Судья Мурашов А.С. |
Дело № 33-21378/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
07.12.2018 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Зоновой А.Е., Сорокиной С.В.,
при секретаре судебного заседания Цыпиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Младенцева Владимира Поликарповича к Администрации Арамильского городского округа о признании права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления социальной субсидии на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 11.09.2018,
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения истца Младенцева В.П., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Младенцев В.П. обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Арамильского городского округа, ссылаясь в обоснование требований на то, что является инвалидом ... группы, ветераном военной службы, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством как для инвалидов Отечественной войны. Постановлением Администрации Арамильского городского округа 20.10.2016 семья Младенцева В.П. признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении. 15.06.2017 ему было отказано в удовлетворении заявления о получении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на льготных основаниях в виду невозможности в том числе причисления истца к категории ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны.
Полагая данный отказ незаконным, просил признать отказы администрации Арамильского городского округа в предоставлении ему субсидии на приобретение или строительство жилья от 06.02.2017 и от 15.06.2017 незаконными. Признать за ним право на получение жилищной субсидии как инвалиду ... группы, имеющему право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Обязать ответчика назначить ему выплату субсидии на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом «О ветеранах».
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 11.09.2018 исковые требования Младенцева В.П. были оставлены без удовлетворения в полном объеме.
С данным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит об отмене постановленного решения, указывая на нарушение судом норм материального права, полагает требования подлежащими удовлетворению ввиду наличия у него инвалидности, явившейся следствием заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, что дает право на получение мер социальной поддержки в области жилищного обеспечения наравне с инвалидами и ветеранами Великой отечественной войны, в соответствии с Законом «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.208 № 714.
Из представленных Министерством строительства и развития инфраструктуры свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» возражений на апелляционную жалобу истца следует, что решение суда является законным и обоснованным, доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Младенцев В.П. на доводах жалобы настаивал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Ответчик Администрация Арамильского городского округа, третьи лица Министерство социальной защиты населения Свердловской области, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», извещенные надлежащим образом, что следует из размещения информации о дате, месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания не представили, равно как и сведений об уважительных причинах неявки. С учетом изложенного, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции на основании положений ст.ст.49 - 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение мер социальной поддержки в виде субсидий на приобретение или строительство жилья, а также об отсутствии оснований для признания незаконными отказа ответчика в предоставлении истцу данной субсидии, выраженных в ответах от 06.02.2017 и от 15.06.2017.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции основанными на верном толковании и применении норм материального права, оценке юридически значимых обстоятельств по настоящему гражданскому делу.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что истец является инвалидом ... группы, что подтверждается справкой МСЭ-2006 № 000365127, в которой причиной инвалидности указана «военная травма», удостоверением Р№179371 от 01.03.2005, из которого следует признание за истцом права на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны.
Также истец обладает статусом «ветерана военной службы», что следует из удостоверения ВП № 178782 от 20.05.2016, имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке ст.ст.22, 23 Федерального закона «О ветеранах».
Постановлением Администрации Арамильского городского округа № 469 от 20.10.2016 семья Младенцева В.П. в составе истца, его супруги и сына признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, семье присвоен статус малоимущей, она включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Доказательств постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в более ранее время не имеется.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" законодатель предусматривает в отдельности статус и соответствующие социальные гарантии для инвалидов войны и для ветеранов военной службы.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
Положения ст.ст.22, 23 указанного закона не содержат норм, регламентирующих реализацию прав лиц указанной категории на улучшение жилищных условий.
Перечень мер социальной поддержки в отношении инвалидов войны и в отношении участников Великой Отечественной войны разграничен законодателем в ст.14 и ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ.
Судебная коллегия отмечает, что Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый специальный статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 "О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Судом первой инстанции правомерно принята позиция стороны ответчика и третьих лиц о том, что в соответствии с буквальным содержанием ст. 2 закона, учитывая, что истец получил инвалидность в период прохождения военной службы с 29.10.1965 по 15.09.1966 г.г., отнесение его к статусу ветеранов (участников) Великой Отечественной войны, то есть лиц, получивших ранение и являвшихся участниками Великой Отечественной войны, а значит, безусловное признание за ним права на получение всех соответствующих льгот для лиц, именно данной категории, противоречит нормам материального права.
Кроме того, в соответствии п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ установлено, что предоставление такой меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, законодателем четко определено в данной норме разграничение правового статуса инвалидов Великой Отечественной Войны и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним лиц.
Кроме того, согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец не относится к числу лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, соответствующее решение в отношении истца с составом семьи из трех человек принято Администраций Арамильского городского округа только 20.10.2016.
Вопреки ошибочному мнению апеллянта, возможность реализации им права на получение субсидии на строительство и приобретение жилого помещения в порядке положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" также отсутствует.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в боевых действиях в иное время, либо инвалиды военной службы, не включены.
Поскольку иные лица, имеющие статус инвалидов вследствие военной травмы либо ветеранов военной службы, в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 не поименованы, судебная коллегия считает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Права данных лиц на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства.
В частности, в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется в частности по подпункту 3 пункта 3 ст.23.2 в отношении инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Однако данный порядок также предусматривает возможность предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет именно до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Аналогичные положения закреплены в Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП.
Нормативные положения, свидетельствующие о наличии правовых оснований для предоставления субсидий истцу, не обладающему специальным статусом ветерана (инвалида) Великой Отечественной Войны, и не вставшего на учет в целях улучшения жилищных условий до 01.01.2005 года, отсутствуют. Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Положений ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" также не подлежат применению в спорных правоотношениях и не могут быть положены в основание заявленных исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств возможности отнесения его к лицам названной категории.
Кроме того, ответчиком правомерно указано на отсутствие правовых оснований, исходя из представленных истцом доказательств, для отнесения его к какой-либо одной категории лиц, указанных в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 11.09.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Колесникова |
Судьи |
С.В. Сорокина |
А.Е. Зонова |