Решение по делу № 2а-2289/2021 от 01.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2021 года                                  <адрес>

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Большовой Е.В.,

при секретаре Батраковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2289/2021 по уточненному административному иску Рубцова Дмитрия Витальевича, Булатовой Светланы Николаевны, Абрамова Владимира Борисовича, Исмаилова Шахмира Мохума оглы, Петровой Галины Анатольевны, Кисляковой Надежды Геннадьевны, Смирновой Светланы Сергеевны, Копытцева Сергея Петровича, Горшковой Ирины Геннадьевны к администрации г.Тула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по подводу к земельным участкам объектов инфраструктуры,

установил:

    административные истцы Рубцов Д.В., Булатова С.Н., Абрамов В.Б., Исмаилов Ш.М. оглы, Петрова Г.А., Кислякова Н.Г., Смирнова С.С., Копытцев С.П., Горшкова И.Г. обратились в суд с административным иском к администрации города Тулы о признании незаконным бездействия по организации в отношении предоставленных земельных участков вопросов в сфере газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, возложении обязанности по подведению к земельным участкам объектов инфраструктуры, мотивировав тем, что им и членам их семей, относящимся к категории многодетных, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства бесплатно предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, расположенные в северной части Зареченского района города Тулы. С момента выделения и передачи в собственность земельных участков в качестве меры социальной поддержки прошло много лет, обязанность публичного органа по обеспечению каждого земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования возводимыми жилыми объектами, не выполнена. На основании изложенного, административные истцы просили суд признать незаконным бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, и возложить обязанности по подведению к земельным участкам объектов, отсутствующей на момент обращения в суд, инфраструктуры.

Определением суда принято уточненное административное исковое заявление, в котором каждый истец уточнил, какие конкретно у него отсутствуют коммунальные, транспортные и иные инфраструктуры.

В рамках подготовки дела, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в соответствии с правилами ст. 47 КАС РФ, судом привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Правительства Тульской области, Министерство труда и социальной защиты Правительства Тульской области, Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства города Тулы», Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, АО «Тулагорводоканал», АО «Тулагоргаз».

Административный истец Рубцов Д.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях пояснял, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, мотивировав тем, что бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится уже много лет. С момента предоставления в 2016 году его семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением, а также транспортной доступностью. Из-за отсутствия, за столь длительный период времени, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также транспортной доступности и иных вопросов в сфере дорожной деятельности по обеспечению подъезда к земельным участкам, зависит реальная возможность строительства и пользования возводимым жилым домом. Выполненные работы по частичной организации инфраструктуры к некоторым земельным участкам не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Административный истец Смирнова С.С. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях пояснила, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, так как бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится уже много лет. С момента предоставления в 2012 году ее семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением. Из-за отсутствия, за столь длительный период, газо- и водоснабжения, водоотведения зависит реальная возможность строительства и пользования возводимым жилым домом. Выполненные работы по частичной организации инфраструктуры к некоторым земельным участкам не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Административный истец Абрамов В.Б. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях пояснял, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, мотивировав тем, что бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится уже много лет. С момента предоставления в 2013 году его семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением, а также транспортной доступностью. Из-за отсутствия, за столь длительный период времени, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также транспортной доступности и иной деятельности по обеспечению подъезда к земельным участкам, зависит реальная возможность строительства и пользования возводимым жилым домом. Выполненные работы по частичной организации инфраструктуры к некоторым земельным участкам не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Административный истец Петрова Г.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях поясняла, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, мотивировав тем, что бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится уже много лет. С момента предоставления в 2013 году ее семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением, а также транспортной доступностью. Из-за отсутствия, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также транспортной доступности обеспечения подъезда к земельным участкам, зависит реальная возможность строительства и пользование возводимым жилым домом. Выполненные работы по частичной организации инфраструктуры к некоторым земельным участкам не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Административный истец Копытцев С.П. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях пояснял, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, мотивировав тем, что бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится много лет. С момента предоставления в 2013 году его семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением. Из-за отсутствия указанной инфраструктуры он не может приступить к строительству жилого дома для свой семьи. Выполненные работы по частичной организации инфраструктуры к некоторым земельным участкам не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Административный истец Кислякова Н.Г. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях поясняла, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, мотивировав тем, что бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится уже много лет. С момента предоставления в 2013 году ее семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением, а также транспортной доступностью. Из-за отсутствия которых зависит возможность строительства и пользования жилым домом. Выполненные работы по частичной организации инфраструктуры к некоторым земельным участкам не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Административный истец Булатова С.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях поясняла, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, так как бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится много лет. С момента предоставления в 2013 году ее семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением, а также транспортной доступностью. Из-за отсутствия, за такой длительный период, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также транспортная доступность и иных вопросов в сфере дорожной деятельности по обеспечению подъезда к земельным участкам, отсутствует возможность строительства и пользование жилым домом. Выполненные работы по частичной организации инфраструктуры к некоторым земельным участкам не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Административный истец Исмаилов Ш.М. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях пояснял, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, мотивировав тем, что бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится много лет. С момента предоставления в 2012 году его семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением. Из-за отсутствия данной инфраструктуры невозможно строительство и пользование жилым домом.

