ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
51RS0001-01-2022-003579-61 | Дело 88-13024/2023 |
№2-1450/2022 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург | 28 июня 2023 г. | ||
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе | |||
председательствующего судьи | Какурина А.Н. | ||
судей | Кузнецова С.Л., Чекрий Л.М. | ||
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2850/2022 по иску Мурманского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Мурманской области о возложении обязанности совершить определенные действияпо кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 16 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 декабря 2022 г.Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М., объяснения прокурора Бердинских С.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции |
установила:
Мурманский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Мурманской области (далее – Главное управление МЧС России по Мурманской области), указав следующее. В рамках компетенции ответчик обязан организовать материально-техническое обеспечение Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Мурманской области В ходе проведенной Мурманской транспортной прокуратурой проверки установлено, что в Государственной инспекции по маломерным судам отсутствует оборудование, снаряжение и имущество, предусмотренное Типовыми нормами, артиллерийское вооружение, плавсредства, вспомогательное оборудование и инструмент, техника связи, вычислительная техника, автомобильная техника, медицинская техника и имущество, противопожарные средства, навигационное оборудование. Отсутствие указанного оборудования снаряжения и имущества не позволяет в полной мере осуществлять функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах, что может повлечь тяжкие последствия в отношении неопределённого круга лиц.
Уточнив исковые требования, истец просил суд обязать Главное управление МЧС России по Мурманской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Государственную инспекцию по маломерным судам Главного управления МЧС России по Мурманской области, следующим оснащением: бинокулярный тепловизор - 2 шт., фальшфейер белый - 43 шт., парашютная ракета белая - 43 шт., фальшфейер красный - 30 шт., парашютная ракета красная - 30 шт., бур ледовый - 1 шт., ограждающие буи - 2 шт., фонарь осветительный индивидуальный с зарядным устройством - 2 шт., лопата совковая - 20 шт., лом обыкновенный - 20 шт., фал капроновый диаметром 6-10 мм - 799 м, фал капроновый диаметром 12-16 мм - 400 м, дифферентометр - 5 шт., рулетка(20 м) - 4 шт., подвесные электронные крановые весы с максимальной нагрузкой 1т - 2 шт., шумомер-виброанализатор - 2 шт., навигационное оборудование для аттестации судоводителей - 1 комплект, багор (опорный крюк) - 22 шт., козловой мини-кран с электроталью грузоподъемностью 1 т - 2 комплекта, отвес для проверки главных размерений маломерного судна - 17 шт., гидроуровень шланговый длиной 30 м - 9 шт., спасательный конец Александрова с линем - 21 шт., жилет спасательный - 32 шт., пломбиратор для свинцовых пломб - 10 шт., пломбы свинцовые - 1000 шт., матрас электрический с напряжением 12 В (220 В) - 10 шт., компрессор воздушный с производительностью не менее 600 л/мин - 1 шт., краскопульт пневматический - 1 комплект, инструмент начальника контрольно-технического пункта - 1 комплект, стол-верстак - 2 шт., станок точильный - 1 шт., станок сверлильный - 1 шт., тиски слесарные поворотные с шириной губок не менее 140 мм - 1 шт., набор слесарного инструмента не менее чем из 150 предметов - 9 шт., дрель электрическая мощностью не менее 750 Вт с максимальным размером патрона не менее 13 мм - 3 шт., углошлифовальная машинка мощностью не менее 1,5 кВт с диаметром диска не менее 150 мм - 5 шт.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 16 сентября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 декабря 2022 г. исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как постановленных с неправильным применением норм материального права и существенным нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании прокурор Бердинских С.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети «Интернет», в связи с чем на основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 3796 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и из материалов дела следует, что по результатам проведенной Мурманской транспортной прокуратурой проверки в отношении Главного управления МЧС России по Мурманской области выявлено несоответствие нормативам оснащенности оборудованием, снаряжением и имуществом Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Мурманской области.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности осуществить обеспечение недостающим оборудованием и средствами оснащения, и свидетельствующих о достаточности имеющихся средств технического оснащения для исполнения Государственной инспекции по маломерным судам своих функций.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился. Оставляя без изменения решение суда, судебная коллегия руководствовалась положениями статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Приказом МЧС России от 31 марта 2022 г. № 296 «Об утверждении норм материально-технического обеспечения подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России», Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденным Приказом МЧС России от 18 октября 2012 г.№ 607.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что решение суда фактически является вмешательством в хозяйственную деятельность государственного органа и является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета МЧС России, судебная коллегия указала, что главный распорядитель бюджетных средств, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для оснащения Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Мурманской области, вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их. Отсутствие выделенных денежных средств бюджета не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности по надлежащему техническому оснащению. Решение, вопреки доводам ответчика, не противоречат принципу разделения властей, а способствуют выполнению государственным органом своих функций и защите интересов неопределенного круга лиц.
С указанными выводами судов суд кассационной инстанции согласиться не может.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 (далее – Положение), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), спасательные воинские формирования МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (пункт 3).
Согласно подпункту 4 пункта 8 Положения МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
В силу пункта 1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2022 г. № 132, государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также соответствующие подразделения и организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 2).
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года утверждены Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696.
Согласно пункту 27 Основ источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области гражданской обороны являются: а) федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и средства организаций; б) создаваемые в целях гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области гражданской обороны являются: а) формирование и исполнение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривающих ресурсное обеспечение мероприятий по гражданской обороне, в том числе: формирование и выполнение государственного оборонного заказа; разработка государственных, региональных, муниципальных и ведомственных программ, предусматривающих финансовое обеспечение мероприятий по гражданской обороне; б) формирование перечней организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления; в) создание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 28 Основ).
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, Главным управлением МЧС России по Мурманской области не может осуществляться самостоятельное финансирование каких-либо мероприятий ввиду отсутствия иных (кроме бюджетных средств) источников финансирования.
В соответствии с приказом МЧС России от 26 июня 2019 г. № 324 «Об осуществлении территориальными органами МЧС России, федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (вместе с «Порядком осуществления территориальными органами МЧС России, федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов») Главное управление МЧС России по Мурманской области, а также Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области» осуществляют бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Обстоятельства относительно надлежащего исполнения ответчиком непосредственно на него возложенных обязанностей в сфере спорных правоотношений судами не устанавливались. Суды исходили из одной лишь констатации прокурором факта отсутствия в ГИМС соответствующего оборудования. Материалы дела не содержат документов прокурорской проверки, в связи с чем отсутствуют сведения относительно проверки реализации определенных полномочий ответчика.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суды не уточнили основания иска, не приняли во внимание названные правовые акты, не исключили возложения на МЧС России, как на главного распорядителя бюджетных средств, дополнительных финансовых расходов. При этом понуждение МЧС России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. (Данная правовая позиция изложена, в частности в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 127-КГ23-4-К4.)
Кроме того, как следует из примененных судом апелляционной инстанции норм материально-технического обеспечения подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, часть оборудования и технических средств, предусмотренное нормами (и указанная прокурором в исковом заявлении) относится к обеспечению Центров Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Судебные акты не содержат сведений относительно структурных подразделений Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области, которые подлежат обеспечению соответствующим оборудованием. При этом Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области» является юридическим лицом (и администратором доходов бюджета).
Таким образом, обжалуемые судебные акты не отвечают требованиям и критериям законности и обоснованности, изложенным в статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении». Допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, непреодолимыми, не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 16 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 декабря 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи