Дело № 33-470/17 Председательствующий в первой
Категория 115г инстанции Милошенко Н.В.
Докладчик в апелляционной
инстанции Володина Л. В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Жиляевой О.И.,
судей - Володиной Л.В.,Лядовой Т.Р.,
секретарь - Кравченко Д.А.,
с участием:
ответчика - Баженова В.В.,
представителя ответчика - Денгаза О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Володиной Л.В. гражданское дело по иску Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя, Управления лесного и охотничьего хозяйства к Баженов В.В., Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об обязании исключить из ЕГРП сведения о зарегистрированном праве, обязании исключить сведения из государственного кадастра недвижимости о земельном участке, истребовании земельного участка из незаконного владения, по апелляционной жалобе Баженов В.В. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 октября 2016 года -
у с т а н о в и л а:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах города федерального значения Севастополя обратился в суд с иском к Баженову В.В., Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об обязании исключить из ЕГРП сведения о зарегистрированном праве, обязании исключить сведения из государственного кадастра недвижимости о земельном участке, истребовании земельного участка из незаконного владения.
Исковые требования мотивированы следующим. 18 марта 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение №680-р о передаче в собственность гражданам Украины - членам обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Селена» земельного участка для индивидуального строительства, расположенного в Севастопольская зоне ЮБК. Принятым распоряжением СГГА превысила свои полномочия, поскольку полномочиями по распоряжению землей обладал Севастопольский городской Совет. Земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице уполномоченного органа. Кром того, поскольку земельный участок находится на территории земель лесного фонда, указанным распоряжением фактически изменено целевое назначение земельного участка.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 октября 2016г. иск удовлетворен частично. Принято решение истребовать из незаконного владения Баженова В.В. земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК № собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя. В удовлетворении исковых требований к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказано.
В апелляционной жалобе Баженов В.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что СГГА имела полномочия по распоряжению спорным земельным участком, который никогда не относился к категории земель лесов. Выводы суда о выбытии земельного участка из государственной собственности помимо воли государства в лице неуполномоченного органа считает ошибочным. Земельный участок в федеральной собственности никогда не находился, выводы суда о нарушений прав Правительства г.Севастополя не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор, Правительство Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения ответчика и его представителя, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств передачи ответчику земельного участка в нарушение требований земельного законодательства, выбытии земли из государственной собственности вопреки воли государства, требований земельного законодательства, Лесного кодекса Украины.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Таким образом, спорные правоотношения, в том числе в сфере использования и выделения земель, возникшие на территории города Севастополя до его вхождения в состав Российской Федерации (21 марта 2014 года), регулировались законодательством Украины.
Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (статья 19 Земельного Кодекса Украины).
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК Украины).
В соответствии с пунктом 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
С учетом вышеизложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, ЗК Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
Кроме того, согласно статье 3 Земельного кодекса Украины земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат Земельному кодексу Украины.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд (пункт «б» части первой статьи 164 Земельного кодекса Украины).
Таким образом, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 Лесного кодекса Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 Лесного кодекса Украины). Аналогичное положение содержится и в статье 20 ЗК Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением председателя Севастопольской городской государственной администрации №680-р от 18 марта 2010 года утверждена техническая документация по землеустройству и передано в порядке бесплатной приватизации в частную собственность членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Селена» земельные участки общей площадью <данные изъяты> для индивидуального дачного строительства (л.д.10).
На основании заявления Баженова В.В. о кадастровом учёте объекта недвижимости Управлением государственной регистрации права и кадастра в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 500 м2, расположенном по адресу: Севастопольская зона <адрес>, кадастровый № (л.д.12 об.).
Материалы дела не содержат сведений, что ОК «ДСК Селена» являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 15 га не мог быть ему передан в рамках статьи 57 Земельного кодекса Украины, статьи 17 Лесного кодекса Украины на основании решения Севастопольской городской государственной городской администрации.
В ходе проверки Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> (в состав которого входит спорный земельный участок Баженова В.В.), переданный распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №680-р от 18 марта 2010 в собственность членам ОК «ДСК Селена», согласно п.5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины и планово-картографических материалов лесоустройства 2000 года относится к землям лесного фонда, а именно квартал <адрес> лесничества. Как установлено материалами прокурорской проверки, указанный участок передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу решением исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся №25-п от 01 ноября 1966 г. «Об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на 01.11.1966». Кроме того, факт нахождения спорного земельного участка на территории земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства 2011 года.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 апреля 2008 года № 610-р (с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
При выделении земельного участка ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйств» своего разрешения на изъятие земельного участка и на изменение его целевого назначения не давало. Таким образом, верным является вывод суда первой инстанции о том, что передача земельного участка была проведена в нарушение требований Земельного кодекса Украины и положений п.1 Распоряжения КМ Украины №610-р от 10 апреля 2008 г., согласно которому запрещено изъятие лесных участков и передача последних в собственность и пользование с изменением их целевого назначения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок не относится к землям лесного фонта, судебная коллегия считает необоснованным. Указанному доводу ответчика была дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции с учетом положений Земельного и Лесного кодексов Украины, не согласится с которой, у судебной коллегии оснований нет.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы указанных выводов суда не опровергают, основаны на субъективном толковании норм права.
Разрешая вопрос о правомочности обращения природоохранного прокурора в интересах Правительства г.Севастополя в суд с требованиями настоящего иска, судебная коллегия, проанализировав положения Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Решения Севастопольского городского совета от 17.03.2014г. № 1756 «О статусе города-героя Севастополя», Закона города Севастополя от 23.04.2014г. «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Закона города Севастополя от 25.07.2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Закона города Севастополя от 30.04.2014г. №5-ЗС «О Правительстве Севастополя», принимая во внимание ликвидацию органа (Севастопольский городской Совет), уполномоченного по распоряжению землями, находящихся в переделах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города Севастополя в состав Российской федерации, установила, что в настоящее время полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство города Севастополя.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Учитывая, что спорный земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что этот объект недвижимости подлежит истребованию из чужого незаконного владения ответчика.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств, не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает оснований, не опровергают выводы, сделанные судом в ходе судебного разбирательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
о п р е д е л и л а:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баженов В.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.И.Жиляева
Судьи: Л.В.Володина
Т.Р.Лядова