Дело № 2-1841/2024
УИД 23RS0040-01-2024-000307-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
Председательствующего судьи Гусакова Я.Е.
при секретаре Джигирь Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кулишовой Н. Владимировны к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании в обеспечении лекарственными препаратами,
установил:
Кулишова Н.В., обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании в обеспечении лекарственными препаратами.
В обоснование требований указано, что истец признан инвалидом 2 группы, страдает редким генетическим заболеванием «Наследственный системный транстиретиновый амилоидоз. Транститетиновая амилоидная кардиомипатия» и нуждается по жизненным показаниям в терапии препаратом «Тафамидис». Просит суд обязать Министерства здравоохранения Краснодарского края организовать бесплатное лекарственное обеспечение Кулишовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. препаратом «Тафамидис». Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третьи лица Министерство финансов Краснодарского края, ГБУЗ «Городская поликлиника №13 г. Краснодара» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
От представителя третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника №13 г. Краснодара» поступили возражения на исковое заявление, согласно которого просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Конституционному праву, закрепленному в ст. 7, корреспондирует норма ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где предусмотрено, что право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
В силу положений пункта «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статья 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Как указано в ч. 15 ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кулишова Н. Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обслуживается в ГБУЗ «ГП № 13 г. Краснодара» МЗ КК с 07.07.2023г.
Инвалидность 2 гр., состоит на «Д» учете у врача терапевта с диагнозом Е85.0 Наследственный семейный амилоидоз без невропатии.
Истец обследована в ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России, ГБУЗ НИИ ККБ № 1.
Согласно заключений назначен препарат Тафамидис 61 мг 1 капсула в день.
В целях получения лекарственного препарата истец обратилась в Министерство здравоохранения Краснодарского края с соответствующим заявлением, однако получила ответ, что в настоящее время министерством здравоохранения Краснодарского края проводятся организационные мероприятия по закупке медицинской продукции для обеспечения льготных категорий граждан в 2024 году.
Амилоидоз (ATTR форма, где А - амилоидоз, TTR - транстиретин) - редкое, необратимо прогрессирующее наследственное заболевание, обусловленное диффузным отложением патологического фибриллярного белка (амилоида) практически во всех тканях организма (в моем случае - преимущественно поражаются нервная система и сердце). По мере прогрессирования заболевания амилоид вытесняет нормальные клетки из пораженного органа, обуславливая развитие необратимых изменений и утрату функциональной активности. При длительном течении заболевания и отсутствии эффективного лечения развивается полиорганная недостаточность (тяжелое поражение сердца) и наступает смерть.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р, с учетом изменений, внесенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 г. № 4173-р, лекарственный препарат «Тафамидис» не включен в переченьЖНВЛП, но его отсутствие в вышеуказанном перечне не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.
В Определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ по гражданским делам от 12 августа 2019 г. № 29-КГ19-1 указано: «Отсутствие спорного препарата в перечне ЖНВЛП не может являться основанием для снижения уровня гарантий по сравнению с установленными Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
Препарат «Тафамидис» в стандарте оказания медицинской помощи не поименован, но в силу прямого указания части 5 статьи 37 и части 2 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указанное обстоятельство влечет возможность назначения и применения указанного препарата по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.
Стандарт медицинской помощи является ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре и гарантирует тот минимум, который должен быть для лечения при наиболее распространенных заболеваниях, к которым моё заболевание не относится, т.к. является редким. Министерство здравоохранения РФ в письме от 08.07.2013 года № 21-6/10/2-4878 указывает, что стандарт медицинской помощи не является алгоритмом лечения конкретного заболевания пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь.
Истец обратилась в ГБУЗ «Городская поликлиника № 13 г. Краснодара», куда 05.10.2023 г. с заявлением провести заседание врачебной комиссии по принятию решения о назначении препарата «Тафамидис» (подтверждается штампом медучреждения).
По истечении более месяца в ответ на указанное обращение администрация указанного медицинского учреждения письмом № 1119/1 от 10.11.2023 г. сообщила, что для подачи пакета документов в МЗ КК для последующей закупки и дальнейшего обеспечения меня лекарственным препаратом «Тафамидис», необходимы ряд документов, среди которых не хватает заключения главного внештатного специалиста.
До настоящего времени жизненно необходимым препаратом «Тафамидис» истец не обеспечена. Болезнь продолжает прогрессировать.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1).
Статьями 16 и 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации закреплены полномочия по обеспечению граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний. Препарат «Тафамидис» с международным непатентованным наименованием зарегистрирован в России и внесен в ГРЛС.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Процедура обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан регулируется также письмом Минздрав соцразвития РФ от 25.01.2005 N 26-МЗ «Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг», Методическими рекомендациями по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 30.12.2004, N 4742/40.
Обязанность по организации обеспечения граждан региона лекарственными препаратами для медицинского применения законодательно возложена на органы исполнительной власти региона, которые не должны самоустраняться от принятия данных мер (Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечению указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, взываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.12.2023 N 2353 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, которая предусматривает, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу части 1 статьи 81 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В соответствии с данным Перечнем неработающие инвалиды 2 группы в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.
Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года № 742 (с изм. на 16.08.2022) утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Краснодарского края.
Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.
В соответствии с ч. 3 Положения к полномочиям Министерства относятся, в т.ч. защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 3.1): разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения (п. 3.2); организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Таким образом, проанализировав приведенные нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Кулишовой Н.В. об обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Относительно вопроса обращения настоящего решения к немедленному исполнению суд отмечает следующее.
Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решения, перечисленные в статье 211 ГПК РФ, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.
В то же время согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Таким образом, в связи с вышеописанными обстоятельствами суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кулишовой Н. Владимировны к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании в обеспечении лекарственными препаратами - удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Кулишову Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Тафамидис» по жизненным показаниям в необходимом объеме на период нуждаемости.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара Я.Е. Гусаков
Мотивированное решение изготовлено 29.03.2024г.