Судья: Гуркин С.Н. | Дело <данные изъяты>(2-231/2023)УИД 50RS0<данные изъяты>-58 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> 15 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Конатыгиной Ю.А.,
судей Мироновой Т.В., Шмелева А.Л.,
при секретаре судебного заседания Алексееве Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самохиной Е. К. к Акционерному обществу «Ивантеевская Энергосбытовая Компания» о признании незаконными действий по прекращению подачи электроэнергии, обязании восстановить подачу электрической энергии, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Самохиной Е. К. на решение Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Мироновой Т.В.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Истец Самохина Е.К. обратилась в суд с заявленными требованиями к ответчику, ссылаясь на то, что она Человек, обладает по рождению всеми правами и свободами, является единственным носителем суверенитета и источника законной власти в РФ. Истец никакого договора с ответчиком не заключала, истец отказалась взаимодействовать на непонятных условиях с неизвестной организацией. Несмотря на это ответчик присылает счета на оплату электроэнергии и письма с требованием оплатить денежные средства. <данные изъяты> и вовсе отключил помещение истца по адресу: <данные изъяты>, от электроэнергии без всякого законного основания. Ответчик позиционирует себя как гарантирующий поставщик электрической энергии на территории <данные изъяты>, принуждает истца к совершению сделки, в которой истец не нуждается и не желает участвовать, вымогает денежные средства путем запугивания, чем причиняет существенный вред правам и законным интересам истца. На основании изложенного, просила признать незаконными действия по прекращению подачи электроэнергии, обязать восстановить подачу электрической энергии, взыскать денежные средства, уплаченные за последние три года, компенсировать моральный вред в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании истец Самохина Е.К. требования поддержала, представила письменные объяснения, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Беляева Ю.С. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что истец не оплачивает электроэнергию, в связи с чем, у нее образовалась задолженность. Истец была уведомлена о предстоящем отключении. В ноябре 2022 года электроэнергия в ее квартире была отключена. Задолженность до настоящего времени не погашена.
Решением Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Самохиной Е.К. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Истец Самохина Е.К. в судебное заседание судебной коллегии явилась, просила решение суда отменить по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика Беляева Ю.С. в судебное заседание явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поддержала письменные возражения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав возражения, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, в том числе электрической энергии регулируются Гражданским Кодексом РФ, Жилищным Кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства от <данные изъяты> <данные изъяты> (далее - Правила <данные изъяты>).
В силу и. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.
В соответствии с п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также в соответствии с п. 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствие с п. 6 Правил <данные изъяты> предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг – конклюдентные действия. Отсутствие заключенного в письменной форме договора не освобождает потребителя услуг от исполнения обязанностей по договору.
Из материалов дела следует, что для расчетов за электроэнергию по адресу: <данные изъяты>, Студенческий пр-д, <данные изъяты> открыт лицевой счет <данные изъяты>.
По указанному адресу установлен прибор учета электроэнергии, показания по которому передаются самостоятельно истцом. Работниками АО «ИЭК» осуществляется проверка достоверности передаваемых истцом сведений о показаниях указанного прибора учета.
<данные изъяты> истцом в адрес ответчика подано заявление о переоформлении лицевого счета <данные изъяты> на ее имя в связи приобретением Самохиной Е.К. права собственности на указанное жилое помещение. В период с декабря 2012 г. по декабрь 2020 г. истцом осуществлялась оплата потребленной электроэнергии.
Из материалов дела следует, что с января 2021 г. оплата по указанному лицевому счету за потребленную электроэнергию истцом не производится.
В соответствии с подп. «д» п. 32 Правил <данные изъяты>, исполнитель коммунальных услуг имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов. Указанный порядок закреплен в разделе XI Правил <данные изъяты>, согласно которому исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами (подп. «а» п. 117).
В связи с наличием у истца задолженности за потребленную электрическую энергию, отпущенную по адресу: <данные изъяты>, Студенческий пр-д, <данные изъяты>, АО «Ивантеевская Энергосбытовая Компания» была инициирована процедура приостановления предоставления электроэнергии за наличие задолженности в сумме 16006,10 руб., образовавшейся по состоянию на <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также в соответствие с п. 1 ст. 155 ЖК РФ и п. 66 Правил <данные изъяты> плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно ч. 2 ст. 153 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора, а у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп. «а» п. 119 Правил <данные изъяты> исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
По адресу <данные изъяты>, Студенческий пр-д, <данные изъяты> ежемесячно направляется платежный документ, в котором содержится информация о долге за предыдущий период, начисления за текущий период, итоговая сумму к оплате с учетом произведенных оплат в текущем периоде.
Так, в платежном документе за сентябрь 2022 г. с суммой задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 16006,10 руб. содержался текст предупреждения (уведомления) предусмотренный подп. «а» п. 119 Правил <данные изъяты>.
Именно этот способ использовал ответчик, направив потребителю платежный документ за сентябрь 2022 г. с включенным текстом уведомления о предстоящем приостановлении подачи электроэнергии.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции учел, что обязанность потребителей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нормативно закреплена в ч. 1 ст.155 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Указанная выше обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги реализуется потребителем коммунальных услуг на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
Участники жилищных правоотношений при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать разумно и добросовестно, при этом в случаях, когда жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.7 ЖК РФ).
Следовательно, невыполнение потребителем нормативных требований ЖК РФ по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не соответствует стандарту разумного и добросовестного поведения участника жилищных правоотношений.
Согласно п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение может считаться доставленным не только тогда, когда оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но и считается доставленным в иных случаях, прямо предусмотренных законом. Таким образом, ст. 165.1 ГК РФ устанавливает возможность факта доставки юридически значимого сообщения адресату, вне зависимости от фактического его вручения и (или) ознакомления адресата с таким сообщением.
Следовательно, указанное в подп. «а» п. 119 Правил <данные изъяты> предупреждение (уведомление) должника об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги за долги, включенное в текст платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги, является иным, предусмотренным п.2 ст. 165.1 ГК РФ и ст. 7 ЖК РФ законным способом направления юридически значимого сообщения о введении ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги.
Таким образом, не требуется подтверждение факта вручения и (или) ознакомления потребителя-должника с содержанием предупреждения (уведомления), включенного в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, так как соответствующее предупреждение (уведомление) считается доставленным потребителю-должнику с даты направления платежного документа исполнителем коммунальных услуг, которая нормативно определена ч. 2 ст.155 ЖК РФ и п. 67 Правил <данные изъяты>.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно установил, что приостановление подачи электрической энергии произведено в соответствии с действующим законодательством, за наличие задолженности за электрическую энергию, возникшую у истца в результате неоплаты потребленных услуг. Поскольку на момент рассмотрения дела задолженность за потребленную электрическую энергию истцом не оплачена и составляет на <данные изъяты> 17462,22 руб., оснований для возобновления подачи электроэнергии не имелось.
Судом установлено, что денежные средства, оплаченные истцом в 2020 году, соответствовали объему потребленной электроэнергии, определенному по показаниям прибора учета в соответствии с п. 42 Правил <данные изъяты>.
В 2021 и в 2022 году истцом оплаты за электроэнергию не производилась, что подтверждается выпиской из лицевого счета <данные изъяты>.
Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о возврате денежных средств, уплаченных истцом за последние три года, у суда первой инстанции не имелось.
При отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда также не имелось.
Разрешая спор по существу, судом первой инстанции исследованы все значимые обстоятельства и учтены представленные сторонами доказательства по делу, в связи с чем, у судебной коллегии не имеется оснований усомниться в правильности и законности обжалуемого судебного акта.
Выводы суда подробно, со ссылками на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведены в мотивировочной части решения и судебная коллегия с ними соглашается, не усматривая оснований для их переоценки. Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не подлежит применению, поскольку нарушена процедура его принятия, не имеет юридической силы, что оплата электроэнергии невозможна ни в силу закона, ни в силу договора, выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, выражаемой ранее в суде первой инстанции.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, не подтверждают незаконность судебного постановления с позиции применения права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивантеевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Самохиной Е. К. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи