К делу №2-96/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» февраля 2015 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Гардер Р.Н.,
при секретаре Гарькавой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапцова А.Н., Александровой Т.Н. (представитель истцов по доверенностям Титаренко А.В.) к администрации Ейскоукрепленского сельского поселения Щербиновского района о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ их мама ФИО1 по договору купли-продажи купила у ОАО «Лиманское» <адрес> под литером «<данные изъяты>» в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. ФИО1 оплатила стоимость квартиры в соответствии с условиями договора купли-продажи. В установленном законом порядке ФИО1 не оформила свое право собственности на приобретенное недвижимое имущество, однако длительное время пользовалась им, неся бремя его содержания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. После ее смерти открылось наследство, состоящее из вышеуказанной квартиры и приусадебного земельного участка. Наследниками по закону первой очереди после ее смерти являются ее дети – истцы по настоящему делу. Несмотря на то, что в установленном законом порядке они не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери, они приняли наследство фактически, поскольку, похоронив мать и отправив все связанные с похоронами ритуальные услуги, истцы ухаживают за домом и приусадебным земельным участком, сделали косметический ремонт, оплачивают налоги, а также некоторое время до дня смерти ФИО1 проживала вместе со своим сыном. В настоящее время истцы решили оформить все свои наследственные права, однако в связи с тем, что нет правоудостоверяющих документов на недвижимое имущество, они не имеет возможности этого сделать. Истцы просят суд включить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> ? долю земельного участка общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. и признать за ними в равных долях по ? доле право собственности на данное наследственное имущество.
Истцы в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Представитель истцов Титаренко А.В., действующий по доверенностям, в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд признать право общей долевой собственности по ? доли за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, находящуюся на земельном участке общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика администрации Ейскоукрепленского сельского поселения Щербиновского района в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, в заявлении, адресованном суду, просит дело рассмотреть без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Третьи лица - представитель ОАО «Лиманское» и конкурсный управляющий ОАО «Лиманское» Бендиков М.А. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще. Конкурсный управляющий ОАО «Лиманское» в заявлении, адресованном суду, просит рассмотреть дело в его отсутствие, подтвердив тот факт, что между ОАО «Лиманское» и ФИО1 был заключен договор купли-продажи квартиры.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 купила у ОАО «Лиманское» <адрес> под литером «<данные изъяты>» в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> квартиры составляет <данные изъяты>., жилая – <данные изъяты>. Данная квартира принадлежала ОАО «Лиманское» на основании справки о балансовой принадлежности. ФИО1 оплатила стоимость квартиры в соответствии с условиями договора купли-продажи.
Как следует из копии выписки из похозяйственной книги от 20.01.2015г. ФИО1 принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, представленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> о чем в похозяйственной книге № от 01.01.1997г. по 31.12.2000г. сделана запись. Особые отметки – <данные изъяты> общей доли.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно имеющегося в материалах дела уведомления УФСГР кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 20.01.2015г. № сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – <адрес> с.Ей-<адрес> в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Соответственно ФИО1 не зарегистрировала свое право собственности на приобретенную ею по договору купли-продажи квартиру.
Однако суд приходит к выводу о том, что несмотря на то, что ФИО1 не зарегистрировала свое право собственности на <адрес> жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, она являлась ее законным владельцем, что также не оспаривается представителем ответчика. Отсутствие государственной регистрации права собственности за ФИО1 не лишает ее прав на объект недвижимого имущества, поскольку государственная регистрация является лишь подтверждением существующего права.
Согласно копии свидетельства о смерти серии IV-АГ № от 01.02.2014г. ФИО1 умерла 30.01.2014г.
Как следует из сообщений нотариусов Щербиновского нотариального округа после смерти ФИО1 наследственное дело не заводилось, завещание ею не совершалось.
Согласно ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) прекращается смертью.
Согласно п.2 ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии со ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Согласно копии справки администрации Ейскоукрепленского сельского поселения Щербиновского района №83 от 20.01.2015г. ФИО1 на момент своей смерти была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> и на момент смерти с ней проживали: сын ФИО2, невестка ФИО7, внук ФИО8
Из имеющихся в материалах дела квитанций об оплате электроэнергии за ноябрь 2014г., декабрь 2014г., январь 2015г. следует, что счета на оплату электроэнергии в помещении по адресу: с<адрес> оплачены в полном объеме.
Согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Учитывая, что Остапцов А.Н., Александрова Т.Н. похоронили свою мать, взяв на себя все необходимые ритуальные расходы, после похорон, некоторые личные вещи ФИО14 остались в доме ее сына, а часть веще забрала себе на память ее дочь – это и фотографии, и ювелирные украшения, и иконы. Истцы продолжают нести бремя содержания купленной их матерью квартиры- уплачивают налоги, коммунальные платежи, поддерживают ее в нормальном состоянии. На день смерти ФИО1 проживала вместе со своим сыном ФИО9 в принадлежащем ему домовладении, где находились все личные вещи матери. Данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании представителем истцов по доверенностям Титаренко А.В., оснований не доверять которому у суда не имеется. Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы Остапцов А.Н., Александрова Т.Н. относились к наследственному имуществу как к своему собственному.
Родственные отношения между умершей ФИО1 и ее детьми Остапцовым А.Н., Александровой (до заключения брака Остапцовой Т.Н.), подтверждаются свидетельством о рождении серии № № Остапцова А.Н., свидетельством о рождении серии № № Остапцовой Т.Н., где в обоих свидетельствах в графе родители матерью указана ФИО1. Согласно копии свидетельства о заключении брака серии № от 04.11.1990г. Остапцова Т.Н. заключила брак с Александровым А.С., после брака ей присвоена фамилия Александрова.
Согласно ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
С учетом изложенного, недвижимое имущество - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, расположенная на земельном участке общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> подлежит включению в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ а у истцов возникло в порядке наследования после смерти их матери ФИО1 право собственности на вышеуказанную квартиру.
Согласно ч.2 ст.271 ГПК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст.35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
На основании вышеизложенного у истцов также возникло право постоянного бессрочного пользования на вышеуказанный земельный участок.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░