дело № 2-527/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2018 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Смолиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чефранова В.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия об обязании совершить определенные действия
у с т а н о в и л :
Чефранов В.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что его отец ФИО5 много лет назад вселился в квартиру, расположенную по адресу: ..., в данную квартиру истец вселился как сын ФИО5 Первоначально данное жилое помещение принадлежало Шуйскому лесопункту Шуйско-Виданского леспромхоза, затем передано на баланс Кондопожского леспромхоза, впоследствии передано в Шуйское сельское поселение. В настоящее время в квартире зарегистрированы истец и его дочь ФИО6 В апреле 2018 г. истец обратился в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлением о заключении договора социального найма, ему было отказано в связи с тем, что квартира не является муниципальной собственностью Прионежского района. Считая свои жилищные права нарушенными, истец просит обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия взять на баланс жилое помещение, расположенное по адресу: ..., заключить договор социального найма на жилое помещение, признать незаконным отказ администрации Прионежского муниципального района от 21 июня 2018 г.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Шуйского сельского поселения, акционерное общество «Кондопожское лесопромышленное хозяйство», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Впоследствии истец частично изменил предмет исковых требований, просит суд обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия принять в муниципальную собственность квартиру по указанному адресу и заключить договор социального найма жилого помещения.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и пояснил, что спорная квартира была предоставлена его отцу в связи с работой в лесхозе, квитанции по оплате за жилое помещение длительное время не направляются, соответственно оплата за жилое помещение им не производится, в квартире он фактически не проживает, поскольку квартира является ветхой, проживание невозможно.
Представитель ответчика Черникова А.Н., действуя на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что спорное жилое помещение не передавалось администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в установленном порядке.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, своих представителей в судебное заседание не направили, представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, заслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы технической инвентаризации, материалы гражданского дела Прионежского районного суда Республики Карелия № 2- 758/2012, приходит к следующим выводам.
Установлено, что Чефранов В.В. с хх.хх.хх г. постоянно зарегистрирован по адресу: ..., совместно с ним хх.хх.хх г. зарегистрирована его дочь ФИО6, родившаяся хх.хх.хх г.
Сведения Единого государственного кадастра недвижимости содержат сведения о жилом доме, расположенном по адресу: ... - кадастровый №, инвентарный №, площадь 111,8 кв.м, назначение жилое, наименование - жилой дом и земельный участок, год постройки и ввода в эксплуатацию - 1961, в доме имеется три жилых помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости квартира № в доме № по ... состоит на кадастровом учете, площадь 27,6 кв.м, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Из дела технической инвентаризации следует, что жилой дом построен в 1961 г., в доме четыре квартиры, владельцем указан Кондопожский леспромхоз ТПО «Карелместпром». В материалах данного дела имеется информация о том, что в 1961 г. Петрозаводским лесхозом осуществлялось строительство трех четырехквартирных домов на ст.Шуйская, директором Петрозаводского мехлесхоза были утверждены акты ведомственной приемочной комиссии, объекты были признаны готовыми на предмет ввода в эксплуатацию.
Постановлением администрации местного самоуправления Прионежского района от хх.хх.хх г. № на основании решения Совета местного самоуправления Прионежского района от хх.хх.хх г. № в муниципальную собственность принят жилой фонд на ст.Шуйская, находившийся на балансе ликвидированного в результате банкротства предприятия «Петрозаводский ЛПХ», согласно перечню, составленному по результатам фактического обследования жилого фонда, жилой фонд передан на ст.Шуйская в хозяйственное ведение ММП ЖКХ п.Мелиоративный с хх.хх.хх г. В частности, в муниципальную собственность переданы дома № и № по ....
Согласно сведениям, предоставленным Межрегиональным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия, спорное жилое помещение не учитывается в реестре федерального имущества.
Данное жилое помещение не находится в муниципальной собственности. В материалы дела представлена инвентарная карточка № учета основных средств акционерного общества «Кондопожское лесопромышленное хозяйство», свидетельствующая о том, что дом находится на балансе предприятия. Данное предприятие зарегистрировано хх.хх.хх г., является действующим. хх.хх.хх г. предприятие обратилось с заявлением в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлением о принятии на баланс квартир № и № в доме № по ..., заявление по существу не рассмотрено.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, вышеуказанным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд в силу ч.2 данной статьи подразделяется на частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Аналогичные положения содержались в ст. 7 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 1541-I «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с п.2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственности» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 3 Приложения № 3 указаны объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, а именно: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Порядок передачи объектов, указанных в приложении № 3, установлен пунктами 6 и 8 указанного постановления от 27 декабря 1991 г. № 3020-1.
Исходя из положений п.9 указанного постановления право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6,7 или 8 настоящего Постановления.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нахождении квартиры № в доме № по ... в ведении местной администрации, передаче местной администрацией имущества в ведение (на баланс) других юридических лиц.
Исходя из Общих положений о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденных приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08 января 1971 г. № 6 в непосредственном ведении лесхозов, а также лесокомбинатов и леспромхозов, осуществляющих ведение лесного хозяйства, находились здания, строения и сооружения жилищного характера.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24 декабря 1992 г. № 1541-I «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Порядок передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с разграничением вопросов местного значения, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Республики Карелия от 03 июля 2008 г. № 1212-ЗРК «О реализации ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право собственности на передаваемое имущество возникает у муниципального образования, принявшего имущество, со дня вступления в силу постановления Правительства Республики Карелия о разграничении имущества между муниципальными образованиями.
В соответствии с указанным Законом Республики Карелия постановлением Правительства Республики Карелия от 14 августа 2015 г. № 257-П утвержден перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района, в котором не имеется сведений о спорной квартире. Соответствующее помещение отсутствовало и в перечне, утвержденном постановлением Правительства Республики Карелия от 16 февраля 2009 г. № 27-П.
Сведений, подтверждающих довод истца о передаче квартиры в муниципальную собственность Шуйского сельского поселения, в материалах дела не имеется, отсутствуют доказательства передачи жилого помещения в установленном порядке в ведение органа местного самоуправления Прионежского района.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности принять жилое помещение в муниципальную собственность по требованию истца, и соответственно, заключить с истцом договор социального найма жилого помещения. При этом суд учитывает, что в силу приведенных положений, позиции, выраженной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за истцом сохраняются жилищные права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Чефранова В.В, к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия об обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2018 г.