по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028
г.Йошкар-Ола 05 мая 2017 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием представителя ОАО «УМС» Фирсиной И.Ю., действующей на основании доверенности от 15 декабря 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «УМС» Фирсиной И.Ю. на постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № от 17 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, которым
Открытое акционерное общество «Управление механизации строительства», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшееся,
привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий № от 17 марта 2017 года Открытое акционерное общество «Управление механизации строительства» (далее по тексту ОАО «УМС») привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 110 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно постановлению, в действиях ОАО «УМС» имеется нарушение статей 212, 213 Трудового Кодекса РФ.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ОАО «УМС» Фирсина И.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить указанное постановление, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда рабочее место автокрановщика аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 3.1. Вредность определялась по двум критериям: напряженности и шуму. Периодичность прохождения медицинских осмотров установлена 1 раз в 2 года по напряженности и 1 раз в 1 год по шуму. По уровню шума фактор вредности определяется в зависимости от времени воздействия на человека. Так, вредное воздействие на организм работника возникает при нахождении человека в кабине крана от 40% рабочего времени. Только при данном показателе необходимо прохождение периодического медицинского осмотра 1 раз в год. Эти данные отражены в протоколе измерения и оценки шума. Показатели общих отработанных часов (и за рулем и в кабине крана) изначально ниже нормативных, то есть вредное воздействие в период отсутствия на рабочем месте не осуществлялось. ФИО3 был принят на работу в 2014 году. По истечении года он прошел в соответствии с графиком периодический медицинский осмотр. В связи с отсутствием негативного влияния на работника следующий осмотр должен был быть произведен в соответствии с его графиком – в мае 2017 года. Кроме того, ФИО4 были нарушены правила проведения проверки и привлечения к административной ответственности. Инспектор своим решением от 30 января 2017 года продлил срок проведения расследования без определения срока до получения выписки из протокола патологоанатомического вскрытия. Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В судебном заседании Фирсина И.Ю. доводы и требования жалобы подержала, и пояснила аналогично изложенному в жалобе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Как следует из постановления о назначении административного наказания от 17 марта 2017 года, в ходе расследования с 16 января по 09 марта 2017 года несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 20 декабря 2016 года в 11 часов 20 минут с машинистом автомобильного крана ФИО3, на территории ОАО «УМС», выявлены нарушения действующего трудового законодательства.
В нарушение статьей 212, 213 ТК РФ, машинист автомобильного крана ФИО3 допущен 20 декабря 2016 года к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра для определения пригодности работника к поручаемой работе в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года № в условиях, не соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Согласно трудового договора от 23 апреля 2017 года № ФИО3 был принят на работу в ОАО «УМС» на должность машиниста крана автомобильного с 23 апреля 2014 года.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда № машиниста крана автомобильного, общий класс условий труда 3.1. – вредные условия труда.
Согласно строке 050 карты аттестации рабочего места по условиям труда № машиниста крана автомобильного в рабочей зоне обнаружены вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, обладающие выраженными особенностями на организм.
Согласно заключительного акта с ФИО3 был проведен периодический медицинский осмотр 25 мая 2015 года.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 ТК РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (часть 2 абзац 12).
Вместе с тем, в соответствии с протоколом осмотра места несчастного случая происшедшего 20 декабря 2016 года, несчастный случай произошел на площадке межсменной стоянки автомобильных кранов на основной базе ОАО «УМС» по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из протокола патологоанатомического вскрытия № от 05 января 2017 года ФИО3 умер 04 января 2017 года.
Следовательно, близким родственникам ФИО3 (жене, детям) данным правонарушением причинен моральный вред, что, безусловно, порождает их право участвовать в производстве по делу об административном правонарушении в качестве потерпевших, которое в свою очередь влечет обязанность в данном случае должностного лица, осуществляющего производство по делу, обеспечить условия для реализации этого права близким родственникам умершего ФИО3, которые не были привлечены к участию в деле, то есть, не извещены о составлении протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Невыполнение государственным инспектором труда данного требования в ходе производства по делу об административном правонарушении повлекло существенно нарушение прав потерпевших, предусмотренных статьей 25.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
При этом, как указано в пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Положениями статьи 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, пунктом 5 части 1 которой предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.
При указанных обстоятельствах вынесенное постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду существенного нарушения нормативно закрепленных процессуальных требовании.
Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом реализация названных задач производства по делам об административных правонарушениях включает не только выяснение имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, в том числе процессуальных прав всех участников производства по делу. Не являются исключением и потерпевшие.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Разрешая вопрос об отмене постановления должностного лица и возвращении дела на новое рассмотрение, учитываю, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек, дело подлежит направлению в административный орган на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении должностному лицу надлежит обеспечить полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела, в соответствии с требованием процессуальных норм.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № от 17 марта 2017 года о признании ОАО «Управление механизации строительства» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей, – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Марий Эл
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов