Дело №2-819/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Авимской С.В.,
при секретаре Черниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Понского Д.А. к Министерству Финансов РФ, ПАО «Сбербанк России» о перерасчете вклада и компенсации денежных средств,
третье лицо: Министерство социальной политики Правительства Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
Понский Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации, ПАО «Сбербанк России», в обоснование указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году истец был помещен в Нестеровскую школу-интернат № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в интересах истца с ПАО «Сбербанк России» был заключен договор вклада до востребования №. В период с ДД.ММ.ГГГГ год на счет истца перечислялись денежные средства согласно законодательству РФ. На сегодняшний день сумма вклада составляет <данные изъяты> коп., что не соответствует тем денежным средствам, которые перечисляло государство. Истец является клиентом банка более ДД.ММ.ГГГГ лет, договор с банком не расторгался. Согласно выписке из лицевого счета по вкладу на ДД.ММ.ГГГГ сумма составляла <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, просил пересмотреть его вклад и компенсировать денежные средства, переведенные на счет государством с учетом процентной ставки.
Истец Понский Д.А. , содержащийся на дату судебного заседания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, принял участие в судебном заседании с применением видеоконференц-связи на основании ст.155.1 ГПК РФ. Поддержал заявленные исковые требования по основаниям в целом аналогичным, изложенным в исковом заявлении. Полагал, что ему подлежит компенсационная выплата в размере <данные изъяты> руб. Просил иск удовлетворить.
Ответчик Министерство Финансов РФ, третье лицо Министерство социальной политики Правительства Калининградской области о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы в отношении исковых требований не представили.
Представитель ПАО «Сбербанк России» Крупина А.С. в судебном заседании возражала в отношении удовлетворения иска, представила отзыв на иск, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Понского Д.А. был открыт банковский счет № по вкладу. ДД.ММ.ГГГГ остаток по счету составил <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ по счету проведена деноминация в соответствии с указом Президента РФ № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» и Постановлением Правительства РФ от 18.09.1997 года № 1182 «О мероприятиях в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». С ДД.ММ.ГГГГ по счету операции не проводились кроме начисления процентов. Счет не подлежит компенсации, поскольку открыт после ДД.ММ.ГГГГ. ПАО «Сбербанк России» не отвечает по обязательствам государств, как субъект экономической деятельности банк не несет ответственность за инфляционные процессы. Просила в иске отказать.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в отделении Сберегательного банка СССР на имя Понского Д.А. открыт банковский счет № по вкладу.
На ДД.ММ.ГГГГ остаток по счету составил <данные изъяты> рублей.
В результате проведенной деноминации остаток по счету истца на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> копеек.
С учетом начисленных процентов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток по счету истца составил <данные изъяты> копеек.
10 мая 1995 года был принят Федеральный закон № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», согласно статьям 1, 2 и 5 которого, государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств (в том числе) на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года; гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации; восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
Указом Президента Российской Федерации от 16.05.1996 года № 733 «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах» постановлено провести с 10 июня 1996 года предварительную компенсацию вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» с 01 января 1998 года произошло укрупнение российской денежной единицы с деноминацией рубля и заменой обращающихся рублей на новые по соотношению 1 000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах.
Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации постановило все выплаты и расчеты по денежным обязательствам, оформленным до 31 декабря 1997 года включительно осуществлять, начиная с 01 января 1998 года исходя из нового масштаба цен (п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 года N 1182).
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 18.09.1997 года № 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» Центральный банк РФ, исходя из нового масштаба цен произведет пересчет своего баланса на 01 января 1998 года, объявит валютный курс, подготовит до 01 октября 1997 года указания о порядке пересчета остатков средств по счетам балансов кредитных организаций по состоянию на 01 января 1998 года, в том числе остатков вкладов населения и депозитов юридических лиц, исходя из нового масштаба цен, с соответствующими записями по счетам вкладчиков.
При этом кредитные организации на территории Российской Федерации должны обеспечить при первой явке вкладчика после 01 января 1998 года запись в его сберегательной (вкладной) книжке остатка вклада в новых деньгах исходя из нового масштаба цен.
В целях продолжения работы по компенсации вкладов граждан Российской Федерации в Сберегательном банке РФ, начатой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 733 от 16.05.1996 года «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах» был принят Указ Президента Российской Федерации от 02.12.1997 года № 1269 «Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах», которым постановлено провести с 25.12.1997 года предварительную компенсацию вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года.
Из вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что компенсационный выплаты в обеспечение сохранности ценности денежных сбережений производились Сбербанком как исполнителем решений государственных органов, в отношении вкладов, открытых в период до 20 июня 1991 года и в строгом соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации.
Проанализировав установленные по делу доказательства в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, при этом исходит из того, что в соответствии с деноминацией рубля, и в соответствии с действующим законодательством, банком произведен расчет вклада истца на соответствующем счете, и выплата компенсации по вкладу истца в ином порядке и размере, чем это установлено приведенным Постановлением Правительства РФ, не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании ст.103 ГПК РФ, с истца в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Понского Д.А. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Понского Д.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2018 года.
Судья С.В. Авимская