Дело № 2-632/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 16 июля 2021 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Гатиатуллиной М.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании в срок до дд.мм.гггг. разработать проект рекультивации и осуществить рекультивацию участков: площадью ... кв.м. в квартале № выделе № Городского лесничества ГУ РК ... и прилегающего к нему участка; площадью ... кв.м. из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на земельном участке с кадастровым №, и участка нефтезагрязнения, расположенного на границе земельного участка с кадастровым №, относящихся к категории земель лесного фонда и земельного участка с кадастровым №, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью ... га, подвергшихся нефтезагрязнениям в результате разгерметизации нефтесборного коллектора от разгерметизации нефтепровода УПН дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг..
В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска Карпов С.В., действующий на основании поручения Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры от дд.мм.гггг. №, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в судебное заседание не явился. Представил отзыв на иск, в котором указал, что по существу исковых требований возражений не имеет, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» земли, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Статьей 1 Лесного кодекса РФ определены основные принципы лесного законодательства, к которым отнесены: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Из содержания части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ и статьи 12 Земельного кодекса РФ следует, что земли, в том числе лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 55 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» определено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отхода производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негатив воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Из содержания ст. 77 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.99, 100 Лесного кодекса следует, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны в полном объеме возместить его (причиненный вред), а так же устранить выявленные нарушения. При этом, такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие экплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Также согласно пункту 6 статьи 21 Лесного кодекса РФ установлено, что земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) становлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 3 и 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Пунктом 8 Правил установлено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждении, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с пунктами 10, 14-20 Правил в целях проведения рекультивации разрабатывается проект рекультивации, а также устанавливается состав проектной документации и порядок ее согласования.
В соответствии с пунктом 1.7 Инструкции по составлению статистической отчетности о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма №-тп (рекультивация)), утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 12.07.1994 № 103, рекультивированными считаются земли, приведенные в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве (сельском, лесном, водном и др.), и принятые по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель.
Из материалов дела следует, на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в ... году произошло нефтезагрязнение 3-х земельных участков на территории ГО ... Республики Коми, расположенных в непосредственной близости с нефтепроводом УПН ..., нерекультивированных в полном объеме по состоянию на дд.мм.гггг..
Так, в ... года в результате деятельности нефтешахтного производственного предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории ... Республики Коми вследствие нарушений требований промышленной безопасности и законодательства об охране окружающей среды зафиксировано два случая разгерметизации нефтепровода УПН ... дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг., повлекшие негативные последствия, в том числе и в виде причинения вреда компонентам окружающей среды, при том, что дд.мм.гггг. на указанном нефтепроводе также происходила разгерметизация.
В результате проверки, проведенной Печорской природоохранной прокуратурой, установлено что с дд.мм.гггг. с ... для обеспечения сдачи нефти через ... № и поддержания уровня в РВС № на ПСП ... увеличен расход нефти с 274 т/час до 283 т/час, при этом давление в трубопроводе поднялось с 2,7 Мпа до 3,0 Мпа.
В связи с высокими уровнями в РВС № на ПСП ... дд.мм.гггг. осуществлен перевод направления потока нефти в парк ООО «ЛУКОЙЛ-УНП». В результате повышения давления в нефтепроводе произошла его разгерметизация на ПК160 в месте образовавшейся на участке трубы и отвода наружной язвенной коррозии. При устранении разгерметизации трубопровода был установлен ремонтный хомут.
В ... года завершены строительно-монтажные работы по нефтепроводу ППСН (2 очередь строительства) – введены в эксплуатацию компенсаторы трубопровода.
На момент осмотра места разгерметизации протяженность участка загрязнения составила ... на ... метров, площадью ... кв.м., в том числе и на участке земель лесного фонда в квартале № выделе № Городского лесничества ГУ РК ....
В результате нефтеразлива, произошедшего дд.мм.гггг. на межпромысловом нефтепроводе УПН ..., произошла утечка нефтесодержащей жидкости в объеме ... т, общая площадь нарушенных земель составила ... га. Участок нефтезагрязнения расположен на границе земельного участка с кадастровым №, относящегося к категории земель лесного фонда и земельного участка с кадастровым №, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пользование земельным участком, на котором произошла разгерметизация вышеуказанного линейного объекта, осуществляется ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на основании договора аренды земельных участков от дд.мм.гггг. №, заключенного между администрацией МОГО ... (арендодатель) и ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (арендатор).
Таким образом, в результате произошедшего нефтезагрязнения не соблюдены требования природоохранного законодательства, нарушены права и интересы неопределенного круга лиц (какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории городского округа ... Республики Коми) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, т.е. права граждан, которые в силу статей 17, 18, и 42 Конституции Российской Федерации являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, гарантированными и соответственно защищаются действующим законодательством.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье граждан являются неотъемлемыми материальными благами. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет причинение вреда их здоровью.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор по настоящему иску освобождается от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям. В данном случае с ответчика в пользу муниципального образования городской округ «Усинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании совершить определенные действия, - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. разработать проект рекультивации и осуществить рекультивацию участков: площадью ... кв.м. в квартале № выделе № Городского лесничества ГУ РК ... и прилегающего к нему участка; площадью ... кв.м. из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на земельном участке с кадастровым №, и участка нефтезагрязнения, расположенного на границе земельного участка с кадастровым №, относящихся к категории земель лесного фонда и земельного участка с кадастровым №, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью ... га, подвергшихся нефтезагрязнениям в результате разгерметизации нефтесборного коллектора от разгерметизации нефтепровода УПН дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг..
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца через Усинский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Л.В. Ларина