Дело № 2-1296/2024
УИД 74RS0031-01-2024-001032-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2024 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Рябко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Закамалдиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова Александра Анатольевича к Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения пенсионного органа, установлении страховой пенсии по старости в определенном размере, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и произведенных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Павлов А.А. обратился в суд с иском к Отделению фонда социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту ОСФР) о признании незаконным решения о назначении страховой пенсии по старости в размере 31 700,63 руб., установлении страховой пенсии по старости в размере 32 928,98 руб., обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и произведенных выплат с момента наступления права на назначение страховой пенсии пенсию, с 03 ноября 2022 года.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда истцу установлена пенсия по старости с 03 ноября 2022 года. Извещением № УГЭПС/08400023-0000042107 от 14 ноября 2023 года сообщено о назначении пенсии по старости в размере 31 700,63 руб., в том числе фиксированная выплата в размере 7220,74 руб. С указанным размером пенсии не согласен. Размер страховой пенсии подлежит исчислению по формуле СПст=ИПК*СПК. Размер ИПК возможно узнать из электронного сервиса ОСФР. В извещении <номер обезличен> от 14 ноября 2023 года указан расчет <данные изъяты> фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в 2022 году. Указывает, что реальный размер ИПК в 2022 год составлял 217,682 балла, соответственно размер пенсии должен составлять <данные изъяты>
В судебном заседании истец Павлов А.А. на требованиях настаивал, указывал, что исходя из сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, запрошенных через портал госуслуг, согласно которым по состоянию. На 01 октября 2022 года ИПК составлял <данные изъяты>, тогда как при расчете пенсии пенсионным органом не приняты во внимание указанные значения.
.
В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по Челябинской области Бикбаува У.К., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, поддержала возражения, представленные в письменном виде. Дополнительно указывала, что сведения об ИПК отраженные в индивидуальном лицевом счета по форме СЗИ-ИЛС не являются окончательными, а больше ознакомительными. Указанная там ИПК в размере <данные изъяты> рассчитывается исходя из условий назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях с учётом ожидаемого периода выплаты <данные изъяты> который применяется для назначения пенсии лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста для мужчин в возрасте 65 лет. В указанных справках после значения величины ИПК отмечается, что ИПК рассчитан по сведениям от работодателей и т.д., и может быть уточнен при назначении пенсии с учётом выбранного варианта пенсионного обеспечения. Поскольку Павлов А.А. обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости, установленной по достижении 58 лет, исчисленной с учётом ожидаемого периода выплаты, установленного законодателем для досрочных пенсий - 252 месяца, размер ИПК был рассчитан на момент обращения за пенсией. (л.д. 137-138).
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
На основании п. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение в виде государственных пенсий и социальных пособий устанавливается законом.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации до 01 января 2015 года осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Однако с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой пенсии по старости зависит от следующих параметров: 1) продолжительности общего трудового стажа до 01 января 2002 года, 2) продолжительности общего трудового стажа до 01 января 1991 года, 3) величины отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за период до 01 января 2002 года, 4) страховых взносов за период работы после 01 января 2002 года начисленных в Социальный фонд РФ и учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
Размер трудовой пенсии застрахованного лица зависит от продолжительности страхового стажа до 01 января 2002 года, суммы валоризации за стаж, отработанный до 01 января 1991 года, от величины заработка до 01 января 2002 года и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо после указанной даты.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 2 ст. 23 Федерального закона).
Как установлено в судебном заседании,
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 11 августа 2022 года в специальный стаж Д. по Списку N 1 включен период работы с 15 марта 1984 года по 13 июля 1984 года, по Списку N 2 - с 14 июля 1984 года по 14 ноября 1984 года, с 25 августа 1986 года по 26 февраля 1990 года за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 16 мая 1988 года по 16 июня 1988 года; на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Д. и выплатить ее с учетом индексации.
