Решение по делу № 2-3585/2020 от 03.09.2020

Дело №2-3585/2020

64RS0045-01-2020-005666-35

Решение

Именем Российской Федерации

16 октября 2020 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,

при ведении протоколом помощником судьи Зайцевой С.В., секретарем Сдобниковой А.О.,

с участием представителя истца Ерофеевой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулахметова В.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, третье лицо: министерство финансов <адрес>, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Кулахметов В.А. обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование своих требований Кулахметов В.А. указал, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области. До настоящего времени Кулахметов В.А. жилым помещением не обеспечен. Ответчиком решение о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма не принято, жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», а также на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит суд обязать ответчика предоставить Кулахметову В.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее принятых в <адрес> социальных норм во внеочередном порядке за счет средств регионального бюджета, взыскать судебные расходы.

Истец Кулахметов В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель истца Ерофеева А.Г. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать ответчика передать Кулахметову В.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в <адрес> во внеочередном порядке за счет средств регионального бюджета, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300руб., почтовые расходы в размере 139,20 руб.

Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> Ляхов Н.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в котором просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что предоставление жилых помещений осуществляется по мере формирования государственного жилищного фонда области. В настоящее время свободными жилыми помещениями, находящимися в собственности <адрес>, министерство не располагает.

Третье лицо министерство финансов <адрес> о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, возражений по заявленному иску не представило.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Срок действия договора найма предоставляемого специализированного жилого помещения составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вступившая с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно положениям абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На территории <адрес> обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» (далее – <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее – лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3).

Согласно ст. <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее – специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет. Принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет (ч. 10 ст. <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ).

В ст. <адрес> -ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в законодательстве обстоятельств. Таким образом, у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства с момента присвоения специального статуса. Указанное право носит заявительный характер, с момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению такому гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

Согласно материалам дела Кулахметова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ КулахметовВ.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области (л.д.12).

Судом установлено, что права Кулахметов В.А. имеет право собственности на жилое помещение, площадью 48,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, которое признано непригодным для проживания (л.д. 21-22, 30-36).

Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего утратил основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.

Согласно ч.1.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе однократно по заявлению, поданному в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области либо по письменному согласию предоставить такое право уполномоченному государственному органу области.

Кулахметова В.А. может быть обеспечен жилым помещением из специализированного государственного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м, которая предусмотрена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗCO «О предоставлении жилых помещений в <адрес>».

Нахождение Кулахметова В.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилое помещение не предоставлено.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании приведенных положений закона, оценивая все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Кулахметова В.А. подлежат удовлетворению в части возложения на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанности предоставить жилое помещение в <адрес>. Возможность выбора конкретного района в муниципальном образовании, которое избрано для предоставления жилого помещения, не предусмотрена законом.

Вместе с тем требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке не подлежат удовлетворении ввиду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ в действующей редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение не определен, очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения отсутствует. То есть предусмотрено незамедлительное решение вопросов, связанных с предоставлением жилых помещений по достижении возраста 18 лет.

Таким образом, необходимость обеспечения возможности осуществления права определяется непосредственно после его возникновения. Правовое регулирование общих сроков исполнения вступившего в законную силу решения суда осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с чем с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 139,2 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кулахметова В.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Кулахметову В.А. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30 квадратных метров, по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в <адрес>.

Взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу Кулахметова В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 139,2 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Ю. Гурылева

2-3585/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кулахметов Владимир Александрович
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Другие
представитель истца Ерофеева Алла Геннадиевна
Правительство Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Гурылева Екатерина Юрьевна
Дело на странице суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
03.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2020Передача материалов судье
10.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее