ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ФИО7
91RS0№-81 |
№ |
<адрес> |
Судья: ФИО8 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от ДД.ММ.ГГГГ №
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО7 в составе:
председательствующего ФИО16
судей ФИО17.
ФИО18
при секретаре ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования, ФИО4 к администрации <адрес> Республики ФИО7, администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> Республики ФИО7 о признании права собственности в порядке наследования по закону.
Заслушав доклад судьи ФИО16, объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО7
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к администрации <адрес> Республики ФИО7, администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> Республики ФИО7 о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
В обоснование исковых требований указали, что ФИО3 и ФИО4 (брат истца) являются наследниками по закону после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти наследодателя истец в установленном законом порядке обратился к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, нотариус отказал им в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, расположенный по адресу: Республика ФИО7, <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, ввиду отсутствия документов,
свидетельствующих о наличии у наследодателя право собственности на него. Ссылаясь на наличие решения <данные изъяты> сельского совета народных депутатов <адрес> Республики ФИО7 <данные изъяты> сессии <данные изъяты> созыва от ДД.ММ.ГГГГ о передаче наследодателю земельного участка в собственность, просил признать за ним право собственности на ? долю в порядке наследования на него.
Решением Сакского районного суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 удовлетворены частично.
За ФИО3 признано право собственности на ? долю земельного участка площадью 0,12 га, расположенного по адресу: Республика ФИО7, <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
За ФИО4 признано право собственности на ? долю земельного участка площадью 0,12 га, расположенного по адресу: Республика ФИО7, <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация <данные изъяты> сельского совета <адрес> Республики ФИО7 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции и принять новое, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указав на неверное определение судом юридически значимых обстоятельств по делу. Полагала, что принятие решения в отношении наследуемого имущества после смерти ФИО2 без привлечения ее к участию в деле, как лица, на территории которого находится спорный земельный участок, незаконно, в связи с чем просит его отменить.
Определением Верховного Суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрение данного дела начато по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неверным определением круга лиц по делу, в качестве соответчика привлечена администрация <данные изъяты> сельского совета <адрес> Республики ФИО7.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, ФИО4 третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора было подано исковое заявление к администрации <адрес>
Республики ФИО7, администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> Республики ФИО7 о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на ? долю земельного участка площадью 0,12 га, расположенного по адресу: Республика ФИО7, <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО3 свои исковые требования поддержал в полном объеме, не возражал против иска третьего лица ФИО4 Пояснил, что на спорном земельном участке дом не построен, подключена вода, электричество, завезены строительные материалы, поскольку планируется строительство дома. Кому-либо другому данный участок не выделялся. Решение о выделении участка отцу никогда не оспаривалось
В судебное заседание суда апелляционной инстанции третье лицо с самостоятельными исковыми требованиями на предмет спора ФИО4, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ФИО4 ФИО11 исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме, против иска истца ФИО3 не возражала.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчики администрация <адрес> Республики ФИО7, администрация <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Республики ФИО7, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, явку своих представителей не обеспечили.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции третье лицо нотариус ФИО12, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания не явилась, копии документов по делу получала, письменное мнение по делу не выразила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, явку представителей не обеспечила.
Информация о движении дела была размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики ФИО7 в сети Интернет.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле, были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящего дела, на основании ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111, 1113 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию или по закону, наследство открывается со смертью гражданина.
В силу п. 1 ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, является принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности.
Кроме того, по общему правилу наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от физического лица, которое умерло (наследодателя), к иным лицам (наследникам).
В состав наследства входят все права и обязанности, которые принадлежали наследодателю на момент открытия наследства и не прекратились вследствие его смерти.
В соответствии с п. 8, 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,
Истец ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Украинской Республики, его родителями в свидетельстве о рождении указаны: отец – ФИО2, мать – ФИО13 (том 1 л.д. 25).
Третье лицо ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Украинской Республики, его родителями в свидетельстве о рождении указаны: отец – ФИО2, мать – ФИО14
Отец истца, третьего лица, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ сделана соответствующая запись № (том 1 л.д. 22).
Согласно копии решения <данные изъяты> сельского совета народных депутатов <адрес> Республики ФИО7 <данные изъяты> сессии <данные изъяты> созыва от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», при жизнип ФИО2 был передан в частную собственность земельный участок площадью 0,12 га, расположенный в <адрес> из земель запаса сельского совета в границах сел, для обслуживания жилых домов и хозяйственных построек (том 1 л.д. 42-43, 158-159).
Из материалов наследственного дела № усматривается, что после смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и ФИО4 подали заявления о вступлении в наследство (том 1 л.д. 20-32).
Нотариусом было отказано ФИО3 и ФИО4 в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на спорный земельный участок по мотиву того, что сторонами не был представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности умершего ФИО2 на данный земельный участок (том 1 л.д. 32).На момент передачи указанного земельного участка в собственность ФИО2 на территории Республики ФИО7 вопросы возникновения и прекращения права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), Гражданским кодексом УССР от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), Законом ФИО1 «О собственности» от ДД.ММ.ГГГГ №-XII, Декретом ФИО1 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ.
Декретом ФИО1 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ на сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов возлагалась обязанность обеспечить в течение ДД.ММ.ГГГГ года передачу гражданам ФИО1 в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом ФИО1 (п.1).
Из содержания пункта 3 Декрета ФИО1 «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных ст. 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
В соответствии с абз. 1 ст. 128 Гражданского кодекса УССР в редакции 1963 года, право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, ни Гражданским кодексом УССР в редакции 1963 года, ни Законом ФИО1 «О собственности» не было предусмотрено в качестве основания для возникновения права собственности на земельный участок наличие государственной регистрации или выдачи государственного акта на право частной собственности на землю.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 Земельного кодекса ФИО1 в редакции от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: 1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном ст.ст. 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год само по себе решение совета о передаче земельного участка в собственность свидетельствовало о приобретении ФИО2 права собственности на указанный земельный участок.
Земельным кодексом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, не была установлена императивная норма, обязывающая лиц, получивших до введения его в действие в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с Декретом ФИО1 «О приватизации земельных участков», получить в определенный срок государственный акт на право частной собственности на землю.
Согласно п. 7 раздела Х переходных положений Земельного кодекса ФИО1 граждане и юридические лица, получившие в собственность, во временное пользование, в том числе на условиях аренды, земельный участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, сохраняют права на эти участки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Республики ФИО7 №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО7», право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО7 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики ФИО7 и города федерального значения Севастополя», на территории Республики ФИО7 у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики ФИО7.
Частью 4 ст. 8 данного закона определено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета ФИО6 Республики ФИО7.
Во исполнение указанного законоположения, постановлением Совета ФИО6 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации. Из указанного Перечня следует, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого
имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики ФИО7 до ДД.ММ.ГГГГ решения о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе в аренду) (п. 15 Перечня).
В материалы дела представлена выписка из решения органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о передаче ФИО2 в частную собственность спорного земельного участка для обслуживания жилых и подсобных строений, а также текст самого решения от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 8, 42-43).
Указанное решение, принятое администрацией <данные изъяты> сельского совета, им отменено не было, является действующим.
Таким образом, из совокупности представленных в материалы дела доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что наследодатель ФИО2 при жизни в силу положений ст. 116, 118 Земельного кодекса ФИО1, Декрета ФИО1 «О приватизации земельных участков» с учетом постановления Совета ФИО6 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №, приобрел право собственности на спорный земельный участок для обслуживания жилых и подсобных строений, площадью 0,12 га, расположенный в <адрес> Республики ФИО7, для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек, на основании решения органа местного самоуправления, которым этот земельный участок передан в частную собственность.
Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный выше земельный участок действительно принадлежал на праве собственности наследодателю ФИО2, несмотря на отсутствие государственной регистрации вещного права наследодателя на указанное имущество, в связи с чем, данный объект недвижимости входит в состав наследства, открывшегося после его смерти.
ФИО3 и ФИО4, являющиеся единственными наследниками после смерти наследодателя ФИО2, не могут оформить право собственности на спорное наследственное имущество ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, в связи с чем, их наследственные права на недвижимое имущество могут быть защищены только в судебном порядке.
Из разъяснений, изложенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 Гражданского кодекса РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчиков по делу, а также отсутствие иных наследников, вступивших в наследство, учитывая наличие препятствий в оформлении наследства, суд считает, что защита прав и интересов истца и третьего лица возможна только в судебном порядке, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО7
определила:
решение Сакского районного суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение, которым исковые требования ФИО3, третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования, относительно предмета спора ФИО4 к администрации <адрес> Республики ФИО7, администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Республики ФИО7 о признании права собственности в порядке наследования по закону удовлетворить.
Включить в состав наследственной массы, оставшейся после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, площадью 0,12 га с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика ФИО7, <адрес>, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки.
Признать за ФИО3 право собственности на ? долю земельного участка площадью 0,12 га, расположенного по адресу: Республика ФИО7, <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО4 право собственности на ? долю земельного участка площадью 0,12 га, расположенного по адресу: Республика ФИО7, <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: ФИО16
Судьи: ФИО19
ФИО20