещения, привело нормативные правовые акты, регулирующие процедуру приобретения специализированного жилья.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Из пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

В нарушение указанных норм в постановлении судебного пристава-исполнителя не приведены мотивы, по которым отклонено ходатайство Минсоцзащиты Республики Бурятия.

При рассмотрении дела в районном суде Минсоцзащиты Республики Бурятия представило ряд дополнительных документов, в частности:

дополнительное соглашение между Министерством просвещения России и Минсоцзащиты Республики Бурятия от 26 декабря 2020 года;

протоколы еженедельных совещаний в Правительстве Республики Бурятия по вопросу обеспечения жильем детей-сирот от 4 и 17 декабря 2020 года;

протокол совещания «Об итогах формирования специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2020 г. и задачах в 2021 г.», состоявшегося у Главы Республики Бурятия 1 февраля 2021 года;

подготовленные министерством проекты писем от имени Главы Республики Бурятия на имя заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. и заместителя Генерального прокурора РФ Демешина Д.В. «О ситуации по обеспечению жильем детей-сирот в Республике Бурятия»;

сведения о направлении министерством 5 февраля 2021 года информации на имя министра строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия о потребности в жилых помещения для детей-сирот в 2021 году.

Также представлены письма Минсоцзащиты Республики Бурятия на имя первого заместителя председателя Правительства Республики Бурятия от 5 марта 2021 года.

Из писем следует, что по состоянию на 1 марта 2021 года имеется 303 неисполненных судебных решения о предоставлении жилья, на исполнение которых требуется 606,493 млн рублей. В 2020 году на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот предусматривалось 184,924 млн рублей, в 2021 году – 47,005 млн рублей.

Эти документы подтверждают, что Минсоцзащиты Республики Бурятия не бездействует, а принимает меры к разрешению проблемы в рамках предоставленных полномочий. При этом установлен дефицит бюджетных средств, не позволяющий своевременно исполнить решения судов.

Доводы Минсоцзащиты Республики Бурятия судебным приставом-исполнителем не опровергнуты.

Отсутствие виновного поведения не дает оснований для привлечения Минсоцзащиты Республики Бурятия к административной ответственности, поэтому районный суд обоснованно отменил постановление о назначении административного наказания и прекратил производство по делу.

3. Доводы жалобы о неуважительности причин неисполнения требований исполнительного документа подлежат отклонению.

Из статьи 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Привлекая министерство к административной ответственности, судебный пристав-исполнитель ограничился формальной ссылкой на неисполнение требований исполнительного документа, не приведя в постановлении доказательства, подтверждающие вину министерства в совершении административного правонарушения.

При этом обстоятельства, установленные районным судом, свидетельствуют о том, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами.

Довод о том, что возложенная на Минсоцзащиты Республики Бурятия обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.

Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд

Р Е Ш И Л:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 марта 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ (ОСП по ВАП) Дугаровой А.Ц. – без удовлетворения.

Судья                                                                                        С.В. Булгытова

21-186/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Булгытова Светлана Валерьевна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
13.04.2021Материалы переданы в производство судье
17.05.2021Судебное заседание
17.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее