УИД 01RS0№-85
К делу №
ФИО3 ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО4
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2022 г. <адрес>
ФИО3 городской суд Республики ФИО4 в составе: председательствующего судьи Сташ И.Х.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием:
истицы ФИО2,
представителя ответчика Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» ФИО7,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по управлению имуществом муниципального образования «ФИО3 Майкоп» ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, и является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом I группы, и проживающей с истицей по вышеуказанному адресу.
С 1997 года дочь истицы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением ФИО3 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана недееспособной.
Постановлением Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № истица ФИО2 назначена опекуном недееспособной ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, принадлежащий истице, расположенный по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, в соответствии с заключением независимого эксперта, был признан аварийным.
В соответствии с выпиской из распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 поставлена на учет в Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении в списке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Неоднократные обращения истицы о предоставлении жилого помещения, в связи с вышеуказанными основаниями, однако требования данные остались без удовлетворения, в связи с чем, истица обратилась в суд с настоящим иском.
ФИО2 просила обязать Администрацию муниципального образования «ФИО3 Майкоп» предоставить ей во внеочередном порядке, в рамках улучшения и жилищных условий, жилое помещение, площадью, в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.
В судебном заседании ФИО2 просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» ФИО7, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по управлению имуществом муниципального образования «ФИО3 Майкоп» ФИО8 в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства финансов Республики ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представлены возражения относительно заявленных исковых требований, согласно которых к компетенции Министерства финансов Республики ФИО4 не относиться предоставление жилья по основаниям, указанным в настоящем иске.
В соответствии с п. 3, п. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО2 является собственницей и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Республика ФИО4, <адрес>.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что истица является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом I группы, и проживающей с истицей по вышеуказанному адресу.
Решением ФИО3 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана недееспособной.
Постановлением Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № истица ФИО2 назначена опекуном недееспособной ФИО1
Согласно доводам иска, с 1997 года дочь истицы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО2, составом семьи пять человек, включена на учет в Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп», в качестве нуждающейся в жилом помещении в общем списке, в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь, в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Распоряжением Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилой дом, расположенный по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, признан непригодным для проживания, вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с представленным истицей заключением независимой строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, аварийное, не соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Кроме того, в соответствии с представленной выпиской из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, составом семьи из пяти человек, включена на учет в список малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В силу ч. 1, п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО2, составом семьи пять человек, состоит на учете в Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп», в качестве нуждающейся в жилом помещении в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Нам основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действующее жилищное законодательство, в частности п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 1, п. 6 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем, в том числе, признания жилищного права, иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В силу ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 вышеуказанного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что принадлежащий истице жилой дом, расположенный по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, признан непригодным для проживания, вследствие ухудшения технического состоянии, является аварийным и не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Иные доказательства, опровергающие доводы истицы в части непригодности принадлежащего ей жилого дома к проживанию, суду не представлены, в связи с чем, суд считает заявленные исковые требования ФИО2, как собственницей аварийного жилого помещения, законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, исследовав материалы дела, представленные доказательства, в совокупности с пояснениями лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что доводы истца нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования «ФИО3 Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «ФИО3 Майкоп» предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке, по договору социального найма в рамках улучшения и жилищных условий, жилое помещение, площадью, в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО4 через ФИО3 городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись Сташ И.Х.