Решение по делу № 33-4241/2024 от 14.03.2024

Судья Подгайная Н.В.

Дело №33-4241/2024

№2-337/2024

УИД 59RS0004-01-2023-005269-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 16 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,

судей Орловой А.Ю., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола помощником судьи Листопадовым В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кенжекуловой Айгерим Улукбековны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 15 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Орловой А.Ю., пояснения истца Кенжакуловой А.У., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Кенжекулова Айгерим Улукбековна обратилась в суд с иском к администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее всем санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование иска указала, что она включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Р. лишена родительских прав, отец К. умер. Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми попечителем назначена З. Согласно распоряжению начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 17 октября 2022 года №1243 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми. В январе 2023 достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 15 января 2024 года исковые требования Кенжекуловой А.У. удовлетворены.

Администрация г. Перми, не согласившись с указанным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края в форме субвенций. Выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края, а Муниципальное образование город Пермь исполняет переданные государственные полномочия только за счет представляемых субвенций, на сегодняшний день указанные субвенции не переданы, в связи с чем обжалуемое решение будет неисполнимым. Количество неисполнимых решений о возложении на администрацию обязанности предоставить жилье детям-сиротам увеличивается, на сегодняшний день на исполнении находится более 250 решений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 7, 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кенжекулова А.У., дата рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Р. решением Дзержинского районного суда г. Перми от 29 июня 2022 года лишена родительских прав, отец К. умер 25 мая 2018 года (л.д. 29-31).

Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми №06-21-610 от 15 июня 2021 года над несовершеннолетней Кенжекуловой А.У. установлено попечительство, попечителем назначена З., место жительства несовершеннолетней определено совместно с попечителем по адресу: **** (л.д. 33).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 17 октября 2022 года №1243 Кенжекулова А.У. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 26).

Истец имеет временную регистрацию с 14 февраля 2023 года до 15 февраля 2024 года по адресу: **** (л.д. 17).

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности З. (л.д. 36).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 41).

Установив указанные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, принимая во внимание, что по настоящее время жилое помещение Кенжекуловой А.У. не предоставлено, а также принимая во внимание, что право истца на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не оспаривается, пришел к выводу, что заявленные исковые требования о возложении на администрацию **** обязанности по предоставлению Кенжекуловой А.У. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Суд первой инстанции верно руководствовался Законом Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

Кенжекулова А.У., относящаяся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако по настоящее время жилое помещение Кенжекуловой А.У. не предоставлено, при том, что она не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма. До настоящего времени истец фактически не обеспечена жильем в установленном законом порядке, что является нарушением ее прав.

Довод жалобы администрации г. Перми о том, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, основанием, влекущим отмену решения суда, являться не может, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений. Реализация прав истца не может и не должна быть поставлена в зависимость от объемов денежных средств, выделяемых на эти цели.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджета муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для Кенжекуловой А.У. должно быть приобретено за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 15 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 апреля 2024 года.

Судья Подгайная Н.В.

Дело №33-4241/2024

№2-337/2024

УИД 59RS0004-01-2023-005269-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 16 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,

судей Орловой А.Ю., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола помощником судьи Листопадовым В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кенжекуловой Айгерим Улукбековны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 15 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Орловой А.Ю., пояснения истца Кенжакуловой А.У., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Кенжекулова Айгерим Улукбековна обратилась в суд с иском к администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее всем санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование иска указала, что она включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Р. лишена родительских прав, отец К. умер. Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми попечителем назначена З. Согласно распоряжению начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 17 октября 2022 года №1243 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми. В январе 2023 достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 15 января 2024 года исковые требования Кенжекуловой А.У. удовлетворены.

Администрация г. Перми, не согласившись с указанным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края в форме субвенций. Выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края, а Муниципальное образование город Пермь исполняет переданные государственные полномочия только за счет представляемых субвенций, на сегодняшний день указанные субвенции не переданы, в связи с чем обжалуемое решение будет неисполнимым. Количество неисполнимых решений о возложении на администрацию обязанности предоставить жилье детям-сиротам увеличивается, на сегодняшний день на исполнении находится более 250 решений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 7, 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кенжекулова А.У., дата рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Р. решением Дзержинского районного суда г. Перми от 29 июня 2022 года лишена родительских прав, отец К. умер 25 мая 2018 года (л.д. 29-31).

Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми №06-21-610 от 15 июня 2021 года над несовершеннолетней Кенжекуловой А.У. установлено попечительство, попечителем назначена З., место жительства несовершеннолетней определено совместно с попечителем по адресу: **** (л.д. 33).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 17 октября 2022 года №1243 Кенжекулова А.У. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 26).

Истец имеет временную регистрацию с 14 февраля 2023 года до 15 февраля 2024 года по адресу: **** (л.д. 17).

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности З. (л.д. 36).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 41).

Установив указанные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, принимая во внимание, что по настоящее время жилое помещение Кенжекуловой А.У. не предоставлено, а также принимая во внимание, что право истца на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не оспаривается, пришел к выводу, что заявленные исковые требования о возложении на администрацию **** обязанности по предоставлению Кенжекуловой А.У. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Суд первой инстанции верно руководствовался Законом Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

Кенжекулова А.У., относящаяся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако по настоящее время жилое помещение Кенжекуловой А.У. не предоставлено, при том, что она не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма. До настоящего времени истец фактически не обеспечена жильем в установленном законом порядке, что является нарушением ее прав.

Довод жалобы администрации г. Перми о том, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, основанием, влекущим отмену решения суда, являться не может, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений. Реализация прав истца не может и не должна быть поставлена в зависимость от объемов денежных средств, выделяемых на эти цели.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджета муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для Кенжекуловой А.У. должно быть приобретено за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 15 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 апреля 2024 года.

33-4241/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Орлова Анна Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
14.03.2024Передача дела судье
16.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024Передано в экспедицию
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее