УИД 19RS0001-02-2023-003067-35
Председательствующий: Лобоцкая И.Е.
Дело № 33-2578/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., А.В. Прониной,
при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 октября 2023 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города Абакана Дмитриева МА на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора города Абакана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 30», Администрации города Абакана об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., объяснения представителя ответчика Миненкова НВ, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Найдешкина ТН, выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Абакана, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 30» (далее – МБОУ г. Абакана «СОШ № 30»), Администрации города Абакана об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Требования мотивировал тем, что прокуратурой города Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, выявившая в деятельности МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» ряд нарушений. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города Абакана в адрес Городского управления образования города Абакана ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранений нарушений закона, которое в полном объеме не исполнено.
Просил возложить на Администрацию города Абакана обязанность в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения профинансировать расходы МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, обязать МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» в течение трех месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном в <адрес>:
установить на объекте систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
организовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации;
оборудовать объект охранной сигнализацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Городское управление образования Администрации города Абакана, Министерство образования и науки Республики Хакасия, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана Баканин ДС исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков МБОУ г. Абакана «СОШ № 30», Администрации г. Абакана, третьего лица ГУО Администрации г. Абакана Миненкова НВ требования не признала. Наличие нарушений и необходимость их устранения не оспаривала, пояснила, что в 2024-2025 годах в школе будет производиться капитальный ремонт, просила предоставить срок для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности до 2025 года.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Республики Хакасия Кузьмин ВА полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены, на Администрацию города Абакана возложена обязанность в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить для МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» бюджетное финансирование на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности
На МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности:
- установить на объекте систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- организовать помещение для охраны с установкой в нём систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации;
- оборудовать объект охранной сигнализацией.
С решением суда не согласна представитель ответчика Администрации города Абакана Дмитриева МА
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению апеллянта, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела в отношении Администрации города Абакана. Указывает, что МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» отобрана на федеральном уровне в качестве образовательного учреждения, в котором будет произведен капитальный ремонт в период с 2024 по 2025 год, на данный ремонт предусмотрен определенный объем бюджетных ассигнований. Суд не учел, что до выполнения капитального ремонта на объекте с учетом характера планируемых к выполнению работ, исполнение данного решения является экономически нецелесообразным. Полагает, что более правильным было бы выполнить требования об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в комплексе с работами по капитальному ремонту здания школы.
Кроме того указывает, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении школы является Городское управление образования Администрации города Абакана. Считает, что формулировка о выделении бюджетного финансирования, указанная в оспариваемом решении, противоречит формулировкам, используемым бюджетным законодательством. Просит учесть, что суд не исследовал бюджетные полномочия Администрации города Абакана, иных отраслевых органов, бюджет города Абакана, муниципальные программы, предусматривающие финансирование муниципальных образовательных учреждений.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы и.о. прокурора города Абакана Хомечко ДВ выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников, недопустимость политических уступок террористам, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
При этом под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены обязательные для исполнения Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), подп. «д» п. 24, подп. «а», «в» п. 25 которых в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности предусмотрено, в том числе: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что согласно Акту обследования и категорирования от 16.10.2019 МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» присвоена третья категория.
Прокуратурой города Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, выявившая в деятельности МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» следующие нарушения:
- в нарушение п. «в» п. 25 Требований от 02.08.2019 № 1006 на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- в нарушение п. «д» п. 24 Требований от 02.08.2019 № 1006 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в нарушение п. «а» п. 25 Требований от 02.08.2019 № 1006 МБОУ «СОШ № 30» не оснащено охранной сигнализацией.
По результатам проверки прокурором города Абакана ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в том числе, в адрес МБОУ г. Абакана «СОШ № 30».
Судом установлено, что выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» не устранены. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Согласно паспорту безопасности МБОУ г. Абакана «СОШ № 30», утвержденному начальником ГУО Администрации г. Абакана, начальником ОВО по г. Абакану – филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Хакасия», начальником ФСБ России по Республике Хакасия и начальником ГУ МЧС России по Республике Хакасия, а также акту обследования и категорирования утвержденного председателем комиссии по обследованию и категорированию, первоочередными, неотложными мероприятиями, направленными на обеспечение антитеррористической защищенности, устранение выявленных недостатков являются в том числе: оборудование объекта системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудование на первом этаже помещение для охраны с установкой в нём систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; оснащение объекта охранной сигнализацией.
Установив, что МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» нарушены требования антитеррористического законодательства, выявленные нарушения приводят к угрозе жизни или здоровью людей, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований и наличии оснований для их удовлетворения. Придя к такому выводу, суд исходил из того, что вопросы по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в образовательных учреждениях относятся к полномочиям ответчиков.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильно примененных нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что МБОУ г. Абакана «СОШ № 30» является юридическим лицом, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, находится в муниципальной собственности города Абакана Республики Хакасия.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа (п.п. 3, 7.1 ч. 1 ст. 16).
Как предусмотрено ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из содержания п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 40 Устава города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 № 222, усматривается, что Администрация города Абакана, включающая органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Абакан. В структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят Администрация города Абакана и отраслевые органы местной администрации - департаменты, комитеты, управления. Структура администрации утверждается Советом депутатов города Абакана по представлению Главы города Абакана.
Согласно п. 1, 6 ст. 41, п. 1, 3, 8 ст. 42 Устава города Абакана Администрация города Абакана разрабатывает и вносит на утверждение Совета депутатов города Абакана проекты бюджета города Абакана, стратегии социально-экономического развития города Абакана, реализует их выполнение; утверждает долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет бюджета города Абакана; управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды, мены, пользования объектов муниципальной собственности; ведет учет и реестр объектов муниципальной собственности; контролирует организационно-финансовый механизм муниципальных предприятий, учреждений, организаций; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
В области образования, здравоохранения и социально-культурного обслуживания Администрация города Абакана: обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством (п. 4, 19 ст. 46 Устава города Абакана).
В соответствии с п. 1.1, 1.10, 2.1 Положения о Городском управлении образования Администрации города Абакана, утвержденного решением Совета депутатов города Абакана от 27.03.2018 № 521, Городское управление образования Администрации города Абакана в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом города Абакана является отраслевым органом Администрации города Абакана, реализующим полномочия по управлению в сфере образования. Городское управление образования Администрации города Абакана от имени муниципального образования город Абакан осуществляет деятельность в сфере образования в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, Уставом города Абакана, правовыми актами Совета депутатов города Абакана, Администрации города Абакана и Главы города Абакана, а также настоящим Положением.
Городское управление образования Администрации города Абакана осуществляет функции учредителя в отношении подведомственных ему учреждений в сфере образования, в том числе финансирует учреждения в пределах средств, выделенных на эти цели из бюджета города Абакана, утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений, согласует планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, находящихся в оперативном подчинении Управления.
Бюджетно-финансовое управление Администрации города Абакана согласно подп. 1, 2 и 4 пункта 2.1 Положения о Бюджетно-финансовом управлении Администрации города Абакана, утвержденного решением Совета депутатов города Абакана от 14.02.2023 № 456, в части составления проекта бюджета города Абакана имеет следующие полномочия: непосредственно составляет проект бюджета города Абакана (проект бюджета города Абакана и среднесрочный финансовый план); осуществляет методическое руководство в области составления бюджета города Абакана; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. 1.1, 1.12, 2.2, 3.1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.12.2006 № 333.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ «░░░ № 30» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ «░░░ № 30» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ «░░░ № 30» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.10.2023