Дело № 2-1122(2011)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2011 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием представителя процессуального истца - заместителя Ачинского межрайонного
прокурора – Булатовой О.С.,
представителя истца – Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска» - Березиной Т.А., действующей на основании доверенности, выданной 18.02.2011 г. на срок до 31.12.2011 г. (л.д. 16),
ответчика Бондарь С.В.,
при секретаре Карельской Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска» к Бондарь о взыскании ущерба,
У С Т А Н О В И Л :
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска» к Бондарь о взыскании ущерба.
Исковые требования мотивированы тем, что 23 октября 2009 года с Бондарь С.В. был заключен договор о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан.
Согласно п. 2.1.4 договора, Бондарь С.В. обязан в течение 30 дней после окончания срока действия договора представить в КГБУ «ЦЗН г. Ачинска» выписку из ЕГРЮЛ для подписания акта выполнения договорных обязательств. До настоящего времени Бондарь С.В. данное обязательство не исполнил.
На основании п. 4.1 указанного договора, в случае невыполнения обязательств, предусмотренных пунктом 2.1.4 получатель субсидии обязуется возвратить сумму субсидии в полном размере.
Истец просит взыскать с Бондарь С.В. необоснованно полученные бюджетные средства адресной поддержки в виде субсидии на организацию предпринимательской деятельности в размере 58800 рублей; взыскать госпошлину в доход федерального бюджета (л.д. 2-4).
В судебном заседании представитель процессуального истца - заместитель Ачинского межрайонного прокурора – Булатова О.С. заявленные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.
Представитель истца – Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска» - Березина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что ответчик был зарегистрирован как безработный. Им был представлен бизнес-план. После экспертизы бизнес-плана, он был одобрен, рекомендован к финансированию. В связи с чем было принято решение выдать субсидию ответчику в сумме 58000 рублей на реализацию проекта. Был подписан договор о предоставлении субсидии с Бондарь С.В., второй экземпляр договора должен быть выдан Бондарь С.В. Затем когда Бондарь С.В. представил договор купли-продажи картофеля, заключенный между ним и Волковым А.Ф., а также в получении денег Волковым А.Ф., то был подписан акт о целевом использовании представленной субсидии на организацию предпринимательской деятельности. Однако, ещё должен был быть подписан акт выполнения договорных обязательств, после предоставления Бондарь С.В. выписки из Единого государственного реестра о регистрации его в качестве предпринимателя. Однако, эту выписку Бондарь С.В. в центр занятости не представил, в связи с чем акт выполнения договорных обязательств так и не был подписан. Таким образом, Бондарь С.В. не выполнил условий договора, поэтому обязан возвратить полученные денежные средства. Тем не менее, истец не оспаривает акт целевого использования ответчиком полученных денежных средств. Согласно договора, деньги ответчиком должны были быть потрачены на приобретение картофеля и удобрений. Однако, разрешается бывшему безработному варьировать трату выделенных средств в рамках бизнес-плана. То есть допускается, чтобы Бондарь все выделенные ему средства потратил, например, на приобретение картофеля (как он и сделал в данном случае), а удобрения приобрел бы за счет собственных средств. После того, как бывший безработный предоставляет в центр занятости выписку из Единого государственного реестра, в которой указано что он зарегистрирован в качестве предпринимателя, и подписывается акт выполнения договорных обязательств – Центр занятости больше не отслеживает как развивается бизнес бывшего безработного. Кроме того, законом предусмотрено условие, что в течение года бывший безработный должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя. Бондарь С.В. только в судебное заседание представил документы, подтверждающие что он был зарегистрирован в качестве предпринимателя в течение года, до этого в центр занятости им эти документы представлены не были. Таким образом, в связи с необоснованным получением субсидии, неисполнением договорных обязательств, сумма субсидии подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Бондарь С.В. исковые требования не признал, и пояснил, что выделенные ему деньги-субсидию он использовал по целевому назначению, в соответствии с бизнес – планом. Он зарегистрировался в качестве предпринимателя и более года являлся предпринимателем. Таким образом, все необходимые условия им были соблюдены. Второй экземпляр договора ему не выдавали, поэтому он не знал, что ему нужно представить в центр занятости выписку из Единого государственного реестра, подтверждающего что он зарегистрирован в качестве предпринимателя. Акт о целевом использовании субсидии был подписан.
Те письма, которые якобы направлялись ему центром занятости он не получал, так как его место жительства изменилось, о чем он сообщал в налоговую инспекцию, это подтверждается свидетельством о смене адреса. О том, что об изменении адреса необходимо сообщить в центр занятости он не знал. С полученной суммы субсидии он уплатил налог, а также в тот период когда являлся предпринимателем оплачивал все необходимые страховые взносы, что подтверждается квитанциями.
Кроме того, ответчик пояснил, что в настоящее время он представил в центр занятости Выписки из Единого государственного реестра, а также свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, и свидетельство о регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 были утверждены «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (в ред. Постановлений от 20.05.2009 № 436, от 07.11.2009 № 902). Данными правилами были определены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов.
Правительством Красноярского края 20.01.2009 г. принято постановление № 30-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края на 2009-2011 годы» (с дальнейшими изменениями и дополнениями).
На момент возникновения спорных правоотношений, действовало Постановление Правительства Красноярского края от 04 августа 2009 г. № 409-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 30-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы, согласно которого мероприятия по самозанятости безработных граждан осуществляется путем предоставления субсидии на организацию самозанятости, предоставляемой безработным гражданам за счет средств краевого бюджета в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Получатель субсидии на самозанятость обязан осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Для получения субсидии на самозанятость, в центр занятости предоставляются: заявление; бизнес-план.
При условии положительного заключения экспертизы бизнес-плана между центром занятости населения и безработным гражданином заключается договор на предоставление субсидии на самозанятость.
После предоставления гражданином, работодателем в центр занятости населения выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей центр занятости населения не позднее пяти рабочих дней издает приказ о предоставлении субсидии на самозанятость, на основании которого субсидия перечисляется на счет гражданина.
В соответствии с условиями договора на предоставление субсидии на самозанятость, получатель субсидии в течение трех месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой счет или расчетный счет предоставляет в центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование субсидии.
Как установлено входе судебного разбирательства, 14 октября 2009 года, Бондарь, будучи зарегистрированным в качестве безработного, подал заявление в Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр занятости населения города Ачинска» с просьбой о предоставлении ему субсидии на организацию предпринимательской деятельности. Вид деятельности указал – выращивание и продажа картофеля. Ответчиком был представлен бизнес-план по выращиванию и продаже картофеля. Согласно экспертного заключения от 21.10.2009 г. проект был рекомендован к финансированию.
23 октября 2009 года между Краевым государственным бюджетным учреждением «Центр занятости населения города Ачинска» и Бондарь был заключен договор о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан.
Согласно ст. 1 договора, Бондарь С.В. обязался организовать предпринимательскую деятельность, а КГБУ «Центр занятости населения города Ачинска» обязался предоставить ему субсидию на организацию предпринимательской деятельности.
Бондарь С.В. также обязался в течение 30 дней со дня заключения договора осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и представить в Центр занятости выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Обязался организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом «выращивание и продажа картофеля» и осуществлять ее не менее 12 месяцев.
Не менее 3-х месяцев с момента перечисления финансовых средств представить документы об их целевом использовании в соответствии с бизнес-планом для подписания акта о целевом использовании субсидии (л.д. 5-6).
Кроме того, согласно п.2.1.4 договора ответчик обязался представить в центр занятости в течение 30 дней после окончания срока действия договора выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей для подписания акта выполнения договорных обязательств (л.д. 5-6).
17 ноября 2009 года Краевым государственным бюджетным учреждением «Центр занятости населения города Ачинска» был вынесен приказ № 105 «О предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости». В данном приказе указано, что представлена ответчиком копия Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 1188 от 16.11.2009 г.
26 ноября 2009 года платежным поручением № 5139 субсидия - денежные средства в сумме 58800 рублей были перечислены ответчику (л.д. 8).
08 февраля 2010 года между ответчиком и гражданином Волковым ФИО7 был заключен договор купли-продажи картофеля (л.д. 18-19). Волков А.Ф. получил от Бондарь С.В. 60000 рублей за проданные 3000 кг картофеля, о чем выдал расписку (л.д. 20).
Указанный договор и расписку ответчик представил в КГБУ «Центр занятости населения города Ачинска», и в результате 15 февраля 2010 года был составлен акт о целевом использовании предоставленной субсидии на организацию предпринимательской деятельности (л.д. 17). В акте указано, что он является актом выполнения договорных обязательств по целевому использованию субсидии.
В судебном заседании ответчик пояснил, что перечисленная ему центром занятости сумма субсидии была использована им по целевому назначению. С этой суммы он заплатил налог. В течение года он был зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществлял предпринимательскую деятельность по выращиванию и продаже картофеля, перечислял обязательные страховые взносы. Однако, в связи с тем что прибыли деятельность не приносила, через год прекратил предпринимательскую деятельность.
Истцом ответчику 14 декабря 2010 года было направлено напоминание о необходимости отчитаться об исполнении п. 2.1.4 договора, а именно представить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, для подписания акта выполнения договорных обязательств (л.д. 24).
Сведений о получении Бондарь С.В. данного сообщения не представлено. Ответчик получение данного напоминания отрицал, пояснил, что он переехал на другое постоянное место жительства, о чем сообщал в налоговую инспекцию.
Ответчиком суду были представлены: выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, согласно которого регистрация осуществлена 16 ноября 2009 года; а также свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 01 декабря 2010 года.
Согласно требований, действовавшего на момент спорных правоотношений, Постановления Правительства Красноярского края от 04.08.2009 г. № 409-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 г. № 30-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 года» (подраздел 2.3.2) предусмотрена обязанность получателя субсидии возвратить ее: в случае выявления факта нецелевого использования субсидии; а также в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного в договоре срока (1 год).
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы права, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Поскольку только то обстоятельство, что ответчиком не была своевременно представлена Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не может являться основанием для взыскания с ответчика суммы полученной им субсидии. Доводы истца о необоснованном получении суммы субсидии, в связи с неисполнением договорных обязательств, не подписанием акта выполнения договорных обязательств – суд считает не состоятельными. Поскольку, в ходе судебного разбирательства было установлено, и не отрицалось истцом, что основные требования действующего законодательства по целевому использованию субсидии были выполнены, выданная ответчику субсидия израсходована по целевому назначению. Бондарь С.В. также выполнил предусмотренное договором обязательство в течение 30 дней со дня заключения договора осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, в течение более года - с 16 ноября 2009 года по 01 декабря 2010 года ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, и им осуществлялась предпринимательская деятельность в соответствии с бизнес – планом, что не оспаривалось истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Ачинского межрайонного прокурора в интересах Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска» к Бондарь о взыскании ущерба,
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Н.А. Дорофеева