№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Омутинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Оглоблиной Т.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации <адрес> сельского поселения, администрации <адрес> муниципального района, возложении обязанности в устранении допущенных нарушений закона и взыскании морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации <адрес> сельского поселения, администрации <адрес> муниципального района, возложении обязанности в устранении допущенных нарушений закона и взыскании морального вреда.
Требования мотивированы тем, что ФИО3 является ветераном боевых действий на <адрес> Кавказе, в связи с чем был включен в список граждан, принятых на учёт для улучшения жилищных условий по месту жительства, в <адрес> сельской администрации с ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 состоял в общей очереди списка граждан, принятых на учёт для улучшения жилищных условий в <адрес> сельской администрации, и значился под номером №, в льготной очереди под номером №. Данное обстоятельство подтверждается справкой № <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2019 году ФИО3 узнал, что снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
<адрес> проведена проверка по обращению ФИО3 по факту нарушения его жилищных прав, которой были выявлены нарушения законодательства в деятельности администрации <адрес> муниципального района:
Указанной проверкой установлено, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 заключен договор купли-продажи указанного жилого дома, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация перехода права собственности.
В связи с указанными обстоятельствами, по информации администрации <адрес> муниципального района, ФИО3 был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. При этом, до настоящего времени им не утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, ФИО3 при наличии оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, незаконно и необоснованно снят с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. В нарушение требований закона, ФИО6 решение о снятии с учета не направлялось, что является нарушением процедуры снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для устранения нарушений закона, ФИО3, был вынужден неоднократно обращаться в органы прокуратуры, а также в администрацию <адрес> муниципального района с просьбой о восстановлении его в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, получив ДД.ММ.ГГГГ незаконный отказ.
За защитой своих нарушенных прав ФИО3 обратился в суд. Решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, на администрацию <адрес> муниципального района возложена обязанность по восстановлению ФИО3 в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Только после принятия судебного решения, администрацией <адрес> муниципального района вынесено постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении ФИО3 в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в администрацию <адрес> муниципального района с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального района вынесено незаконное постановление №-п «Об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты».
В результате проверки проведенной прокуратурой <адрес>, в адрес главы администрации <адрес> муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона и принесен протест на постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты».
Только после вмешательства прокуратуры, администрацией <адрес> муниципального района вынесено постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ, о признании ФИО3, претендентом на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий.
Таким образом, действия администрации <адрес> сельского поселения по снятию ФИО3 с учета как лица, нуждающегося в жилом помещении и не направлении ему указанного решения, а также действия администрации <адрес> муниципального района, заключающиеся в отказе в восстановлении его в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении и в отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты, являются незаконными, так как прямо противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего порядок оказания мер социальной поддержки ветеранам боевых действий.
В соответствии с решением думы <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации администрации <адрес> сельского поселения» учетные дела граждан, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и учетные журналы, были переданы в администрацию <адрес> муниципального района, которая также приняла права, обязанности и ответственность по оказанию мер социальной поддержки ветеранам боевых действий на территории <адрес>.
В результате вышеуказанных, противоправных действий администрации <адрес> сельского поселения и администрации Юргинского муниципального района ФИО3 причинен моральный вред.
На протяжении пятнадцати лет ФИО3 лишен возможности получить жилое помещение, положенное ему по закону. Вместе с тем, жизненная позиция истца заключалась в безусловном доверии решениям, принятым представителями власти, и осознание незаконности действий должностных лиц, установленной неоднократными проверками прокуратуры, повергло его в шок. Истец утратил веру в законность и безусловный авторитет муниципальной власти в <адрес>. Ранее имевшая для него глобальный авторитет, администрация муниципального района, неоднократно совершила действия, которые противозаконны. В результате противоправных действий должных лиц администрации истец был лишен права на нормальное существование в обществе. Данные факты говорят о полном безразличии и невежественности, со стороны должностных лиц муниципального образования по отношению к правам граждан. Мотивы незаконного поведения органа власти, при нарушении прав истца, установить невозможно. Отсутствие здравого смысла в действиях должностных лиц, при вынесении незаконных решений, еще более угнетает его, причиняя невосполнимый нравственный урон и нравственные страдания. Восстанавливая свои нарушенные права в различных инстанциях и органах власти, на протяжении длительного периода времени, ФИО3 испытывает нравственные страдания, постоянные психологические переживания, стрессы и волнения, у него ухудшились сон и аппетит. Он чувствует себя униженным и обманутым органами власти, призванными защищать его права и оказывать меры социальной поддержки.
Нравственные страдания представляют собой эмоционально-волевые переживания человека и выражаются в чувстве любого рода дискомфорта, унижения, стыда, ущербности, подавленности, отчаяния, раздражения, гнева и т. п.
Моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, причиненный ФИО3 в результате незаконных действий администрации <адрес> сельского поселения и администрации <адрес> муниципального района, нарушающих его личные неимущественные права и посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага, истец оценивает в 1 500 000 рублей.
Просит суд с учетом уточненных требований признать незаконными действия администрации Юргинского сельского поселения по снятию ФИО3 с учета как лица, нуждающегося в жилом помещении и не направлении ему указанного решения.
Признать незаконными действия администрации <адрес> муниципального района: от ДД.ММ.ГГГГ, заключающиеся в отказе в восстановлении истца в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении; от ДД.ММ.ГГГГ, заключающиеся в отказе в признании истца претендентом на получение социальной выплаты; от ДД.ММ.ГГГГ, заключающиеся в исключении истца из списка граждан - получателей социальной выплаты в 2022 году по <адрес> муниципальному району.
Обязать администрацию <адрес> муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения закона, восстановить ФИО3 в списке граждан - получателей социальной выплаты в 2022 году по <адрес> муниципальному району.
Взыскать с администрации <адрес> муниципального района <адрес>, за счет казны муниципального образования - причиненный ФИО3 моральный вред в размере 1 500 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО8 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца администрации <адрес> муниципального района ФИО9, действующая на основании прав по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.
Третье лицо прокуратура <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям:
Судом установлено, что ФИО3 был включён в список граждан, принятых на учёт для улучшения жилищных условий по месту жительства в <адрес> сельской администрации с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
На ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 состоял в общей очереди списка граждан, принятых на учёт для улучшения жилищных условий в <адрес> сельской администрации, и значился под номером №, в льготной очереди под номером 33.
Порядок оказания мер социальной поддержки урегулирован Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее-Постановление <адрес> №-п).
В соответствии с п.п. «б» п.3 Постановления <адрес> №-п, право на получение социальных выплат имеют ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 участвовал в боевых действиях на территории Северного Кавказа региона Российской Федерации, является ветераном боевых действий.
Согласно пп.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых повешениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Уполномоченным органом было принято решение о снятии ФИО3 с учёта, с нарушением процедуры снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На обращение ФИО3 к главе Юргинского муниципального района по вопросу восстановления в очереди на учёт граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об отказе в восстановлении в очереди ФИО5 (л.д. 62).
Решением <адрес> районного суда <адрес> по гражданскому делу № (оставленным без изменения апелляционным определением Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) по иску ФИО3 к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности по восстановлению на учете для улучшения жилищных условий по месту жительства в список граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий, предоставлении жилого помещения вне очереди либо выплате денежной компенсации, иск ФИО3 удовлетворён частично.
На администрацию <адрес> муниципального района <адрес> возложена обязанность по восстановлению ФИО3 на учете для улучшения жилищных условий по месту жительства в список граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано (л.д. 26-28).
Постановлением администрации Юргинского муниципального района «О восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении» от 24.11.2021г. № ФИО6 восстановлен в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 29).
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, истцом ФИО3 заявлено требование о признании незаконными действия администрации <адрес> сельского поселения по снятию ФИО3 с учета как лица, нуждающегося в жилом помещении и не направлении ему указанного решения и признании незаконными действиями администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в отказе в восстановлении истца в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение суда по спорному вопросу и исполненное администрацией <адрес> муниципального района в этой части, заявленные требования истца ФИО3 о признании незаконными действия администрации <адрес> сельского поселения по снятию ФИО3 с учета как лица, нуждающегося в жилом помещении и не направлении ему указанного решения, а также признании незаконными действиями администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в отказе в восстановлении истца в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, удовлетворению не подлежат.
В части заявленного истцом ФИО3 требования о признании незаконным действия администрации <адрес> муниципального района об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты суд исходит из следующего:
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Юргинского муниципального района ФИО3 уведомлён о том, что ему отказано в признании претендентом на получение социальной выплаты для обеспечения жильём, изъявившего улучшить жилищные условия (л.д. 30-31).
Основанием для принятия такого решения явилось то, что из представленных документов установлено, что ФИО3, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. добровольно ухудшил жилищные условия – отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности (л.д. 30-31).
<адрес> принесен протест на постановление администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты» (л.д. 34-35, 39).
Постановление администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об отказе в признании претендентом на получение социальной выплаты» признано утратившим силу (л.д. 80).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Юргинского муниципального района №-п «О признании претендентом на получение социальной выплаты» ФИО3 признан претендентом на получение социальной выплаты (л.д. 37, 80).
Поскольку обжалуемое постановление уже признано утратившим силу, заявленные требования ФИО3 в этой части удовлетворению не подлежат.
Относительно заявленных требований ФИО3 о признании незаконным действий администрации <адрес> муниципального района в исключении истца из списка граждан – получателей социальной выплаты в 2022 году по <адрес> муниципальному району, а также обязать администрацию <адрес> муниципального района восстановить ФИО3 в списке граждан-получателей социальной выплаты в 2022 году по <адрес> муниципальному району, суд исходит из следующего:
Порядок оказания мер социальной поддержки регламентирован Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О ветеранах", Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее - Постановление <адрес> №-п).
В соответствии с п. п. "б" п.3 Постановления <адрес> N 193-п, право на получение социальных выплат имеют ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> муниципального района «Об утверждении списков граждан» от 05.04.2022г. ФИО3 включен и утвержден в список граждан-получателей социальной выплаты в 2022 году по <адрес> муниципальному району из числа ветеранов боевых действий, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Главного управления строительства <адрес> «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № -од» от ДД.ММ.ГГГГ №-од ФИО3 был внесен в список граждан на получение социальной выплаты в 2022 году.
В соответствии с п. 16 Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" граждане, которые с намерением признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и получения социальной выплаты совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:
- отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;
- неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности;
- вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением супруга (супруги), родителей, несовершеннолетних детей заявителя);
- невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением.
В срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации заявления, по результатам проверки документов орган местного самоуправления принимает решение о признании заявителя претендентом на получение социальной выплаты либо об отказе в признании заявителя претендентом на получение социальной выплаты с направлением заявителю (способом, указанным в заявлении) уведомления о принятом решении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м., а ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 заключен договор купли-продажи указанного жилого дома и произведена государственная регистрация перехода права собственности на ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 заключил договор купли-продажи и зарегистрировал право собственности квартиры по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 по договору дарения земельного участка и расположенной на нем квартиры по адресу: <адрес> регистрирует право собственности на ФИО2. В связи с чем, ФИО3 обязан был предоставить в орган местного самоуправления (администрацию <адрес> сельского поселения) документы, подтверждающие изменения его жилищных условий.
В ходе проверки администрацией представленных документов выяснилось, что ФИО3, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, добровольно ухудшил свои жилищные условия, а именно совершил отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего ему на праве собственности (л.д. 51-54).
В соответствии с п.п. «г» п. 30 Порядка постановлением администрации <адрес> муниципального района «Об исключении из списка» от 09.06.2022г. №-п ФИО3 исключен из списка граждан-получателей социальной выплаты в 2022 году по <адрес> муниципальному району.
При этом, ФИО3 разъяснено, что он имеет право согласно п.19 Порядка на повторное обращение в орган местного самоуправления после устранения основания для отказа, указанного в подпункте «б» пункта 17 Порядка, а именно когда истечет пятилетний срок со дня совершения гражданином действий, указанных в подпункте «г» пункта 17 Порядка.
При таких обстоятельствах, требование истца ФИО10 о признании незаконным действий администрации <адрес> муниципального района в исключении истца из списка граждан – получателей социальной выплаты в 2022 году по <адрес> муниципальному району, а также обязать администрацию № муниципального района восстановить ФИО3 в списке граждан-получателей социальной выплаты в 2022 году по Юргинскому муниципальному району не основано на законе, так как противоречит нормам, указанным в постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п. «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в редакции от 18.03.2022г. №-п, а именно подпункту «г» пункта 30 совершение гражданином действий, указанных в абзацах двадцать третьем - двадцать седьмом пункта 16 Порядка (отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности).
Заявленные требования истца ФИО3 о взыскании с администрации <адрес> муниципального района причинённого ФИО3 морального вреда в размере 1 500 000 рублей удовлетворению не подлежат.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Однако истцом не доказано причинение моральных и нравственных страданий, причиненных какими-либо действиями (бездействием) со стороны администрации <адрес> муниципального района в адрес истца.
Кроме того, поскольку исковые требования ФИО3 к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации <адрес> сельского поселения, администрации <адрес> муниципального района, возложении обязанности в устранении допущенных нарушений закона являются необоснованными, судом оставлены без удовлетворения, в удовлетворении производного от этих требований требования истца о компенсации морального вреда также следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 55, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации Юргинского сельского поселения, администрации Юргинского муниципального района, возложении обязанности в устранении допущенных нарушений закона и взыскании морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Тюменский областной суд через <адрес> районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Т.А. Оглоблина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>