Административный истец Горшкова И.Г. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях пояснила, что административные требования к администрации г.Тулы поддерживает в полном объеме, мотивировав тем, что бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности длится уже много лет. С момента предоставления в 2013 году ее семье земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен газо- и водоснабжением, водоотведением. Из-за отсутствия, за столь длительный период, газо- и водоснабжения населения, водоотведения зависит реальная возможность строительства и пользования возводимым жилым домом и Из-за отсутствия данной инфраструктуры невозможно строительство и пользование жилым домом и исполнение Указа Президента Российской Федерации.

Представитель административного ответчика администрации города Тулы и заинтересованного лица Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы по доверенностям Богма А.Е. в судебном заседании заявленные административными истцами требования не признал, пояснив, что со стороны администрации г.Тулы бездействие не имеется, так как работы по организации вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, отнесенные к перечню вопросов местного значения городских округов, выполняются. В 2012-2013 годах разработана и утверждена постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ документация по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы. Затраты на геодезические изыскания в 2013 году составили 19 561 500,00 рублей. В период с 2012 года проведены проектировочные, геодезические работы по организации инфраструктуры. В период с 2014-2017 годов были внесены изменения в документацию по планировке территории жилого района, были разработаны и утверждены планировки территории внеплощадочных сетей застройки «<адрес>, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы» и утверждены постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ . Разработан и решен вопрос электроснабжения. В отношении водоснабжения и водоотведения: в целях обеспечения централизованным водоснабжением площадки, расположенной в Северной части Зареченского района города Тулы в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие градостроительной деятельности по территории муниципального образования город Тула» в 2018-2019 годах за счет средств бюджета города было построено 5.5 км сетей и двенадцать семей из административных истцов, имеют возможность подключения участков к сети водоснабжения, поскольку в 2020 году проведены мероприятия по приемке построенных сетей и осуществлен пуск воды. Для завершения строительства сети водоснабжения на площадке в рамках указанной программы предусмотрены бюджетные ассигнования: в 2021 году -36 349,6 тыс. рублей; в 2022 году- 21 446,2 тыс. рублей; в 2023 году- 27 756,7 тыс. рублей, то есть работы по обеспечению площадки централизованным водоснабжением возможно до 2024 года. Водоотведение реализовано в рамках предоставления автономной системы – септики, выдаваемые многодетным семьям, с их согласия, заявительным порядком за счет муниципального бюджета. В 2018-2020 годах были внесены изменения в Закон № 1708-ЗТО, согласно которому органу местного самоуправления была предоставлена возможность по определению порядка обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры. В соответствии с разделом 11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156, при отсутствии централизованного водоотведения объекта допускается использование децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений), в связи с чем, в рамках предоставленных полномочий администрацией города Тулы было утверждено Положение о предоставлении индивидуальных источников ресурсоснабжения гражданам, имеющих трех и более детей. В соответствии с указанным Положением, процедура предоставления индивидуальных источников ресурсоснабжения (септиков, газгольдеров, электрокотлов) носит заявительный характер. Муниципальным учреждением «Управление капитального строительства города Тулы» по вопросу газоснабжения ведется договорная работа по газо- снабжению площадки, подготовлен проект договора с АО «Тулагоргаз» о подключении объекта капитального строительства (технологического присоединения) к сети газораспределения по реализации первого этапа газификации на сумму 180 447,022 тыс. рублей. Обеспечение газо- снабжения площадки, при условии выделении бюджетного финансирования, возможно до 2025 года в связи с невозможностью ранее технологического присоединения, что подтверждается сообщением ООО «Газпром трангаз Москва» в 2015-2018 годах без проведения работ по реконструкции на существующих ГРС. В период с 2016 по 2019 год были выполнены работы по устройству дорог щебнем, протяженностью 5,4 км. В 2020 году планировался ремонт дорожного покрытия по <адрес> и <адрес>, что не было выполнено по причине уменьшения финансирования в связи с пандемией. Земельные участки для строительства дорог сформированы и поставлены администрацией на кадастровый учет. Возможный и планируемый срок проведения основных работ по организации вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности в отношении участков, выделенных многодетным семьям, до 2026 года, что связано со значительными финансовыми затратами, поскольку выделенные многодетным семьям земельные участки при их формировании не были обеспечены объектами инженерной инфраструктуры и имеется еще 7 площадок, сформированных для этих же целей, которые переданы в собственность многодетным семьям. Территория, расположенная между <адрес> и земельным участком с кадастровым номером , является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Все земельные участки, предназначенные для дорог общего пользования, поставлены на кадастровый учет по информации Министерства земельных и имущественных отношений <адрес>.

Представитель Муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы» по доверенности Шевченко Д.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях пояснила, что со стороны администрации города Тулы бездействие отсутствует, так как в период с 2013 -2020 годы был заключен ряд муниципальных контрактов по инженерно-геодезическим изысканиям и разработке проектов межевания по объекту «Внеплощадочные сети застройки «<адрес>, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы», в том числе ПИР, в соответствии с техническим заданием. Что подтверждается 26 контрактами, а также муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ (инженерно-геодезическим изысканиям и разработке проектов межевания по объекту «Внеплощадочные сети застройки «<адрес>, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы», в том числе ПИР; № от ДД.ММ.ГГГГ (по объекту «Внеплощадочные сети застройки «<адрес>, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в том числе ПИР,; № от ДД.ММ.ГГГГ (по объекту «Внеплощадочные сети застройки «<адрес>, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР, в рамках оказания услуг по водоснабжению); № ЭА - от ДД.ММ.ГГГГ сети водоснабжения 3 очередь; № Ф.2019.222734 от 30.04.2019 устройство водоснабжения и колодцев. Кроме того, в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие градостроительной деятельности по территории муниципального образования город Тула» в 2018-2019 годах за счет средств бюджета города было построено 5.5 км сетей, в связи с чем некоторые семьи имеют возможность подключения участков к сети водоснабжения, поскольку в 2020 году проведены мероприятия по приемке построенных сетей и осуществлен пуск воды. Для завершения строительства сети водоснабжения на площадке в рамках указанной программы предусмотрены бюджетные ассигнования: в 2021 году -36 349,6 тыс. рублей; в 2022 году- 21 446,2 тыс. рублей; в 2023 году- 27 756,7 тыс. рублей, то есть работы по обеспечению площадки централизованным водоснабжением ведутся в соответствии с планами, технической документацией и финансированием. Проводится договорная работа по заключению контракта на техническое подключение на газо- снабжение, с АО «Тулагоргаз», которое ранее было невозможно в связи с отказом сетевой организации в 2015-2017 годах в возможности получения технологического присоединения. В соответствии с разделом 11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156, при отсутствии централизованного водоотведения объекта допускается использование децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений), в связи с чем, в рамках предоставленных полномочий администрацией города Тулы было утверждено Положение о предоставлении индивидуальных источников ресурсоснабжения гражданам, имеющих трех и более детей и вопрос водоотведения разрешается использование децентрализованных сетей водоотведения.

Представитель Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы по доверенности Крючкова Ю.С. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях пояснила, что со стороны ответчика не имеется бездействие, так как в период с 2016 по 2019 год были выполнены работы по устройству дорог щебнем, протяженностью 5,4 км с целью обеспечения подъезда собственников к земельным участкам. Разрушение дорог и затрудненность из использования в весенне-осенний период, обусловлена, в том числе, использованием тяжелой строительной техники при эксплуатации дорог с щебеночным покрытием. В 2020 году планировался ремонт дорожного покрытия по <адрес> и <адрес> в Северной части Зареченского района г. Тулы, что не было выполнено по причине уменьшения финансирования в связи с пандемией. Вопросы качества дорог контролировались Управлением, были инициированы судебные споры с подрядчиком в Арбитражном суде Тульской области. В связи с чем, указанный представитель полагала, что бездействие администрации города Тулы в этой части отсутствует. Работы по строительству дорог в полном объеме и иной категории в том числе с асфальтным покрытием, в случае разработки такой технической документации и соответствующего финансирования, возможно только после выполнения строительства сетей газо- водо- снабжения и водоотведения.

Представители заинтересованных лиц Министерство имущественных и земельных отношений Правительства Тульской области, Министерство труда и социальной защиты Правительства Тульской области, АО «Тулагорводоканал», АО «Тулагоргаз» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом ч.1 ст.150, ч.3 ст. 42, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Тульской области от 21.12. 2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства; для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома).

Согласно п. 3 ст. 2-2 Закона Тульской области№ 1708-ЗТО от 21.12.2011 многодетному гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен: из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно.

В силу ч. 3 ст. 3 указанного Закона, в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Часть 4 данной статьи предусматривает, что после официального опубликования Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано: разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

На основании Распоряжения № 258-р от 20.04.2016 Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» Рубцову Д.В. и членам его семьи в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, предоставлен в общую совместную собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером , площадью 1294 кв.м. и указанными лицами заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность.

Аналогичные Распоряжения были выданы и в отношении других административных истцов: -р от ДД.ММ.ГГГГ - Смирновой С.С. на земельный участок , площадью 1219 кв.м.; -р от ДД.ММ.ГГГГ - Абрамову В.Б. на земельный участок , площадью 1441 кв.м.; -р от ДД.ММ.ГГГГ - Петровой Г.А. на земельный участок , площадью 1236 кв.м.; -р от ДД.ММ.ГГГГ - Копытцеву С.П. на земельный участок , площадью 1260 кв.м.; -р от ДД.ММ.ГГГГ - Кисляковой Н.Г. на земельный участок , площадью 1265 кв.м.; -р от ДД.ММ.ГГГГ - Булатовой С.Н. на земельный участок , площадью 1314 кв.м.; -р от ДД.ММ.ГГГГ - Исмаилову Ш.М. на земельный участок , площадью 1441 кв.м.; -р от ДД.ММ.ГГГГ - Горшковой И.Г. на земельный участок , площадью 1326 кв.м..

Таким образом, все указанные выше земельные участки административных истцов были сформированы министерством имущественных и земельных отношений <адрес> и поставлены на кадастровый учет. Сведений о наличии инфраструктуры инженерно-технического обеспечения межевые планы не содержат.

Постановлением администрации города Тулы № 1879 от 11.07.2012 на основании постановления администрации города Тулы от 16.03.2011 № 599 «О подготовке градостроительной документации жилого района, расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы» учитывая протоколы и итоги (рекомендации) публичных слушаний по документации по планировке территории жилого района, была утверждена документация по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в Северной части Зареченского района г. Тулы.

Постановлением администрации города Тулы № 758 от 21.03.2014 в связи с обращением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в Северной части Зареченского района г. Тулы, и подготовке технического задания на разработку документации.

Постановлением администрации города Тулы № 4999 от 29.12.2014 проекты внесения изменений были утверждены.

Постановлением администрации горда Тулы № 3686 от 09.04.2015 была утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы».

Предоставленные распоряжениями правительства Тульской области административным истцам земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , , , расположены в северной части Зареченского района города Тулы, включены в перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом РФ и Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО.

Постановлением администрации города Тулы № 1879 от 11.07.2012 на основании постановления администрации города Тулы от 16.03.2011 № 599 «О подготовке градостроительной документации жилого района, расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы» учитывая протоколы и итоги (рекомендации) публичных слушаний по документации по планировке территории жилого района, была утверждена документация по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в Северной части Зареченского района г. Тулы.

Постановлением администрации города Тулы № 758 от 21.03.2014 в связи с обращением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в Северной части Зареченского района г. Тулы и подготовке технического задания на разработку документации.

Постановлением администрации города Тулы № 4999 от 29.12.2014 проекты внесения изменений были утверждены.

Постановлением администрации горда Тулы № 3686 от 09.04.2015 была утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы».

Согласно ст. 2-2 указанного закона №1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» (введена Законом Тульской области от 31.03.2016 № 18-ЗТО) многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием (часть 1). Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность в равных долях многодетному гражданину, его детям, с учетом которых установлено право на получение земельного участка, а также его супругу (супруге) в случае, если он (она) является родителем, усыновителем (удочерителем) этих детей (часть 2). Многодетному гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно (далее - Перечни земельных участков (пункт 1 части 3). Формирование Перечней земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 3 этого закона.

Согласно ч. 3 ст. 3 указанного Закона, в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч.1 ст.16 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности (в данном случае – ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Частью 1 ст.37 Закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Устава муниципального образования город Тула организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5), относится к вопросам местного значения.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.

При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и соответственно возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходить к выводу, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п.4 и 5 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления административным истцам названных земельных участков 2012-2013 годов (кроме семьи административного истца Рубцова Д.В., которым земельный участок был предоставлен в 2016 году) до момента обращения административных истцов в суд – ДД.ММ.ГГГГ прошло фактически девять – восемь лет, и более пяти лет у Рубцова Д.В., между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования земельным участком с целью возведения жилых объектов для проживания многодетной семьи, не выполнена.

Доводы административного ответчика на обстоятельства недостаточного финансирования; выполнения строительства инженерной инфраструктуры по электро-снабжению, частичному выполнению работ по водо-снабжению земельных участков и обустройстве за период 2016-2019 годов мощеных щебнем подъездных дорог к части земельных участков по <адрес> и <адрес> и <адрес>; наличие плана мероприятий по обеспечению инфраструктурой площадки для многодетных граждан в северной части Зареченского района г. Тулы в сроки: устройство внутриквартальных проездов до 2026 года; централизованных сетей водоснабжения до 2023 года; разработки ПСД для обеспечения площадки централизованным газоснабжением в срок до 2029 года и выполнения СМР по строительству централизованной сети газоснабжения в сроки 2030-2035 годы, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика исходя из длительности времени прошедшего с момента предоставления земельных участков многодетным семьям.

При этом согласно п. 11.3 раздела 11 Решения Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула» выдача технических условий устройства децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений) предусмотрена при отсутствии возможности централизованного водоотведения объекта. Доказательства того, что отсутствует возможность централизованного водоотведения на участках административных истцов и земельных участков иных многодетных семей, расположенных в Северной части Зареченского района города Тулы, административным ответчиком не представлены, как не представлены доказательства того, что проводились соответствующие работы по объекту «Внеплощадочные сети застройки «<адрес>, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы». Сведений о том, что администрация г. Тулы в период до 2021 года обращалась в АО «Тулаводоканал» для получения технических условий для устройства централизованного водоотведения в жилом районе, расположенном в Северной части Зареченского района г. Тулы, не имеется, как отсутствуют и данные о невозможности устройства централизованных систем водоотведения в названном жилом районе.

