Дело № 5-221/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п.г.т. Погар 08 сентября 2017 года
Судья Погарского районного суда Брянской области Хромин А.О.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
Кизенок В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, пенсионерки, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении №/Л 0043033 от ДД.ММ.ГГГГ, Кизенок В.М. ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут в нарушение ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» из дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, осуществила продажу 0,5 литра спиртного напитка домашней выработки - самогон истинной крепостью 38,2 об.% Самоговой С.А., свободная реализация которого запрещена.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кизенок В.М. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела, не заявляла. О дате, времени и мете судебного заседания извещена надлежащим образом.
С учетом изложенного и на основании ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие Кизенок В.М.
Судья, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В нарушение указанных норм закона, в материалах дела отсутствуют сведения об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, месте и времени составления в отношении нее протокола об административном правонарушении.
Так из повестки о вызове в ОП «Погарский» следует, что Кизенок В.М. вызывалась для составления протокола об административном правонарушении на 09 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении следует, что он составлен в 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, ДД.ММ.ГГГГ у должностного лица административного органа отсутствовали данные о надлежащем извещении Кизенок В.М. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что исключало совершении им данных процессуальных действий в ее отсутствие.
Не извещение лица о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что при составлении протокола, должностным лицом, не были созданы условия, призванные обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, существенно нарушен установленный Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок привлечения лица к административной ответственности.
Кроме того, ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок проведения административного расследования, который предусматривает, что процессуальные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление должны проводиться в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 4 ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до направления определения о назначении экспертизы для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе, право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Данные требования закона должностным лицом в полной мере не соблюдены. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности ознакомлено с определением о назначении химической экспертизы жидкости от ДД.ММ.ГГГГ, ему разъяснены права, в том числе, право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении, заключение эксперта №э от ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию недопустимыми доказательствами по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлены с нарушением требований названного Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что в действиях Кизенок В.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку каких либо доказательств, подтверждающих совершение ею административного правонарушения материалы дела не содежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Кизенок В.М. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.О. Хромин