На основании указанного судебного постановления пенсионным органом Д. с 01 октября 2022 года произведен перерасчет пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (по Списку N 2), при этом специальный стаж истца по Списку N 2 с учетом его суммирования со стажем по Списку N 1 составил 20 лет 03 месяца 08 дней, страховой стаж на 01 января 2002 года - 21 год 10 месяцев 09 дней, страховой стаж на указанную дату с зачетом в него периода службы в армии в двойном размере и периода учебы составил 26 лет 02 месяца 06 дней, стажевый коэффициент составил 0,62. Размер пенсии истцу был рассчитан по пункту 3 статьи 30 с учетом пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
решением ОСФР по Челябинской области от 15 ноября 2023 года <номер обезличен> истцу Павлову А.А. с <дата обезличена> года назначена пенсия по старости бессрочно в размере <данные изъяты> фиксированная выплата к страховой пенсии в размере <данные изъяты> суммарный размер страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 03 ноября 2022 года составил <данные изъяты> (л.д. 100об.)
18 ноября 2023 года истец Павлов А.А. обратился в суд с заявлением о перерасчете размера пенсии.
Решением <номер обезличен> от 24 ноября 2023 года на основании п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с отсутствием изменения величины индивидуального коэффициента (далее ИПК).
Как следует из оспариваемого решения при расчете размера страховой пенсии по старости по материалам пенсионного дела величина ИПК за период до 01 января 2015 года не изменится, при обращении 18 ноября 2023 года Павловым А.А. дополнительные документы не представлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где:
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, расчетный размер пенсии (РП) может определяться по п. 3 ст. 30 либо по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от наиболее выгодного для пенсионера варианта исчисления.
Исходя из установленных по делу обстоятельств наиболее выгодным для истца вариантом исчисления пенсии явился п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержащий следующий порядок расчета пенсионного обеспечения: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Расчетный размер пенсии истца по старости определен с применением п. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года с учетом стажевого коэффициента 0,55 за общий трудовой стаж, полных лет стажа до 1991 года для валоризации пенсионного капитала (3% + 10% за стаж до 01 января 2002 года). При расчете страховой пенсии территориальным органом ОСФР по Челябинской области применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,2.
Размер ИПК определен учетом приложения 4 к Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года в соответствии с которым, с 01 января 2015 года величина ИПК Павлова А.А. составляет <данные изъяты>
На момент установления пенсии с 03.11.2022 года пенсия была рассчитана в размере <данные изъяты>
В соответствии с распоряжением о перерасчете размера пенсии № <номер обезличен> размер страховой пенсии с 01 января 2023 года составляет <данные изъяты>., в том числе страховая пенсия <данные изъяты> фиксированная выплата <данные изъяты> (л.д. 101).
Представленный пенсионным органом подробный расчёт размера пенсионного капитал, суммы валоризации, ожидаемый период выплат, из которых складывается размер страховой пенсии, - истцом не оспорен, доводы истца сводились лишь к тому, что пенсионным органом при назначении не был учтен размер ИПК, указанный в справке формы СЗИ-ИЛС, затребованный истцом в личном кабинете Социального фонда Российской Федерации на портале госуслуг.
Истицу неоднократно предоставлялись ответы и разъяснения об алгоритме расчета пенсии и расчет пенсии, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Приказом Минтруда России от 9 января 2019 года N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" утверждена форма "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (форма СЗИ-ИЛС).
В графе «Величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) (пенсионные баллы)» указано, что для получателя страховой пенсии либо иной пенсии, назначенной с применением Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указываются данные, не учтенные при установлении пенсии. ИПК рассчитан по сведениям, полученным от работодателей, а также по сведениям о периодах осуществления другой социально значимой деятельности (прохождения военной службы по призыву, ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет (с коэффициентом 1,8), ухода за инвалидом, иное), отраженным в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. ИПК рассчитан исходя из условий назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях и может быть уточнен при назначении пенсии с учетом выбранного варианта пенсионного обеспечения. ИПК исходя из количества детей будет рассчитан при назначении пенсии.
Таким образом, сведения по форме СЗИ-ИЛС могут корректироваться работодателем, и соответственно могут изменяться сведения.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, с учетом положений ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Павлова А.А. об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и произведенных выплат с момента наступления права на назначение страховой пенсии пенсию, с 03 ноября 2022 года не имеется, поскольку на момент принятия решения о расчете размера пенсии государственным органом произведен расчет более выгодный для пенсионера в соответствии с положениями п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, нарушение прав застрахованного лица в судебном заседании подтверждение не нашло.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Павлова Александра Анатольевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения пенсионного органа, установлении страховой пенсии по старости в определенном размере, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и произведенных выплат – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда изготовлено 16 мая 2024 года.
Председательствующий: