Дело № 2а-167/2020
24RS0020-01-2020-000224-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2020 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Мельниковой И.Н.,
при секретаре Козловой А.И.,
с участием заместителя прокурора Идринского района Красноярского края Забродина В.В.,
представителя административного истца Юрочкина В.С. – адвоката Шелакина А.И., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Красшникова Н.Н., действующей на основании решения муниципального образования Идринский район Красноярского края №1/3 от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованного лица Абубакиров Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юрочкин В.С. к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Юрочкин В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №3 об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, мотивируя требования тем, что решением Идринского районного Совета депутатов на 13.09.2020 года назначены выборы депутатов Идринского районного Совета депутатов. Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 от 10.08.2020 года №7/10 зарегистрирован кандидатом в депутаты Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 3 - Абубакиров Дмитрий Мадинович. Вышеуказанное Решение от 10.08.2020 года №7/10 подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Решением избирательной комиссии муниципального образования Идринский район Красноярского края определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №3 по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Красноярского края, выдвинутого в порядке самовыдвижения, и составляет 10 подписей, максимальное количество представляемых для регистрации кандидата - 14 подписей. Абубакировым Д.М. представлено 14 подписей на одном подписном листе, при проведении проверки окружной избирательной комиссией достоверными и действительными признаны 13 подписей. Однако окружной комиссией при проведении проверки подписных листов не был учтен п.8 ст37 Федерального закона, согласно которого подписные листы для сбора подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к данному Федеральному закону, из которого следует, что подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для прославления подписей избирателей. Кандидатом Абубакировым Д.М. представлен один подписной лист, заполненный с одной стороны и изготовленный на одном листе формата А4, на котором в завершительной надписи лица, осуществлявшего сбор подписей и кандидата, отсутствуют сведения о дате рождения, адрес места жительства не содержит данные о субъекте (Красноярский край), нет указания на гражданство и паспорт РФ, отсутствует код органа, выдавшего паспорт. Таким образом, представление кандидатом Абубакировым Д.М. в избирательную комиссию подписного листа изготовленного на одном листе, следует расценивать не иначе как нарушение формы подписного листа, что в соответствии с пп. «и» п.6.4 ст.38 Федерального закона влечет недействительность всех подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом Абубакировым Д.М. в избирательную комиссию. Согласно п.6.1 ст.38 Федерального закона по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Кроме того, при визуальном осмотре подписного листа, представленного Абубакировым Д.М., имеются основания полагать, что даты внесения подписей избирателей проставлены избирателями не собственноручно, поскольку индивидуальные особенности написания цифр («01», «04) «2», «08», «2020», расстояние между символами и другие характерные признаки) на датах внесения подписей разных лиц совпадают, даты их внесения выполнены одними и теми же лицами, в силу чего они являются недействительными. Более того, в подписном листе фамилия, имя, отчество избирателей, поставивших свою подпись на строке с 5 по 14 выполнены одним и тем же лицом, что является нарушением пп. «д, е, л» п.6.4 ст.38 Федерального закона, что подлежало проверке экспертом. На основании изложенного, все представленные на регистрацию кандидатом Абубакиров Д.М. подписи избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом на выборах, являются недействительными. Кроме того, заявление кандидата от 27.07.2020 года не содержит его согласия другому избирательному объединению на включение его в состав общетерриториального списка кандидатов, на выдвижение его кандидатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, отсутствует полное наименование документа, удостоверяющего личность, а именно - паспорт гражданина Российской Федерации (или иное гражданство), надстрочники заполнены через запятую, без расшифровки, не указан ИНН лица, сведения об основном месте работы не отвечают требованиям законодателя о роде занятий, заполнены графы словами: «не судим», «не исполняю», «не принадлежу». В комиссию представлена копия паспорта кандидата не в полном объеме и не заверенная надлежащим образом. В связи с чем просит решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № о регистрации кандидата в депутаты Абубакиров Д.М. отменить.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Абубакиров Д.М.
В судебное заседание административный истец Юрочкин В.С., надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени рассмотрения дела, не явился, об отложении рассмотрения настоящего дела не просил.
В судебном заседании представитель административного истца Шелакин А.И., действующий на основании ордера, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Красшникова Н.Н., действующая на основании решения, пояснила, что ею не оспариваются допущенные избирательной комиссией нарушения в части выдачи несоответствующей формы подписного листа, у кандидата Абубакиров Д.М. были приняты копии с листов паспорта, где имелись отметки, при этом окружная избирательная комиссия не вправе была требовать от кандидата ИНН, копию трудовой книжки, справки центра занятости и т.п., считает принятое решение от 10.08.2020 года №7/10 законным и обоснованным, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебном заседании заинтересованное лицо Абубакиров Д.М. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что из содержания представленных им подписных листов видно, что избиратели были в установленном объеме проинформированы о кандидате, подписи их являются достоверными, соответствуют их воле, не основанной на заблуждении относительно его личности. Принцип доверия избирателей носит универсальный характер, они доверили ему представлять их интересы в органах местной власти, доверили государству, которое обязано обеспечить учет их воли в его поддержку. Подписные листы были изготовлены избирательной комиссией и переданы всем кандидатам. Форма листа соответствовала закону. Кандидаты были одинаково проинформированы о порядке сбора подписей. Избирательная комиссия действовала в рамках закона, обеспечив максимально возможную помощь каждому кандидату, следовательно, принцип равенства кандидатов избирательной комиссией нарушен не был. При этом Юрочкин В.С. не входил в круг лиц, которые осуществляли сбор подписей, а, следовательно, не мог быть поставлен в неравное положение с другими кандидатами, а его права сбором подписей нарушены не были. Таким образом, незначительное нарушение формы подписного листа, допущенное по вине избирательной комиссии, не является существенным, поскольку не привело к нарушению равенства прав всех кандидатов и объективно не вводило избирателей в заблуждение относительно личности кандидатов, в пользу которых собирались подписи.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, заслушав заключение заместителя прокурора Забродин В.В., полагавшего, что административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Порядок регистрации кандидатов в депутаты регламентирован Федеральным законом от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ), а также Законом Красноярского края от 02.10.2003 года №8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края №8-1411).
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона №67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно п.1 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
В силу п.12 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с пп. «д» п.24 ст.38 Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичное положение закреплены в п.12 ст.29 Закона Красноярского края №8-1411.
Пункт 6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными:.
- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с п.3 поименованной статьи (подпункт «е»);
- подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные п.п.9 и 10 ст.37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п.5 ст.7 настоящего Федерального закон (подпункт «и»);
- подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 этой же статьи (подпункт «л»).
В силу п.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч.3 ст.62 КАС РФ).
Как установлено в судебном заседании, решением Идринского районного Совета депутатов от 23.06.2020 на 34-267-р года назначены выборы депутатов Идринского районного Совета депутатов на 13.09.2020 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Идринский район Красноярского края от 26.06.2020 №4/11 на избирательную комиссию муниципального образования Идринский район Красноярского края возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 от 10.08.2020 № 7/10 Абубакиров Д.М. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Юрочкин В.С., зарегистрированный кандидатом по тому же одномандатному избирательному округу, в силу положений ч.10 ст.239 КАС РФ, обладающий таким правом, обратился в суд с административным иском об отмене приведенного решения избирательной комиссии, указывая на недействительность подписей избирателей.
Из материалов дела следует, что 27.07.2020 года Абубакиров Д.М. обратился в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, также им представлен подписной лист с 14 подписями избирателей.
По результатам проверки недействительной признана одна подпись избирателя, что составляет 7% от общего количества подписей, отобранных для проверки (итоговый протокол от 07.08.2020 года).
Согласно п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону №67-ФЗ.
В примечании указано, подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей участников референдума. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом (п.13 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ).
Аналогичные требования к заверению подписного листа кандидатом содержатся в п. 6 ст.28 Закона Красноярского края№8-1411.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 года №658-0, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, в этой связи толкование избирательной комиссией степени восприятия не соответствующих действительности сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа и объему содержащейся в нем информации, являющиеся обязательными для всех кандидатов.
Вместе с тем, представленный Абубакиров Д.М. подписной лист не соответствует требованиям закона, поскольку содержит 14 подписей на одном листе с одной стороны.
Таким образом, представление кандидатом Абубакиров Д.М. в избирательную комиссию подписного листа изготовленного на одном листе, содержащего более пяти подписей на одной стороне, следует расценивать не иначе, как нарушением формы подписного листа, что в соответствии с подпунктом «и» п.6.4 ст.38 Федерального закона влечет недействительность всех подписей избирателей в подписном листе, представленном кандидатом Абубакиров Д.М. в избирательную комиссию.
Кроме того, согласно п.6.1 ст.38 Федерального закона по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
При визуальном осмотре подписного листа, представленного Абубакиров Д.М., имеются основания полагать, что даты внесения подписей избирателей проставлены избирателями несобственноручно, поскольку индивидуальные особенности написания цифр, расстояние между символами и другие характерные признаки на датах внесения подписей разных лиц, фамилия, имя, отчество избирателей, поставивших свою подпись в строках с 5 по 14 совпадают, что в свою очередь, также вызывает сомнение в их подлинности и являлось основанием для проведения окружной избирательной комиссией проверки достоверности подписей с привлечением эксперта.
При этом отсутствие в завершительной надписи лица, осуществлявшего сбор подписей и кандидата, сведений о дате рождения, данных о субъекте (Красноярский край), указания на гражданство и паспорт РФ, кода органа, выдавшего паспорт, не является существенным нарушением.
С учетом изложенного, руководствуясь п.6 ст.76 Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца Юрочкина В.С. подлежат удовлетворению, решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 от 10.08.2020 года, которым зарегистрирован кандидатом в депутаты Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 Абубакиров Дмитрий Мадиновнч подлежит признанию незаконным и отмене по приведенным выше основаниям.
Ссылка заявителя о том, что заявление кандидата от 27.07.2020 года не соответствует требованиям Федерального закона №67-ФЗ по оформлению, а именно: в нем отсутствует подтверждение Абубакиров Д.М. о даче согласия другому избирательному объединению на включение его в состав общетерриториального списка кандидатов, на выдвижение его кандидатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и не выдвижение своей кандидатуры в порядке самовыдвижения; отсутствует полное наименование документа, удостоверяющего личность - паспорт гражданина Российской Федерации (или иное гражданство), надстрочники заполнены через запятую, без расшифровки, не указан ИНН лица, указание основного места работы не отвечает требованиям законодателя о роде занятий, неверное заполнение графы словами: «не судим», «не исполняю», «не принадлежу» является несостоятельной, основанной на неверном толковании норм Закона. Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимание доводы Юрочкин В.С. о необходимости предоставления Абубакиров Д.М. копии всех страниц паспорта, заверенной надлежащим образом и содержащей информацию о том, что лицо является кандидатом в депутаты.
Иные доводы участников процесса сводятся к неправильному толкованию норм федерального законодательства и не имеют правового значения для разрешения судом вопроса о правомерности обжалуемого решения окружной избирательной комиссии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Юрочкин В.С. к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, удовлетворить.
Отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3 от 10.08.2020 №7/10 «О регистрации Абубакирова Дмитрия Мадиновича кандидатом в депутаты Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу №3».
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Идринский районный суд Красноярского края в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2020 года.
Председательствующий судья И.Н. Мельникова
Верно
Судья И.Н. Мельникова