Дело № 2а-2824/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Гресько А.П., с участием:
представителя должника Клубета А.М.,
судебного пристава-исполнителя Серветник Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
26 августа 2020 года административное дело по заявлению УФСИН России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства,
установил:
УФСИН России по Республике Коми, являясь должником по исполнительному производству № ....ИП, просит освободить от оплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от <...> г., прекратить вышеуказанное исполнительное производство. В обоснование указано, что должник предпринимает все возможные меры для исполнения решения суда, о чем информирует судебного пристава-исполнителя. Представитель УФСИН России по Республике Коми полагает, что имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, поскольку отсутствует признак противоправности в действиях должника, а также то обстоятельство, что должник является бюджетным учреждением, ввиду чего недостаточное финансирование на эти цели не позволяет исполнить судебный акт в установленный срок по независящим причинам.
Определением суда от 17.08.2020 к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель Серветник Н.В., заинтересованным лицом – прокуратура Республики Коми.
Представитель должника требования поддержал.
Судебный пристав-исполнитель просила в требованиях отказать.
УФССП России по Республике Коми и прокуратура Республики Коми, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, отношение к заявленным требованиям не выразили.
Выслушав представителя должника, судебного пристава-исполнителя, а также мнение опрошенного судом специалиста отдела капитального строительства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Вступившим <...> г. в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. по делу № .... удовлетворен иск специализированного прокурора и постановлено: признать незаконным бездействие ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН по Республике Коми в части обеспечения осуждённых необходимым набором помещений, а также мебели и инвентаря. На ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН по Республике Коми возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения в законную силу оборудовать общежития отрядов №№ ....облегченные условия содержания) комнатами быта, отрядов №№ <...> г. (облегченные условия содержания) комнатами для сушки одежды и обуви, отрядов №№ .... (облегченные условия содержания) комнатами воспитательной работы. На ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН по Республике Коми возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения в законную силу оборудовать:
- отряд № .... этаж) в спальных помещениях №№ .... - подставками под бак для воды, в спальных помещениях №№ .... баками для питьевой воды с кружкой и тазом, в спальных помещениях №.... - репродукторами; в комнату для умывания - 2 умывальниками (рукомойниками), вешалкой настенной для полотенец; в гардеробной - вешалкой настенной или напольной с крючками, стеллаж для обуви с ячейками;
- отряд ....) в спальном помещении .... - занавесками на два окна; в комнате для умывания - 1 умывальником (рукомойником), подставкой для чистки обуви; в гардеробной - зеркало настенное, стеллаж для обуви с ячейками;
- отряд .... в спальных помещениях №.... - подставками под бак для воды, в спальных помещениях №.... - баками для питьевой воды с кружкой и тазом; в помещении для сушки одежды и обуви - стеллажом для сушки одежды; в комнате для умывания - подставкой для чистки обуви; в гардеробной - стеллаж для обуви с ячейками;
- отряд .... в спальных помещениях №.... - подставками под бак для воды, в спальных помещениях №.... баками для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания - подставкой для чистки обуви и 5 умывальниками (рукомойниками); в помещении для сушки одежды и обуви - стеллаж для сушки одежды и обуви;
- отряд .... в спальных помещениях №.... подставками под бак для воды, в спальных помещениях .... - баками для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания - подставкой для чистки обуви;
- отряд .... (облегченные условия содержания) в спальных помещениях №.... - подставками под бак для воды и баками для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания - подставкой для чистки обуви и вешалкой настенной для полотенец; в гардеробной - стеллаж для обуви с ячейками.
<...> г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми на основании выданного городским судом исполнительно листа возбуждено исполнительное производство № ....ИП (предмет исполнения: обязать УФСИН по Республике Коми исполнить обязанность в течение одного года с момента вступления решения в законную силу оборудовать общежития отрядов №№ ....облегченные условия содержания) комнатами быта, отрядов №№ ....облегченные условия содержания) комнатами для сушки одежды и обуви, отрядов №№ .... (облегченные условия содержания) комнатами воспитательной работы; должник: УФСИН России по Республике Коми).
Постановление направлено должнику заказным письмом <...> г., которое им получено <...> г. согласно почтовому идентификатору (....
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. должнику УФСИН России по Республике Коми предоставлена отсрочка исполнения решения суда до <...> г.
Определением суда от <...> г. предоставлена ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми отсрочка исполнения решения суда до <...> г..
В ответ на требование судебного пристав-исполнителя УФСИН России по Республике Коми сообщило о том, что отряд .... ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК оборудован бытовой комнатой, комнатой для сушки одежды, комнатой воспитательной работы. В ответе также сообщалось о том, что исполнить решение суда в части оборудования отрядов №.... бытовыми комнатами, комнатами сушки одежды, комнатами воспитательной работы не представляется возможным из-за отсутствия необходимых помещений, поскольку помещения заняты для проживания осужденными из-за перелимита по их количеству (ответ от <...> г.№ ....
Постановлением судебного пристава-исполнителя от <...> г. с УФСИН России по Республике Коми взыскан исполнительский сбор в размере 50000руб.
<...> г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми внесено требование о необходимости в 3-дневный срок со дня его поступления представить подтверждающие исполнение решения суда документы.
Также <...> г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение руководителю УФСИН России по РК о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу суда.
В ответ на требование УФСИН России по РК сообщило о том, что в связи с проведением ремонтных работ во исполнение требований иного решения суда осужденные .... отряда перераспределены в другие отряды, в связи с чем используются для их размещения иные помещения, в том числе бытовые комнаты, комнаты для сушки одежды, комнаты воспитательной работы (ответ от <...> г.). В ответе также указывалось, что после окончания ремонтных работ, приведения в соответствие лимита наполняемости отряды .... будут оборудованы необходимыми помещениями в кратчайший срок.
Должником <...> г. направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу .... до <...> г..
Изложенное подтверждается исследованными в суде доказательствами.
Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Таким образом, в случае неисполнения требований исполнительного документа, закон наделяет обязанностью судебного пристава-исполнителя рассмотреть вопрос о взыскании исполнительского сбора с должника.
В то же время, пунктом 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда России от 17.11.2015
№ 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания, вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что доводы административного истца об отсутствии финансирования, о большом количестве осужденных в учреждении (ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми) были приняты во внимание судом при предоставлении отсрочек исполнения решения суда.
УФСИН России по Республике Коми было достоверно известно о состоявшемся судебном акте и у Управления имелось достаточно времени для принятия мер к добровольному исполнению судебного акта с учетом предоставленных отсрочек исполнения решения суда.
Решение суда по делу .... вступило в законную силу <...> г., исполнительное производство возбуждено <...> г..
Административным истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что от даты возбуждения исполнительного производства до принятия решения о взыскании исполнительского сбора предпринимались меры на исполнение судебного акта в части выделения дополнительных средств.
Кроме того отсутствие дополнительных лимитов бюджетных ассигнований не относится к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, препятствующим исполнению судебного акта, в связи с чем оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Отсутствие в исправительном учреждении свободных мест и превышения лимита наполняемости не должно влиять на своевременность исполнения решения суда, принятого для соблюдения прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Должником не были предприняты своевременно меры для подачи заявления в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, заявление было направлено в августе 2020 года при окончании срока, на который была предоставлена отсрочка, - <...> г..
Судом не установлено непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Требование УФСИН России по Республике Коми о прекращении исполнительного производства ....-ИП в связи с исполнением требований исполнительного документа также не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть 1 статьи 359 КАС РФ).
Основания прекращения исполнительного производства указаны в статье 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Указанный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Должником не указано предусмотренных законом оснований для прекращения исполнительного производства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, оканчивается судебным приставом-исполнителем. Материалы дела не содержат сведения о фактическом исполнении требований исполнительного документа.
Учитывая вышеизложенное, судом не установлены основания для прекращения или окончания исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 358, 363 КАС РФ, суд
определил:
Оставить без удовлетворения ходатайство УФСИН России по Республике Коми об освобождении от исполнительского сбора, наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от <...> г. года по исполнительному производству № ....ИП и о прекращении исполнительного производства № ....-ИП.
Определение может быть обжаловано посредством подачи частной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в пятнадцатидневный срок со дня его принятия.
Председательствующий-
Мотивированное определение составлено 31 августа 2020 года.
Судья- М.О. Никулин