Судья Коротаева О.А. 05 февраля 2018 года
Дело № 33-1029
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Савельева А.А. и Выдриной Ю.Г. при секретаре Тотьмяниной Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Марамыгина Василия Анатольевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 ноября 2017 года, которым Марамыгину В.А. отказано в признании незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 07 июня 2016 г.; возложении обязанности принять Марамыгина В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 21.02.2014; признании права на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения истца и его представителя, представителя ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марамыгин В.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 07 июня 2016 г.; возложении обязанности принять Марамыгина В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 21.02.2014; признании права на получение социальной выплаты.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец, указывая на то, что судом не учтено то обстоятельство, что подкомиссией нарушен порядок принятия документов, поскольку требования о предоставлении дополнительных документов не предъявлялось. Оценка жилищных прав произведена судом не верно, поскольку суд не учел, что снятие с учета супруги истца было обусловлено фактом регистрации брака в 2011 года, после чего супруги стали проживать совместно, поэтому нет оснований считать, что супругой истца жилищные условия умышленно ухудшены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель апелляционную жалобу и её доводы поддержали.
Представитель ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России апелляционную жалобу полагала не подлежащей удовлетворению.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не нашла.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Марамыгин В.А., являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, имеющим выслугу в календарном исчислении на 15.11.2013 12 лет 9 месяцев и 6 дней 21.04.2014 обратился в адрес директора ФСИН с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369. Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 07.06. 2016 отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты Марамыгина В.А. по тому основанию, что не представлены все требуемые документы, подтверждающие жилищные условия заявителя и членов его семьи.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 4 ФЗ РФ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, утвердившего Правила предоставления единовременной социальной выплаты (далее – Правила), и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При этом суд исходил из того, что истцом в обоснование нуждаемости в жилом помещении не предоставлена выписка из домовой книги на жилое помещение – кв. ** в доме ** по ул. **** в г. Перми, в тот время как в указанном жилом помещении в период с 2003 по 29.11.2013 по месту жительства была зарегистрирована супруга истца Марамыгина Н.А.
Также суд посчитал, что супругой истца совершены действия, указывающие на ухудшение жилищных условий, что в силу п. 8 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ не дает оснований для принятия семьи истца на учет до истечения 5 лет со дня совершения этих действий.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения и обстоятельствах дела, установленных судом.
Доводы апелляционной жалобы истца на неправильность решения суда первой инстанции не указывают.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОТРУДНИКАМ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 3 указанной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право сотрудника ФСИН на единовременную социальную выплату при совокупности условий. Одним из условий реализации права на социальную выплату является нуждаемость сотрудника ФСИН в жилом помещении. При этом критерии нуждаемости в жилом помещении определены законодателем в ч. 3 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ)1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
2. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители собственника.
В свою очередь по смыслу положений п. 1 и 2 ч. 3 ст. 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОТРУДНИКАМ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обеспеченность сотрудника ФСИН жилым помещением для реализации права на социальную выплату определяется в зависимости от того, является ли лицо, претендующее на социальную выплату членом семьи собственника жилого помещения.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Исследовав доказательства, представленные сторонами спора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что непредоставление истцом документов, подтверждающих статус жилого помещения, в котором до 2013 г. была зарегистрирована супруга истца, не позволял в полной мере произвести оценку жилищных прав истца для принятия решения о постановке истца на жилищный учет.
Кроме того, разрешая требования о признании за истцом права на социальную выплату, суд первой инстанции установил, что до снятия с регистрационного учета 29.11.2013 в квартире ** дома ** по ул. **** в г. Перми супруги истца – Марамыгиной Н.А., последняя имела право пользования этим жилым помещением в качестве члена семьи собственника, поскольку указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности родителям Марамыгиной Н.А. Доказательства того, что Марамыгина Н.А. была вселена в указанную квартиру на ином основании, не представлены.
Поэтому у суда первой инстанции имелись основания для вывода о том, что членом семьи истца совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что и обусловило необходимость участия государства в обеспечении жилым помещением семьи истца. Данное обстоятельство в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № препятствует принятию на учет истца в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, ранее пяти лет со дня отказа от прав на жилое помещение супругой истца.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марамыгина Василия Анатольевича –без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: