Решение по делу № 33-2764/2020 от 13.08.2020

дело № 2 -120/2020

(33 -2764/2020) судья Куликова Ю.В. 2020 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Абрамовой И.В., Беляк А.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балашовой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

25 августа 2020 года

по докладу судьи Абрамовой И.В.

дело по апелляционной жалобе Кириллова И.Ю. на решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 9 июня 2020 года, которым постановлено:

«в удовлетворении требований Кириллова И.Ю. к администрации муниципального образования город Торжок о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать».

Судебная коллегия

установила:

Кириллов И.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Торжок о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Требования мотивировал тем, что, являясь старшим лейтенантом запаса, проходил действительную военную службу в период с 14.04.1993 по 28.02.1994 в составе 201 МСД в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в связи с чем обратился в администрацию МО город Торжок и ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Торжка и Торжокского района Тверской области Министерства социальной защиты населения Тверской области с указанной в иске целью.

Ему сообщили, что администрация города Торжка не представляла его в списках граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и вставшим на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленном порядке до 1 января 2005 года из числа ветеранов боевых действий, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5- ФЗ «О ветеранах», поэтому в список претендентов на получение субсидий на строительство или приобретение жилого помещения из числа инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших военнослужащих, признанных нуждающимися в жилье (и получивших льготный статус) до 1 января 2005 года, он включен не был.

Более того, постановлением от 11.10.2019 администрации города Торжка он был исключен из списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 6 статьи 5 Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, должна быть предоставлена жилая площадь в первоочередном порядке. Требования военнослужащего о предоставлении жилой площади в первоочередном порядке в соответствии с данной нормой должны удовлетворяться незамедлительно по прибытии из вышеуказанных государств.

При этом, по смыслу закона, лица имеющие право на первоочередное (внеочередное) получение жилья, не подлежат включению в какую-либо очередь; в отношении них не устанавливается последовательность удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения; эти требования должны удовлетворяться незамедлительно по возникновении обстоятельств, с которыми закон связывает предоставление внеочередного права.

Истец Кириллов И.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно пояснив, что на протяжении 20 лет пока стоял в очереди на жилье ни разу не был приглашен в администрацию г.Торжка и не получал информацию о движении данной очереди, хотя периодически обращался туда с этим вопросом.

В ноябре 2019 года он обратился к ответчику с требованием о предоставлении ему информации по данному вопросу. Работник администрации разъяснил, что ответ на его обращение будет подготовлен в течение месяца. Впоследствии с решением этого вопроса сильно затягивали, говорили, что направили ему ответ по почте, но никаких писем он не получал. Затем ему сообщили, что решением жилищной комиссии он исключен из очереди, в которой стоял 25 лет. Данное решение он не обжаловал. Наличие у супруги хорошего дохода не отрицал, но дом, в котором они совместно проживают, - собственность жены. Живут они там только 5 лет, а на протяжении предыдущих 20 лет были вынуждены снимать жилье, брать кредиты, в том числе и на строительство данного дома.

Когда он увольнялся, по месту службы ему не предоставили жилье, однако разъяснили, что последнее будет предоставлено ему по месту жительства. Прошло уже более 20 лет, однако квартиру он так и не получил.

Представитель истца - адвокат Кубышкин Д.А. в судебном заседании заявленные Кирилловым И.Ю. требования поддержал.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Торжок Сидорова О.А. в судебном заседании требования, заявленные истцом, не признала, пояснив, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию возложены полномочия по обеспечению жильем граждан, признанных в установленном законом порядке малоимущими, и других категорий граждан, признанных в установленном законом порядке нуждающимися в обеспечении жилым помещением, а не абсолютно всех лиц, которые изъявляют желание получить муниципальное жилье по договору социального найма. Основополагающим фактором при этом выступает процедура признания гражданина нуждающимся в обеспечении его жильем. Положениями ЖК РФ предусмотрено, что, если гражданин признан нуждающимся в обеспечении жильем и поставлен в очередь для его получения, при утрате оснований нуждаемости в процессе ожидания муниципального жилья, он должен быть исключен из данного списка. Истец был исключен из очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением, поскольку обеспеченность его и членов его семьи жильем превышает учетную норму по г.Торжку; решение жилищной комиссии об исключении его из такой очереди Кириллов И.Ю. не обжаловал. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ № 4328-1, на который ссылается истец, финансирование мероприятий по предоставлению жилой площади по основаниям, указанным Кирилловым И.Ю., является расходным обязательством РФ.

Третье лицо - комитет по управлению имуществом города Торжка, привлеченный кучастию в деле судом, представил возражения на исковое заявление, в которых со ссылкой на положения статей 16, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающих обязанность по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, указано, что истец не может быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку обеспеченность каждого члена его семьи жильем больше учетной нормы.

От третьего лица по делу - Министерства социальной защиты Тверской области в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором со ссылками на абз. 6 ст. 5 закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», закон «О ветеранах», положения Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что, поскольку истец получил удостоверение ветерана боевых действий только в июле 2019 г., т.е. после 1 января 2005 г., то правовых оснований для обеспечения его в соответствии со ст. 23.2 закона «О ветеранах» жильем за счет средств федерального бюджета нет. Просили принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица – ФКУ Военный комиссариат в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица – ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» г. Торжка и Торжокского района, будучи надлежаще извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без своего участия.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права, ставит вопрос в апелляционной жалобе Кириллов И.Ю., полагая иск подлежащим удовлетворению.

В жалобе апеллянт отмечает, что несмотря на то, что право на первоочередное предоставление жилья отдельным категориям военнослужащих прямо не предусмотрено нормами, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, а также соответствующими положениями Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», оно сохраняется и прямо предусматривается различными законодательными актами.

В частности, положением абзаца 6 статьи 5 Закона РФ от 21.01.1993 №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Закон РФ от 21.01.1993 № 4328-1) предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, должна быть предоставлена жилая площадь в первоочередном порядке.

Исходя из буквального толкования закона, данная норма не ставит право на первоочередное предоставление жилья в зависимость от нуждаемости военнослужащего в улучшении жилищных условий.

Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено лицам, имеющим право на его первоочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории военнослужащих должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.

Иное толкование приведенных выше положений абз. 6 ст. 5 закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, проходивших военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Таким образом, выводы суда об отсутствии оснований для предоставления истцу жилого помещения, как лицу, не относящемуся к числу нуждающихся в жилом помещении ввиду обеспеченности его таковым, не основаны на законе.

Что касается выводов суда относительно расходных обязательств РФ по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи и отсутствия обязательств органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений военнослужащим, то в данной части следует руководствоваться положениями Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, согласно которому с 1 января 2005 г. с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению жилых помещений увольняемым с военной службы военнослужащим. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходили военную службу, на условиях и в порядке, установленных для военнослужащих законом.

Таким образом, за теми гражданами, которые были уволены с военной службы и приняты в органах местного самоуправления по избранному месту жительства на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках прежнего правового регулирования, т.е. до 1 января 2005 г., сохранилось право на получение жилых помещений от органов местного самоуправления, но за счет средств федерального бюджета, специально выделяемых на эти цели. Те же военнослужащие, которые увольняются с военной службы после 1 января 2005 г. кроме участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения), обеспечиваются жилыми помещениями теми федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходили военную службу, на условиях и в порядке, установленных для военнослужащих.

В возражениях на приведенную жалобу администрация МО город Торжок и комитет по управлению имуществом города Торжка Тверской области ее доводы критикуют, предлагают решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу Кириллова И.Ю. – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Кириллов И.Ю. и представитель истца – адвокат Кубышкин Д.А. доводы жалобы поддержали, просили решение суда отменить, исковые требования Кириллова И.Ю. – удовлетворить.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, письменно уведомили суд о своей неявке, просили дело рассмотреть без своего участия, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В справках Торжокского объединенного городского военного комиссариата Тверской области от 4 августа 1999 года и 18 февраля 2005 г. указано, что Кириллов И.Ю. проходил действительную военную службу в период с 14 апреля 1993 года по 28 февраля 1994 года в составе 201 СМД и в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.07.1993, имеет право по прибытии из указанных государств на получение жилой площади в первоочередном порядке.

В соответствии с постановлением главы администрации г. Торжка Тверской области от 5 апреля 1994 г. «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии при администрации города от 01.04.1994» Кириллов И.Ю. с семьей из 3 человек был поставлен на учет для получения жилой площади на общих основаниях и включен в список офицеров запаса.

Аналогичная информация содержится в выписке из протокола заседания жилищной комиссии при администрации города от 01.04.1994, утвержденного постановлением главы администрации от 05.04.1994 .

Согласно имеющимся в учетном деле на имя Кириллова И.Ю. копиям паспортов истец был зарегистрирован по адресу: <адрес> с 18.04.1994, его супруга - Кириллова И.Н. – по тому же адресу – с 26.12.2000.

Площадь данного жилого помещения составляет 50,9 кв. м (что следует из лицевого счета от 17.10.2000 , удостоверенного МУП «Жилищное и коммунальное хозяйство», в хозяйственном ведении которого находился многоквартирный дом).

Согласно выписке из домовой книги от 29.09.2000 Кириллов И.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес> с родителями (К.Э.Ю. и К.Ю.И..), т.е. всего 3 человека.

В выписке из протокола заседания жилищной комиссии от 01.10.2002 указано, что Кириллов И.Ю. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список первоочередников, как военнослужащий, участвовавший в ликвидации вооруженных конфликтов, с момента предоставления им соответствующей справки - с 29.09.2000.

В соответствии с выпиской из домовой книги от 29.08.2003 по адресу: <адрес> зарегистрировано 5 человек (истец с женой и сыном, а также родители Кириллова И.Ю.).

В соответствии с выпиской из домовой книги от 20.01.2020, выданной ООО «УК «Управдом», истец с сыном и женой по адресу: <адрес> не зарегистрированы.

Согласно выписке из ЕГРН от 03.10.2019 в собственности супруги истца – Кирилловой И.Н. имеется жилой дом общей площадью 202 кв. м, расположенный на земельном участке площадью 1537 кв. м, по адресу: <адрес>

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 24.03.2014 в период после постановки Кириллова И.Ю. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий супруге истца принадлежала квартира площадью 74,2 кв. м по адресу: <адрес> (дата госрегистрации 20.01.2012), впоследствии переведенная в нежилое помещение, используемое для коммерческой деятельности, а также квартира площадью 31,5 кв. м, расположенная по адресу <адрес> (дата госрегистрации права 28.10.2011).

Решением Торжокской городской Думы от 27.11.2012 № 144 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования город Торжок» учетная норма (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения.

21 июля 2019 года Кириллову И.Ю. было выдано удостоверение ветерана боевых действий.

Постановлением и.о. главы города Торжка от 11 октября 2019 года семья Кириллова И.Ю. (в составе 3 человек) была исключена из списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку обеспеченность семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 67,33 м2, что более учетной нормы.

Данное решение органа местного самоуправления истцом не обжаловалось.

По сообщению ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Торжка и Торжокского района Тверской области от 25.10.2019 администрация города Торжка не представляла Кириллова И.Ю. в списках льготников, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и вставшим на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленном порядке до 01.01.2005 года из числа ветеранов боевых действий, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», поэтому в список претендентов на получение субсидии на строительство или приобретение жилого помещения из числа инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших военнослужащих, признанных нуждающимися в жилье (и получивших льготный статус) до 1 января 2005 года, он включен не был.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым соглашается суд апелляционной инстанции, руководствуясь законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», ст. ст. 3, 10, 16, 23.2, 28, Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», положениями Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Тверской области от 3 декабря 2018 г. «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Тверской области» (постановлением администрации Тверской области от 14 ноября 2006 г. «О порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области»), ст. ст. 49, 51, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кириллова И.Ю.

Статья 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением.

Согласно статье 72 (пункт «к» части 1) Конституции Российской Федерации такие условия и порядок регламентируются жилищным законодательством. При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 509-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2280-О, от 17 июля 2014 года № 1662-О и др.).

Таким образом, часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленная на защиту определенных в ней категорий граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, нормы Федерального закона «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «О ветеранах», конкретизирующие порядок предоставления ветеранам жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) и единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, направленные на реализацию указанной категорией граждан права по обеспечению их жильем, и статья 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», корреспондирующая общим правилам действия жилищного законодательства во времени (статья 6 Жилищного кодекса Российской Федерации), изданы в порядке реализации указанных конституционных гарантий.

Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 г., предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Перечень категорий граждан, пользующихся правом на первоочередное предоставление жилых помещений, был определен статьей 36 Жилищного кодекса РСФСР и отдельными нормативными актами.

Согласно ст. 36 ЖК РСФСР в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам;

2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней;

3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке;

4) лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР;

5) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;

6) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая;

7) рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства;

8) матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям;

9) семьям при рождении близнецов;

10) учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений;

11) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований (введен Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ).

Законодательством Союза ССР и РСФСР право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан (в ред. Закона РСФСР от 07.07.1987).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) (утратил силу с 1 января 2013 года согласно Федеральному закону от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В статье 6 этого закона указано, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Закон РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 5 этого закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, кроме предусмотренных статьями 1 - 4 настоящего Закона, предоставляется по прибытии из указанных государств жилая площадь в первоочередном порядке.

Финансирование мероприятий, указанных в части первой, абзацах первом - пятом части второй и части третьей настоящей статьи, является расходным обязательством Российской Федерации.

В статье 7 этого закона указано, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, установленных настоящим Законом.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, предоставление жилых помещений.

Согласно подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 3 этого закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

В разделе 111 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ указано в числе прочих и выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 года, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» изложен в редакции, согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В такой редакции подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» действует с 1 января 2005 года.

