Дело № 2-251/2019
УИД 21RS0012-01-2019-000256-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2019 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
с участием истца ФИО2,
третьего лица ФИО5,
при секретаре судебного заседания Смирновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании права собственности на объект незавершенного строительства – жилой дом,
установила:
ФИО2 обратилась в Моргаушский районный суд с иском к администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании права собственности на объект незавершенного строительства – двухэтажный кирпичный жилой дом площадью застройки 35,1 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 3326 кв.м, с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>. Требование мотивировано тем, что в 1993 году на вышеуказанном земельном участке, выделенном истцу на основании Постановления главы Москакасинской сельской администрации Моргаушского района Чувашской Республики № 03 от 25 марта 1993 года «О закреплении земельных участков в собственность» для ведения личного подсобного хозяйства, самовольно, хозяйственным способом, с согласия соседей по земельному участку начато строительство нового двухэтажного жилого дома.
В настоящее время дом не достроен. Согласно техническому плану объекта незавершенного строительства площадь застройки жилого дома составляет 35,1 кв.м., степень готовности незавершенного строительства 66%.
При обращении в марте 2019 года в администрацию Москакасинского сельского поселения с уведомлением о возведении жилого дома истцу было отказано в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметром и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что строительство жилого дома уже произведено, рекомендовано обратится в суд.
Строительство нового жилого дома не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, что подтверждается экспертным заключением ООО «Независимая экспертиза».
В судебном заседании истец ФИО2 поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привела их суду, просила удовлетворить. Пояснила, что незавершенный строительством жилой дом является самовольной постройкой, в связи с чем просит признать за ней право собственности на объект незавершенного строительства.
По мнению истца, сохранение объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании.
Третье лицо ФИО5 против удовлетворения искового требования ФИО2 не возражал. Суду пояснил, что является супругом истца, на долю в праве общей долевой собственности не претендует. согласен на признание за ней права собственности на объект незавершенного строительства- жилой дом.
Представитель ответчика- администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Не явился представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, в представленном отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения и не требуется предоставления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 3326 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истцу ФИО2, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, Но эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Таким образом, в силу прямого указания закона наличие земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, не освобождает собственника от соблюдения законодательства о градостроительной деятельности при осуществлении строительства объектов капитального строительства.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится выдача разрешений на строительство.
Как установлено судом, разрешение на строительство жилого дома ФИО2 не выдавалось. Между тем, на земельном участке с кадастровым номером № в 1993 году истцом начато возведение объекта - жилой дом, общей площадью 35,1 кв.м, что следует из технического плана объекта незавершенного строительства, изготовленного ООО «Бюро технической инвентаризации» ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В ст. 222 ГК РФ закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой, в частности если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых разрешений; 3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку.
По смыслу ст. 222 ГК РФ, право собственности на жилой дом, возведенный гражданином без необходимых разрешений, на земельном участке, который предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, может быть признано, если жилое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
В обоснование исковых требований истцом суду представлен акт экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, строительным нормам и правилам, противопожарным нормам и другим нормативным актам для проектирования и строительства жилых домов соблюдении прав и интересов других лиц и наличия угрозы жизни и здоровью граждан, составленный ООО «Независимая экспертиза».
Из акта экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что индивидуальный жилой дом соответствует предъявляемым строительным нормам и правилам, противопожарным нормам и другим нормативным актам для проектирования и строительства жилых домов. При завершении отделки и выполнении инженерных систем жилой дом пригоден для проживания граждан и соответствует требованиям основных норм, предъявляющих требования к жилым зданиям.
Установленные технические характеристики, функциональное назначение, долговечность и капитальность выполненных конструкций жилого дома обеспечивают его безопасную эксплуатацию, а следовательно, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
По градостроительным решениям и эксплуатационным характеристикам объект исследования не оказывает негативного влияния на конструкции соседних зданий и условия их эксплуатации. Расположение жилого дома относительно соседнего домовладения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что возведение на принадлежащем истцу земельном участке индивидуального жилого дома соответствует его целевому использованию, истец пользовался этим земельным участком на законных основаниях, а по смыслу ст. 222 ГК РФ право собственности объект незавершенного строительства- жилой дом, возведенный гражданином без необходимого разрешения на земельном участке, который предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, может быть признано, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При возведении самовольной постройки не допущено существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, дом не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем требование истца о признании за ним право собственности на спорный объект незавершенного строительства- жилой дом, подлежит удовлетворению.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным заявителем требованиям (ст. ст. 195, 196 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО2 право собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом, площадью 35,1 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 3326 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение составлено 07 июня 2019 года.