Дело №2-2445/2021
74RS0031-01-2021-003505-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2021 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Кульпина Е.В.
при секретаре: Шикуновой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудиковского С.В. к ФКУ ИК-18 г. Магнитогорск ГУФСИН России по Челябинской области о признании решений о наложении дисциплинарных взысканий незаконными, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Рудиковский С.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-18 г. Магнитогорск ГУФСИН России по Челябинской области о признании решений о наложении дисциплинарных взысканий незаконными, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что в марте 2017 года прибыл в ФКУ ИК-18 г. Магнитогорск ГУФСИН России по Челябинской области для отбывания наказания.
В этот период он подвергался пыткам, насилию, истязанию унижающими человеческое достоинство, в результате чего его физическому и моральному состоянию здоровья был нанесен существенный вред.
По прибытию в ФКУ ИК-18 г. Магнитогорск ГУФСИН России по Челябинской области он не был помещен в карантинное отделение до 15 суток и не осматривался врачом с целью выявления имеющихся заболеваний, а также в отношении истца не проводилось комплексной санитарной обработки. Вместо карантинного отделения он был помещен в камеру с ненадлежащими условиями, где его удерживали без объяснения причин. Кроме того, ему не были выданы вещи, постельное белье, средства личной гигиены и индивидуальная столовая посуда. Истец не был ознакомлен со своими правами и обязанностями, порядком и условиями отбывания наказания. Он подвергался незаконным дисциплинарным взысканиям в виде выдворения в штрафной изолятор за правонарушения, которые им не совершались.
Таким образом, ответчиком были существенно нарушены его права, свободы и законные интересы, гарантированные действующим законодательством.
Просит признать незаконными решения администрации ФКУ ИК-18 г. Магнитогорск ГУФСИН России по Челябинской области о наложении на него дисциплинарных взысканий от 4.03.2017г, 7.03.2017г., 9.03.2017г., 10.03.2017г., 15.03.2017г. в виде водворения в штрафной изолятор (ШИЗО), от 7.03.2017г. 9.03.2017 в виде перевода в помещения камерного типа (ПКТ) в единое помещение камерного типа (ЕПКТ. Взыскать с ответчика за нарушение его прав компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.
Истец Рудиковский С.В. находится в местах лишения свободы, в судебном заседании участвовал посредством видеоконференцсвязи. Заявленные требования подержал в полном объеме.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 18 ГУФСИН России по Челябинской области, действующая на основании доверенности от 14 декабря 2020 года - Соловьева Г.А. (л.д. 140) в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения (л.д. 37), а также дополнения к отзыву на исковое заявление (л.д.146-148), заявила о пропуске истцом срока обращения в суд. В письменных возражениях указала, что по прибытию в учреждение Рудиковский С.В. был помещен в карантин на 15 суток для проверки документов, здоровья на предмет выявления инфекционных заболеваний, санитарной обработки. Кроме того, истец был обеспечен вещевым довольствием и гигиеническими принадлежностями в соответствии с установленными нормами, что подтверждается справкой с приложениями. Документация по выдворению истца в штрафной изолятор содержится только в личном деле истца и не может быть представлена ответчиком. Ответчик предоставляет только справку, подтверждающую факты выдворения истца в штрафной изолятор. Рудиковский С.В. имел право обжаловать Постановление о выдворении его в ШИЗО в течение 3 месяцев, т.е. до 17.06.2017 года. Причины пропуска срока на обжалование истцом не указаны. Требуя возмещения морального вреда, истец не указывает в чем были выражены его страдания и переживания.
При отбывании наказания в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области к Рудиковскому С. В. применялись меры взыскания:
- 04.03.2017 года водворение в ШИЗО за невежливое обращение к сотруднику учреждения,
- 07.03.20 17 года водворение в ШИЗО за нецензурную брань,
- 09.03.20 17 года перевод в единые помещения камерного типа (ЕПКТ) за нарушение правил внутреннего распорядка,
-10.03.20 17 года водворение в ШИЗО за нецензурную брань,
-15.03.2017 года водворение в ШИЗО за невежливое обращение к сотруднику учреждения.
В силу ст. 115 УИК РФ - а нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применять следующие меры взыскания:
в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
В силу статьи 117 УИК РФ - при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения, до наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.
Взыскание в виде водворения ШИЗО и переводе в единые помещения камерного типа наложены в письменной форме, в срок установленный законом, начальником исправительного учреждения.
Рудиковскому С.В. предлагалось дать письменное объяснение по факту допущенных нарушений. От дачи объяснения Рудиковский С.В. отказался, о чем составлены соответствующие акты.
Учитывая изложенное, ответчик считает, что постановления о применении к Рудиковскому С.В. мер взыскания в виде водворения в ШИЗО и переводе в помещения камерного типа приняты в соответствии с УИК РФ.
Оснований для признания незаконными и отмене постановлений о применении к Рудиковскому С.В. мер взыскания в виде водворения в ШИЗО и переводе в помещения камерного типа не имеется.
Таким образом, со стороны должностных лиц ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области не допущено в отношении Рудиковского С.В. нарушений требований статей Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, так и не совершены какие-либо незаконные действия (бездействия), причинившие вред Рудиковскому С.В., что явилось бы основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые ссылается Рудиковский С.В., возложена на Истца.
Вместе с тем, Ответчик считает, что Истец не представил доказательств несения им нравственных или физических страданий, которые находились бы в причинно-следственной связи с моральным вредом причиненного действиями (бездействием) ФКУ ИК- 18 ГУФСИН России по Челябинской области при отбывании наказания Рудиковским С.В.
Признак незаконности является обязательным для установления наступления деликтной ответственности с учетом оснований, изложенных в иске. Поскольку истцом не доказан как сам факт незаконности каких-либо действий ответчика, так и факт причинения какого-либо вреда, просила в удовлетворении искового заявления Рудиковского С.В. отказать в полном объеме (л.д. 146-148).
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям:
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ, при этом в соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, а при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, также суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда, в том числе, вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Для возложения ответственности по возмещению вреда по общим правилам необходимы в совокупности следующие условия: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда и вина причинителя вреда. Обязанность доказывания наличия трех первых условий возлагается на истца.
Учитывая изложенное, лицо, заявляющее требование о компенсации морального вреда, должно представить суду доказательства в обоснование своих требований.
В связи с тем, что Рудиковским С.В. вместе с требованиями об оспаривании действий, заявлено требование о компенсации морального вреда, данный иск был принят и производству и рассматривается судом в рамках Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Рудиковский С.В. 04 марта 2017 года прибыл в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области, 17 марта 2017 года убыл в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Челябинской области. В период отбывания наказания жалоб от осужденного не поступало. За указанный период Рудиковский С.В. обеспечивался необходимыми видами имущества. При убытии из учреждения данный осужденный был обеспечен индивидуальным рационом питания (л.д. 43, 49, 50, 51).
Согласно справке ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области за период отбывания наказания в учреждении с 04.03.2017 по 17.03.2017 Рудиковский С.В. привлекался к дисциплинарной ответственности: 04.03.2017 года Постановлением № 243 от 04.03.2017 выдворен в ШИЗО за невежливое обращение к сотруднику учреждения; 07.03.2017 Постановлением № 254 от 07.03.2017 выдворен в ШИЗО за нецензурную брань; 09.03.2017 Постановлением № 255 от 09.03.2017 выдворен в ЕПКТ за нарушение правил внутреннего распорядка; 10.03.2017 Постановлением № 274 от 10.03.2017 выдворен в ШИЗО за нецензурную брань (л.д. 44, 70, 80, 90, 100).
04 марта 2017 года Рудиковский С.В. осмотрен работником медчасти на наличие заболеваний (л.д. 68), о чем свидетельствует его подпись в согласии на медицинское вмешательство (л.д. 69).
Согласно рапортов сотрудников учреждения при проведении личного обыска осужденного Рудиковского С.В. прибывшего этапом без видимых на то причин стал грубить, хамить, разговаривал на повышенных тонах. На требование сотрудников успокоиться и вести себя корректно, Рудиковский С.В. не отреагировал, продолжал хамить. От дачи письменного объяснения отказался, о чем составлен соответствующий акт (л.д.78). В устной беседе факт нарушения не отрицал, но пояснить по данному факту ничего не смог. На меры воспитательного характера не реагировал, свое поведение считал «нормальным» (л.д. 73, 75, 76, 115, 118, 119, 120, 121).
07 марта 2017 года и 10 марта 2021 года во время обхода камер ШИЗО осужденный Рудиковский С.В. в разговоре с сотрудником стал употреблять нецензурные слова. На замечания не отреагировал, от письменных объяснений отказался (л.д. 83, 85, 86, 95, 96).
Каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья находиться в едином помещении камерного типа, не имелось (л.д. 123).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также анализируя действующее законодательство, суд приходит к выводу о том, что права осужденного Рудиковского С.В. нарушены не были.
Анализ исследованных по делу доказательств свидетельствует об отсутствии в действиях администрации ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области нарушений положений действующего законодательства. Оснований для признания незаконным действий ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области судом в ходе судебного разбирательства не установлено.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).
Системный анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что условия содержания лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Приведенные в исковом заявлении доводы о том, что действиями ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области унижено его человеческое достоинство являются надуманными и доказательствами не подтверждены.
Учитывая, что нарушение прав заявителя не установлено, оснований для признания незаконными действия ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области не имеется.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств в обоснование своих требований, равно как не доказано, что он пережил нравственные и физические страдания, включая ухудшение или реальную угрозу ухудшения здоровья, причиненные неправомерными действиями сотрудников ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области, суд приходит к выводу о том, что совокупности элементов вышеуказанного состава по делу не усматривается, соответственно, оснований для возложения на сторону ответчика ответственности в виде взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Кроме того, стороной ответчика было заявлено о пропуске срока обращения в суд.
Как указывает сам Рудиковский С.В. о нарушении своих прав, он узнал после убытия из ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области, т.е. после 17.03.2017 года. С иском в суд Рудиковский С.В. обратился 05 мая 2021 года, то есть с пропуском срока.
Рудиковский С.В. не предоставил суду в соответствии с требованиями ст. 12, ч. 1 ст. 56, ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ допустимых и достоверных доказательства, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Рудиковского С.В. следует отказать в полном объеме.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░-18 ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░ 2021 ░░░░.