Таким образом, в настоящее время ветераны боевых действий обеспечиваются жилыми помещениями в зависимости от даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, ветераны боевых действий, вставшие на такой учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с положениями статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть в общем порядке, который предусматривает признание их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для того, чтобы быть обеспеченным в порядке, установленном статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах», ветеран боевых действий должен быть принят на учет нуждающихся до 1 января 2005 года.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 февраля 2014 года № 236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав гражданина подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года.

С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.

Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Изложенное опровергает доводы стороны истца об отсутствии предусмотренной действующим законодательством нормы, предписывающей, что право на обеспечение жилым помещением имеют лишь ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Кроме того, закон от 21.01.1993 № 4328-1, на который ссылается Кириллов И.Ю. в иске и жалобе на решение суда первой инстанции, порядок и механизм обеспечения жилой площадью указанных в нем лиц непосредственно не регулирует, устанавливая лишь социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходивших военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также общие условия их социальной и правовой защиты, которые конкретизированы в других нормативно правовых актах (в частности, Федеральном законе «О ветеранах»).

Кроме того, формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, является только предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.

Норма статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, а также взаимосвязанные с ней положения статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» закрепляют как право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так и целевой порядок формирования и расходования этих средств с передачей соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации, предоставив последним право самостоятельно определять нормативно-правовыми актами форму и порядок (по договору социального найма либо в собственность) предоставления указанной меры социальной поддержки.

Как следует из пункта 7 Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Тверской области, являющегося приложением к постановлению Правительства Тверской области от 3 декабря 2018 г. «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Тверской области», государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения определены исполнительными органами государственной власти Тверской области, уполномоченными осуществлять работу по предоставлению меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем отдельных категорий граждан (в числе которых ветераны боевых действий) за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, индивидуального жилого дома.

Следовательно, требование Кириллова И.Ю. о возложении обязанности предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма как ветерану боевых действий (а не единовременную денежную выплату, как то предусмотрено действующим законодательством) не подлежало удовлетворению в отсутствие на то правовых оснований.

Кроме того, полномочия органов социальной защиты населения Тверской области по обеспечению жилыми помещениями ветеранов боевых действий органам местного самоуправления Тверской области не передавались, сам по себе учет (до октября 2019 г.) Кириллова И.Ю. с семьей администрацией города Торжка Тверской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в отсутствие критериев внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, сам по себе не мог служить основанием для удовлетворения иска о предоставлении Кириллову И.Ю. жилого помещения по договору социального найма.

Следует также отметить, что согласно п. 4 названного Порядка от 3 декабря 2018 г. в целях подтверждения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ГКУ направляют запросы в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (далее - органы местного самоуправления), которые осуществляют полномочия по учету граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, о предоставлении информации.

На основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, ГКУ актуализируют список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - список), в части исключения выбывших граждан и граждан, обеспеченных жильем, а также в части признания нуждающимися в жилье граждан, указанных в подпункте 1 пункта 2, подпункте 1 пункта 3 Порядка (пункт 9 Порядка).

Установлено, что 11 октября 2019 года семья истца была исключена из списков нуждающихся в улучшении жилищных услвий, поскольку (с учетом приведенных выше доказательств) обеспечена жилой площадью сверх учетной нормы, установленной решением Торжокской городской Думы от 27.11.2012 . Данное решение Кириллов И.Ю. не обжаловал.

С учетом изложенного, принимая по делу решение, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обеспеченность жилой площадью у истца и членов его семьи составляет 202 кв. м общей площади (по 67,33 кв. м на человека, что превышает учетную норму для г. Торжка), что не может служить основанием для сохранения за ним права на получение жилого помещения на условиях договора социального найма и других мер поддержки для лиц, нуждающихся в жилом помещении в связи с постановкой их на учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; у администрации г. Торжка отсутствуют полномочия на предоставление единовременной денежной выплаты в целях приобретения (строительства) жилья Кириллову И.Ю., а также основания для внеочередного предоставления по договору социального найма жилья, предусмотренные ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поэтому правомерно отказал в иске.

Довод истца о том, что действующим законодательством не предусмотрена его обязанность встать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения жилья по договору социального найма, он вправе претендовать на внеочередное его предоставление, противоречит приведенным выше нормам права, поэтому отклоняется судебной коллегией как необоснованный.

С учетом изложенного правовая позиция суда, изложенная в обжалуемом решении, является правильной, поскольку основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела; выводы суда основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств с соблюдением правил статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, они не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не содержат правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 9 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириллова И.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий В.В. Цветков

Судьи И.В. Абрамова

А.С. Беляк

33-2764/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кириллов И.Ю.
Ответчики
Администрация МО город Торжок
Другие
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Военный комиссариат Тверской области
ГКУ ТО "Центр социальной поддержки населения"
Суд
Тверской областной суд
Судья
Абрамова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
25.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2020Передано в экспедицию
25.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее