УИД № 30RS0009-01-2019-001603-28
№ 2-933/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года г. Камызяк
Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Шараевой Г. Е.
при секретаре Барсуковой М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора З. З. Шамшутдинова в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Жилкоммунхоз» пос. Волго-Каспийский, третьему лицу Волго-Каспийское территориальное управление Росрыболовства об обязании подать в уполномоченный орган заявку и документы о согласовании хозяйственной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Астраханского межрайонного природоохранного прокурора З. З. Шамшутдинов обратился в суд к ответчику с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав в обоснование, что согласно Устава МУП «Жилкоммунхоз» пос. Волго-Каспийский осуществляет деятельность по организации питьевого водоснабжения населения муниципального образования. Данная организация является водопользователем, использует водный объект – участок Каспийского моря, рук. Бахтемир (левый берег) по адресу: <адрес>, для забора воды на основании договора водопользования № 00-11.1.00.025-М-ДЗИО-Т-2016-02150/00 от 31.03.2016, зарегистрированного Нижне-Волжским бассейновым управлением Федерального агентства водных ресурсов в государственном водном реестре 01.04.2016. Общий разрешенный объем забора воды из водного объекта составляет 212.36 тыс.куб.м/год. Согласно отчета по форме 2ТП-водхоз фактический объем изъятых водных ресурсов за 2018 год составил 152.271 куб.м/год. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору воды и обоснование компенсационных выплат для целей искусственного воспроизводства водных биоресурсов в результате негативного воздействия деятельности у муниципального предприятия отсутствует, меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не разработаны. В адрес директора МУП «Жилкоммунхоз» пос. Волго-Каспийский прокуратурой вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих нарушениям природоохранного законодательства № 02-05-2019 от 03.09.2019. Исходя из ответа на представление, ответчиком не получено согласование органов Росрыболовства на хозяйственную деятельность по забору воды, оказывающую негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания. Непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и получению согласования органов Росрыболовства на хозяйственную деятельность по забору воды из водного объекта приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Прокурор просит обязать ответчика в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в Волго-Каспийское территориальное управление Росрыболовства в порядке, предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, заявку и документы о согласовании хозяйственной деятельности по забору воды из рукава Бахтемир (левый берег) по адресу: <адрес>.
Помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Саломатов К.С. в судебном заседании доводы искового заявления и исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Жилкоммунхоз» пос. Волго-Каспийский, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица – Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно представленного ходатайства просит исковые требования удовлетворить, рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Согласно пункта 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, заявитель представляет в территориальный орган Росрыболовства заявку о согласовании, к которой прилагает проектную документацию или программу планируемых работ, обосновывающую внедрение новых технологических процессов и осуществление новой деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В силу положений ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. ст. 39, 42 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на принципах учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы, приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
Как следует из материалов дела, 31 марта 2016 г. между Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и Муниципальным предприятием «Жилкоммунхоз» п. Волго-Каспийский заключен договор водопользования №-ДД.ММ.ГГГГ.025-М-ДХИО-Т-2016-02150/00.
Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания установлено, что в МУП «Жилкоммунхоз» пос. Волго-Каспийский отсутствует согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору воды и обоснование компенсационных выплат для целей искусственного воспроизводства водных биоресурсов в результате негативного воздействия деятельности, не разработаны меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
3 сентября 2019 года исполняющим обязанности заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора З. З. Шамшутдиновым в адрес директора МУП «Жилкоммунхоз» поселок Волго-Каспийский внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Согласно ответу директора МУП «Жилкоммунхоз» пос. Волго-Каспийский от 14 ноября 2019 года установлено, что запрошены коммерческие предложения и направлено письмо в АМО пос. Волго-Каспийский для оказания материальной помощи по данному вопросу.
Судом установлено, что до настоящего времени заявка и документы о согласовании хозяйственной деятельности по забору воды из рукава Бахтемир (левый берег) по адресу: <адрес> в порядке, предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, в уполномоченный орган - в Волго-Каспийское территориальное управление Росрыболовства не предоставлены.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу ст. 333.36 ч. 1 п. 9 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Учитывая, что прокурор освобожден действующим законодательством от уплаты госпошлины, суд приходит к выводу о необходимости взыскания госпошлины с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. ст. 39, 42 Водного кодекса РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░. ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30.04.2013 № 384, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░