Решение по делу № 2а-287/2021 от 02.07.2021

Дело № 2а-287/2021

                                                                           УИД 44RS0013-01-2021-000545-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2021 года                                                                   п.Красное-на-Волге

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Артимовской А.В.,

при секретаре Поленовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности произвести в установленном законом порядке постановку на кадастровый учет, государственную регистрацию права на муниципальное имущество - автомобильную дорогу д. <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, д. <адрес>, в том числе по улицам: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести в установленном законом порядке государственную регистрацию права на муниципальное имущество - автомобильную дорогу д. <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., расположенную по адресу: <адрес>, д. <адрес>, в том числе по улицам: <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км.Свои требования прокурор Красносельского района Костромской области мотивировал тем, что прокуратурой Красносельского района проведена соблюдения законодательства регулирующего учет и содержание муниципальной собственности, проверка соблюдения требований гражданского законодательства в деятельности Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в ходе которой выявлены нарушения. Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Прискоковского сельского поселения.

Согласно реестру муниципальной собственности муниципального образования Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района, утвержденному решением совета депутатов Прискоковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , в муниципальную собственность Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района входят, в том числе <данные изъяты> объектов недвижимого имущества - автомобильные дороги общего пользования местного значения общей протяженностью <данные изъяты> км, в том числе, автомобильная дорога д. <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., расположенную по адресу: <адрес>, в том числе по улицам: <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный номер <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км.

        Указанные объекты недвижимости являются муниципальным имуществом и, исходя из системного толкования вышеприведенных норм, право на указанное недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

В нарушение требований действующего законодательства администрацией Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района государственная регистрация права собственности на указанные автомобильные дороги общего пользования местного значения не осуществлялась; каких-либо мер к осуществлению государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества администрацией сельского поселения не принималось.

По данному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего учет и содержание муниципальной собственности, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) на представление в части выявленных нарушений указано, что администрацией поселения меры к осуществлению государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования не принимались в связи с недостаточностью необходимых средств в бюджете. Финансовые средства на проведение государственной регистрации недвижимости в соответствии с требованиями законодательства будут предусмотрены в бюджете поселения на 2020 год в случае поступления дополнительных источников финансирования.

В ответе администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры района указано, что государственная регистрация права муниципальной собственности на автомобильную дорогу д. <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., не осуществлялась.

Непринятие мер к регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования создает угрозу безопасности дорожного движения, а следовательно, жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, пользователей автомобильных дорог.

Кроме того, выявленные нарушения могут привести к неэффективному использованию муниципального имущества, существенным недостаткам при его эксплуатации, в том числе посредством противоправных действий заинтересованных лиц, и, в конечном итоге, к выбытию объектов недвижимости из состава муниципальной собственности.

Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным, и, в силу различных причин, меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. В связи с вышеизложенным прокурор Красносельского района в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ и обратился с административным исковым заявлением в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Касаткина М.А. административный иск поддержала, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что до настоящего времени автомобильная дорога на кадастровый учет не поставлена и государственная регистрация права не осуществлена.

В судебном заседании представитель административного ответчика Прискоковское сельское поселение Красносельского муниципального района Костромской области Бурков А. Д. исковые требования признал частично, признал требования в части необходимости осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности, полагал, что в заявленный истцом срок - до ДД.ММ.ГГГГ ответчик не сможет выполнить работы, просил установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание заинтересованное лицо по делу - Управление Росреестра по Костромской области своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Одновременно указали, что государственная регистрация права собственности на автомобильную дорогу без государственного кадастрового учета данного объекта недвижимости не может быть осуществлена. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 14 и статьей 21 Закона о регистрации недвижимости. Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п.4 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, принятого решением Собрания депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>)

Согласно ч.ч. 1, 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 130, ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В силу п.п. 1, 3 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Частью 5 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу положений, предусмотренных ч. 6 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что бремя содержания имущества несет собственник.

В соответствии с Уставом Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в собственности сельского поселения может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района проведена проверка соблюдения законодательства регулирующего учет и содержание муниципальной собственности, проверка соблюдения требований гражданского законодательства в деятельности администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.

Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Прискоковского сельского поселения.

Согласно реестру муниципальной собственности муниципального образования Прискоковского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальной собственностью Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района являются в частности <данные изъяты> объектов недвижимого имущества - автомобильные дороги общего пользования местного значения, общей протяженностью <данные изъяты> км, в том числе автомобильная дорога д. <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., расположенную по адресу: <адрес>, д. <адрес>, в том числе по улицам: <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км.

Указанные объекты недвижимости являются муниципальным имуществом и, исходя из системного толкования вышеприведенных норм, право на указанное недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации.

В нарушение требований действующего законодательства администрацией Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района государственная регистрация права собственности на указанные автомобильные дороги общего пользования местного значения не осуществлялась; каких-либо мер к осуществлению государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества администрацией сельского поселения не принималось.

По данному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района направлено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего учет и содержание муниципальной собственности (л.д.<данные изъяты>).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) на представление в части выявленных нарушений указано, что принимаются меры по устранению отмеченных в представлении нарушений закона. На Совете депутатов Прискоковского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о реестре муниципального имущества Прискоковского сельского поселения. С ДД.ММ.ГГГГ реестр объектов муниципальной собственности будет приведен в соответствие с требованиями Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. Администрацией не принимались меры к осуществлению государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования в связи с недостаточностью необходимых средств в бюджете.

Финансовые средства на проведение государственной регистрации недвижимости в соответствии с требованиями законодательства будут предусмотрены в бюджете поселения на 2020 год в случае поступления дополнительных источников финансирования (л.д.13).

Вместе с тем, суд полагает, что непринятие мер к постановке этих объектов на кадастровый учет и регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования создает угрозу безопасности дорожного движения, а следовательно, жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, пользователей автомобильных дорог.

Выявленные нарушения, могут привести к неэффективному использованию муниципального имущества, существенным недостаткам при его эксплуатации, в том числе посредством противоправных действий заинтересованных лиц, и, в конечном итоге, к выбытию объектов недвижимости из состава муниципальной собственности.

Для регистрации права собственности на объект недвижимости он должен быть идентифицирован и поставлен на кадастровый учет.

Доказательств, объективно подтверждающих невозможность выполнить работы по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на муниципальное имущество в срок, указанный в иске - ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не приведено.

При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> обоснованные и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Красносельского района Костромской области к администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности произвести в установленном законом порядке постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на муниципальное имущество, удовлетворить.

Обязать администрацию Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести в установленном законом порядке постановку на кадастровый учет, государственную регистрацию права на муниципальное имущество - автомобильную дорогу д. <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., расположенную по адресу: <адрес>, в том числе по улицам: <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью 0,15 км., <адрес>, идентификационный , протяженностью км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км., <адрес>, идентификационный , протяженностью <данные изъяты> км.

Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.

                          Судья                                               А.В. Артимовская

2а-287/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красносельского района Костромской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц
прокурор Красносельского района КО
Ответчики
администрация Прискоковского с/поселения
Другие
Управление росреестра КО
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Артимовская Анна Васильевна
Дело на сайте суда
krasnoselsky.kst.sudrf.ru
02.07.2021Регистрация административного искового заявления
02.07.2021Передача материалов судье
06.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее