УИД 19RS0002-01-2022-001431-74 Дело № 2а-1110/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2022 года г. Черногорск
Судья Черногорского городского суда Республики Хакасия Дмитриенко Д.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Титову Сергею Викторовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилась в суд с административным иском к Титову С.В. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) в размере 30,20 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) в размере 7,46 руб., задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 537,34 руб. и пени в размере 7,39 руб., недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 1 575 руб. и пени в размере 20,53 руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик Титов С.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которая прекращена им 18.06.2021, и являлся плательщиком страховых взносов, а после прекращения предпринимательской деятельности уплатил страховые взносы с нарушением срока, что послужило основанием для начисления пени. Кроме того, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, обязанность по уплате которого за 2018-2019 гг. им не исполнена. По истечении срока уплаты страховых взносов и налога административному ответчику в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) были направлены требования, которые административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, в связи с чем Управление обратилось в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Титова С.В. задолженности по обязательным платежам и санкциям. Судебный приказ был отменен 27.10.2021 на основании поступивших от должника возражений, в связи с чем Управление обращается в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Титова С.В. задолженности. Представителем Управления также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного (на один день) процессуального срока для предъявления в суд административного искового заявления о взыскании задолженности, мотивированное тем, что первично заявление было подано в установленный срок, что подтверждается квитанцией об отправке, однако заявление принято не было в связи с не читаемостью документов, что, в свою очередь, вызвано плохой технической оснащенностью Управления и значительным количеством подаваемых документов.
Письменных возражений на административное исковое заявление от административного ответчика Титова С.В. не поступило.
Исследовав письменные материалы дела в порядке упрощенного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.04.2022 Титов С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2020, прекратил деятельность 18.06.2021.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Пунктом 9 статьи 45 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Как указано в пункте 9 статьи 430 НК РФ, в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности);
2) для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 настоящего Кодекса;
3) для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса;
4) для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса;
5) для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 настоящего Кодекса;
6) для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Пунктом статьи 432 НК РФ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Титов С.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 18.06.2021, в установленный срок уплату страховых взносов не произвел.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 25.11.2002 № 66 «О транспортном налоге» с 01.01.2003 на территории Республики Хакасия вводится транспортный налог.
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
Статьей 3 Закона Республики Хакасия от 25.11.2002 № 66 «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии со п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст. 70 НК РФ.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплачивается пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).
В адрес Титова С.В. через личный кабинет налогоплательщика налоговым органом были направлены налоговые уведомления *** от 10.07.2019, *** от 03.08.2020, в которых был исчислен подлежащий уплате транспортный налог за 2018-2019 гг.
В связи с несвоевременной уплатой Титовым С.В. страховых взносов и неисполнением указанных выше уведомлений налоговым органом налогоплательщику через личный кабинет направлены следующие требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени:
- *** от 25.12.2019 со сроком исполнения до 28.01.2020;
- *** от 04.03.2021 со сроком исполнения до 06.04.2021;
- *** от 26.01.2021 со сроком исполнения до 24.02.2021.
Доказательств исполнения административным ответчиком данных требований в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ (здесь и далее в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, подлежащей применению к спорным правоотношениям) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Сумма задолженности Титова С.В. по обязательным платежам и санкциям превысила 3 000 руб. после предъявления требования *** от 04.03.2021 со сроком исполнения до 06.04.2021.
Как следует из материалов дела, заявление налогового органа о вынесении судебного приказа поступило мировому судье ***, то есть до истечения шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования *** от 04.03.2021.
Судебный приказ от 01.10.2021 отменен определением мирового судьи от 27.10.2021 в связи с поступлением возражений от должника.
Административное исковое заявление направлено Управлением в суд в электронном виде 27.04.2022, что подтверждается представленной в материалы дела квитанцией об отправке, и как, следует из ходатайства представителя административного истца, отклонено в связи с не читаемостью документов, после чего 28.04.2022 административное исковое заявление направлено в суд почтой (почтовый идентификатор ***
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин для восстановления Управлению незначительно пропущенного (на один день) процессуального срока обращения в суд, вызванного техническими причинами (плохое качество первично представленных в суд в электронном виде документов).
Исследованные в судебном заседании письменные доказательства подтверждают, что у ответчика возникла обязанность по уплате пени по страховым взносам на ОПС и на ОМС, а также по уплате транспортного налога и пени, данная обязанность налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выполненный Управлением расчет недоимки и пени судом проверен и признан верным, контррасчет суммы задолженности административным ответчиком не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в связи с удовлетворением административного иска с административного ответчика Титова С.В. в соответствии подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с Титова Сергея Викторовича, проживающего по адресу: ***, в доход соответствующего бюджета задолженность в сумме 3 177 руб. 92 коп., в том числе:
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по требованию *** от 26.01.2021 в размере 30 руб. 20 коп. (КБК 18*** ОКТМО ***);
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование по требованию *** от 26.01.2021 в размере 7 руб. 46 коп. (КБК 18*** ОКТМО ***);
- задолженность по транспортному налогу за 2018 год (по требованию *** от 25.12.2019), в том числе налог в размере 1 537 руб. 34 коп. (КБК 18*** ОКТМО ***) и пени в размере 7 руб. 39 коп. (КБК 18*** ОКТМО ***);
- задолженность по транспортному налогу за 2019 год (по требованию *** от 04.03.2021), в том числе налог в размере 1 575 руб. 00 коп. (КБК 18*** ОКТМО ***) и пени в размере 20 руб. 53 коп. (КБК 18*** ОКТМО ***);
Взыскать с Титова Сергея Викторовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Д.М. Дмитриенко