Судья: Грищенко Э.Н. адм.дело №33а-268/2019 (33а-15993/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Тукмакова П.А., Шилова А.Е.,
при секретаре Сукмановой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ивлевой Р.И., Корчагиной Л.Г. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 22 октября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Ивлевой Р.И., Корчагиной Л.Г. к Департаменту градостроительства г.о. Самара, Правительству Самарской области, Администрации г.о. Самара об оспаривании решений,
с участием административного истца Ивлевой Р.И., представителя Департамента градостроительства г.о.Самара Поповой М.Н.,
установила:
Административные истцы Ивлева Р.И., Корчагина Л.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара, Правительству Самарской области и Администрации г.о. Самара, указав, что являются собственниками двух квартир №3 и №4 в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Из земельного участка, на котором расположен данный жилой дома, в настоящее время сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки: под офисным помещением фирмы «ДИОМАНТ» с кадастровым номером № и под квартирами 5 и 6 и гаражом с кадастровыми номерами № и №. Административные истцы неоднократно обращались в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлениями об утверждении схемы земельного участка под принадлежащими им квартирами №3 и №4, на что им сообщалось об отсутствии возможности формирования земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 22.01.2018 на Департамент возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению их заявления. Письмом от 24.05.2018 №Д0501/1562 Департамент сообщил, что им подготовлено письмо в адрес Правительства Самарской области о внесении соответствующих изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе г.о.Самара, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 №1052-р.
По мнению административных истцов, данным ответом Департамент решение суда не исполнил. Проект межевания территории, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 №1052-р, не содержит сведений об описании границ земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома <адрес>, в связи с чем нарушает права собственников данного МКД на получение земельного участка в порядке и размерах, установленных законом, и площадью, достаточной для обслуживания МКД, а в последующем лишает их права на защиту от незаконных действий третьих лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, административные истцы просили признать документацию по планировке территории регионального значения, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 №1052-р, нарушающей законные права и интересы собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>; признать информационный ответ Департамента градостроительства г.о.Самара от 24.05.2018 №Д0501/1562 незаконным и свидетельствующим о невыполнении им решения суда по делу №2а-86/2018.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, с которым административные истцы не согласились, в апелляционной жалобе просят решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Ивлева Р.И. доводы жалобы поддержала.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самары просила решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании ст.150, ст.307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административные истцы являются собственниками квартир, расположенных в четырехквартирном двухэтажном жилом доме по адресу: <адрес>, Корчагина Л.Г. - квартиры №3, Ивлева Р.И. – квартиры №4 (1/2 доля).
В 2017 году административные истцы обращались в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 185 кв.м и 26 кв.м, занимаемых указанным многоквартирным домом и гаражом, расположенным во дворе указанного дома.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 22.01.2018 по административному делу №2а-86/2018, вступившим в законную силу, признаны незаконными отказы Департамента градостроительства г.о. Самара, выраженные в ответах от 23.05.2017 №СП-9/2128-0-1, от 17.10.2017 №38-Д05-05-11/11377 на обращения административных истцов с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого МКД <адрес>, на Департамент возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению указанных заявлений и принять по ним решение.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, если земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, как в рассматриваемом случае, его образование должно осуществляться на основе проекта межевания территории.
В силу ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Согласно ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения, утверждают уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 45 ГрК РФ).
Судом установлено, что на основании постановления Правительства Самарской области от 18.09.2017 №595 внесены изменения в Схему территориального планирования Самарской области, в соответствии с которыми для территории в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Садовой, Льва Толстого (проект СОФЖИ по реновации исторической части г.о.Самара) установлен статус объекта регионального значения.
Распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 №1052-р утверждена документация по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе г.о.Самара.
Исполняя решение суда о возобновлении рассмотрения заявления административных истцов, Департамент градостроительства г.о. Самара направил в Правительство Самарской области обращения о внесении изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе г.о.Самара, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 №1052-р, с целью формирования земельного участка, занимаемого указанным многоквартирным домом (письма от 24.05.2018 №Д05-01/1561, от 07.08.2018 №Д-05-01/8012-1-1).
Письмом от 24.05.2018 №Д05-01/1562 Департамент уведомил административных истцов о результатах рассмотрения их заявления (л.д.47-49).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая административными истцами документация по планировке территории права и законные интересы административных истцов не нарушает и что Департаментом градостроительства г.о.Самара приняты надлежащие меры по исполнению решения суда. При этом суд обоснованно исходил из того, что образование спорного земельного участка, занимаемого МКД <адрес>, должно осуществляться в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории регионального значения, для чего Департаментом направлены обращения о внесении необходимых изменений в документацию по планировке территории в целях формирования спорного земельного участка.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда Департаментом не исполнено, работа по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка не возобновлена и никакого решения по нему не принято, в целом повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна. Поскольку на момент возобновления рассмотрения заявления административных истцов об утверждении схемы расположения земельных участков имелась утвержденная уполномоченным органом документация по планировке территории, имеющей статус регионального значения, собственных полномочий по образованию земельного участка, расположенного в границах данной территории, у Департамента градостроительства г.о. Самара не имелось. При таких обстоятельствах направление Департаментом в уполномоченный орган обращения о внесении изменений в документацию по планировке территории в целях формирования земельного участка под МКД правильно признано судом надлежащим исполнением судебного решения.
Доводы жалобы о том в утвержденном проекте межевания территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе г.о.Самара отсутствуют сведения о земельном участке, занимаемом МКД <адрес>, выводы суда не опровергают и отмену решения не влекут. Учитывая, что сведения о результатах рассмотрения обращения о внесении изменений в документацию по планировке территории до настоящего времени отсутствуют, оснований для признания данной документации нарушающей права и законные интересы административных истцов ввиду отсутствия в ней сведений о спорном земельном участке на данный момент не имеется. Административные истцы не лишены права самостоятельно обратиться к уполномоченному органу с требованием о внесении необходимых изменений в документы по планировке территории с целью формирования земельного участка под МКД.
Помимо этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске административными истцами без уважительных причин срока обращения в суд с заявлением об оспаривании документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 №1052-р, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Делая такой вывод, суд обоснованно исходил из того, что распоряжение Правительства Самарской области от 12.12.2017 №1052-р было опубликовано 14.12.2017, а в суд с требованием об оспаривании документации обратились только 21.08.2018, то есть за пределами установленного ст. 219 КАС РФ срока.
Остальные доводы жалобы о самовольном разделе и огораживании другими собственниками квартир в МКД части придомовой территории и о переносе газопровода не имеют значения для разрешения настоящего административного дела, находятся за пределами предмета спора.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 22 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивлевой Р.И., Корчагиной Л.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи