Дело № 33-13009/2023
№ 2-1676/2023
Судья Рожкова И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 30 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,
судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,
при секретаре Зайцевой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шистеровой Светланы Геннадьевны к управлению жилищных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
по апелляционной жалобе Шистеровой Светланы Геннадьевны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 мая 2023 года,
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Шистерова С.Г. обратилась в суд с иском к управлению жилищных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности на управление жилищных отношений администрации г.Перми включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Н. умерла в 1997 году, отец – Ш. на момент установления опеки находился под стражей. В связи с тем, что документы, подтверждающие статус сироты (нахождение под опекой, в детском доме) не сохранись, истец вынуждена была обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 25.02.2021 Шистерова С.Г. признана оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Истец достигла возраста 18 лет, не пребывает в учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, созданных в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к прохождению военной службы по призыву не подлежит, наказание в виде лишения свободы не отбывала и не отбывает. В настоящее время не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, также не является собственником жилых помещений. В соответствии с письмом администрации Нытвенского муниципального района Пермского края от 22.12.2018 жилое помещение, в котором она проживала с матерью до ее смерти по адресу: **** за Шистеровой С.Г. не закреплялось. В связи с тем, что учетное дело истца утрачено, она не могла реализовать свое право на предоставление жилого помещения. В настоящее время проживает в г.Перми, в связи с чем обратилась с заявлением включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Перми. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 16.08.2022 №914 истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ввиду отсутствия права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 30 мая 2023 года исковые требования Шистеровой С.Г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Шистерова С.Г. просит решение суда первой инстанции отменить, указав, что истец не обладала правовыми знаниями, ни ее опекуном, ни органами опеки и попечительства не было осуществлено действий по подаче заявления на включение в список лиц, которым предоставят жилое помещение. Кроме того, все документы о признании Шистеровой С.Г. сиротой были утеряны, что также не позволило ей реализовать свои права.
Истец Шистерова С.Г., ответчик управление жилищных отношений администрации города Перми, третье лицо администрация города Перми, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно подпункту 2 пункта 1 части 4 статьи 8 приведенного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
Аналогичные положения приведены в статье 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29 декабря 2004 года, которым предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Из вышеизложенного следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа таких детей до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Шистерова С.Г. родилась ** года, ее родителями являются Ш. (отец) и Н. (мать) (л.д.32).
Н. умерла в феврале 1997 года (л.д.17).
Постановлением главы администрации Нытвенского района Пермской области от 16 апреля 1997 года № ** К. назначена опекуном над несовершеннолетней Шистеровой С.Г., в связи с тем, что ее мать умерла, отец находится под стражей (л.д.23, 27).
Постановлением главы администрации Нытвенского района Пермской области от 08 июля 1997 года №** К. освобождена от обязанностей опекуна, Шистерова С.Г. определена в Нытвенский детский дом (л.д.24).
Распоряжением главы администрации Нытвенского района Пермской области от 22 сентября 2004 года №1669-р, попечителем над несовершеннолетней Шистеровой С.Г. назначен Д., за Шистеровой С.Г. закреплено жилое помещение по адресу: **** до ее совершеннолетия (л.д.25).
Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 25 февраля 2021 года Шистерова С.Г. признана оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте (л.д.19-20).
Шистерова С.Г. с 25 ноября 2012 года зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: **** (л.д.56 оборот).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником данного жилого помещения является муниципальное образование Нытвенского городского округа Пермского края (л.д.59-60).
С 29 марта 2021 года по 31 декабря 2022 года Шистерова С.Г. была зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении по адресу: г.Пермь, ул.**** (л.д.16).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником данного жилого помещения является В. (л.д.61).
Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, Шистерова С.Г. не имеет (л.д.29, 60 оборот).
24 мая 2022 года истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.55).
Распоряжением Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 16 августа 2022 года №914 Шистеровой С.Г. отказано во включении в указанный список, ввиду отсутствия у истца права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения (л.д.31).
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно части 1 и части 3 статьи 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет; по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, в том числе детям-сиротам), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан и лиц, которые относились к данной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец обратилась 24 мая 2022 года – в возрасте 34 лет.
Факт обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет судом первой инстанции не установлен, указанный факт истцом не оспаривается.
Доказательства уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством (Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ) срока постановки на учет в качестве нуждающегося истцом ни при обращении с заявлением, ни при обращении с иском в суд, не представлены, судом также не установлены.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку право на получение жилья истец начала реализовывать в возрасте старше 23 лет (34 лет), на момент обращения в суд истец утратила статус лица, имеющего право на получение государственных гарантий по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот, соответственно, не является субъектом отношений, регулируемых законодательством в области защиты прав детей-сирот.
Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в Федеральном законе № 159-ФЗ, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Шистерова С.Г. к числу таких лиц, не относится.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного выше Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В данном случае, достижение определенного законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
В связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в список и предоставлению истцу жилого помещения не имеется.
Ссылка истца на ненадлежащее исполнение ее опекуном, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей не может являться препятствием для реализации права истца, гарантированного положениями статей Закона № 159-ФЗ, отмену постановленного решения не влечет, поскольку истец являлась совершеннолетней, дееспособной, какие-либо уважительные причины, объективно препятствовавшие истцу самостоятельно и своевременно обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет, отсутствуют, Шистерова С.Г. имела возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого до достижения ею возраста 23 лет.
Абзацем 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ определено, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Между тем указанная правовая норма введена в действие Федеральным закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу только с 1 января 2019 года, то есть уже после приобретения истцом полной дееспособности и достижения ею как совершеннолетия, так и 23 - летнего возраста.
Следовательно, орган опеки и попечительства не имел полномочий для реализации возложенных на него после 01 января 2019 года обязанностей в отношении Шистеровой С.Г.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии у истца объективных препятствий для реализации своих прав на жилое помещение в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, поскольку истцом утрачено такое право, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (ст. 330 ГПК РФ) не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шистеровой Светланы Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 декабря 2023 года