Допрошенные в судебных заседаниях свидетели ФИО16 и ФИО17 пояснили, что в период с 2012-2013 по 2015 год администрация полностью бездействовала, из переписки с ответчиком следует, что проводились работы по планировке территории жилого района, который включал в себя первоначально район многоквартирных домов, школу, детские сады, магазины. В последствии, указанные объекты были из планировки исключены, но многодетные семьи соглашались на получение земельных участков в рамках социальной программы, именно с учетом первоначальных планов застройки, инфраструктуры и доступности школ, детских садов, магазинов и обеспечения не только электро- снабжения, но и газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также транспортной доступности. Административный ответчик не только исключил из планов застройки указанные элементы инфраструктуры, но и не обеспечил участки многодетных семей газо- и водоснабжением, водоотведением, а также транспортной доступностью. От наличия данной инфраструктуры зависит возможность строительства, а также пользования возведенными и возводимыми многодетными семьями на земельных участках жилыми домами. План мероприятий, который разрабатывался администрацией города Тулы по результатам различных согласований, в том числе, с участием представителей инициативной группы от многодетных семей, предусматривал для обеспечения инфраструктурой площадки земельных участков для многодетных граждан в северной части Зареченского района города Тулы, и окончание всех работ по строительству инфраструктуры до 2021 года. В конце 2020 года им стало известно, что указанный срок не выполняется и строительство будет отложено на неопределенный срок, что послужило основанием для обращения в суд многочисленных представителей многодетных семей. При этом, вопрос по обеспечению возможности централизованного водоотведения не разрешался и не разрешается до настоящего времени, доказательств того, что не имеется технической возможности централизованного водоотведения не предоставлялись, и вопрос с альтернативными источниками инфраструктуры носит временный характер. С момента предоставления земельных участков многодетным семьям, в том числе некоторым семьям с 2012 года, остальным с 2013 года, до момента обращения в суд, административным ответчиком не были предприняты своевременные меры по газоснабжению, что повлекло повышение цены контракта до 180 млн. рублей, а срок реализации контракта на газоснабжение, был запланирован до 2035 года; не проведены вообще работы по водоснабжению ко многим участкам, к некоторым не имеется подъездных дорог даже в щебененой засыпке; не имеется дороги к Семейному бульвару; не обеспечена транспортная доступность северной части Зареченского района, где расположены участки, выделенные многодетным семьям, подъезд от <адрес> не предусматривает возможности использования муниципального транспорта в связи с недостаточной шириной проезжей части, и маршрута муниципального транспорта к северной части Зареченского района г. Тулы не имеется, что лишает многодетные семьи возможности проживания в строящихся и уже построенных домах; планирование и работы по постройке сетей водоотведения до настоящего времени не проводились, несмотря на то, что такая техническая возможность имеется и обратное административным ответчиком не доказано. Реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами у административных истцов отсутствует, за столь длительный период административным ответчиком обеспечены в отношении земельных участков многодетных семей вопросы полностью только в сфере электроснабжения; в части водоснабжения построено только 5.5 км сетей водоснабжения в 2018-2019 годах; выполнены работы по частичной организации по устройству дорог щебнем общей протяженностью 5,4 км, что явно недостаточно.

Показания свидетелей ФИО16 и ФИО17 оценены судом в совокупности с иными доказательствами по делу, в силу ст.ст.59-61 КАС РФ, суд относит их к относимым и допустимым доказательствам по данного административному делу.

Из пояснений административных истцов, свидетелей, представленных административными истцами и административным ответчиком переписки по вопросам газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также транспортной доступности и иных вопросов в сфере дорожной деятельности по обеспечению подъезда к земельным участкам, предоставленных многодетным семьям, суд приходит к выводу, что в действиях административного ответчика также имеется бездействие.

Кроме того, в рамках проведенной прокуратурой города Тулы в 2020 году проверкой исполнения требований законодательства в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Тулы, было установлено, что орган местного самоуправления не в полном объеме осуществляет действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. В связи с чем, в адрес главы администрации г. Тулы было вынесено представление об устранении нарушении законодательства от 15.10.2020 № 7-03-2020.

Позднее, в адрес администрации города Тулы ДД.ММ.ГГГГ было вынесено еще одно представление об устранении нарушении законодательства в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Тулы, из которого следует, что в администрации города Тулы отсутствует нормативное регулирование порядка проведения комплекса мер по обеспечению земельных участков данной категории объектами инженерной инфраструктуры, нормативный правовой акт органа местного самоуправления в данной сфере не разработан и не принят.

Доводы административного ответчика о невозможности выдачи технических условий на подачу природного газа по объекту «Внеплощадочные сети застройки «<адрес>, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» в период 2015-2016 годов, не связаны с невозможностью выдачи технических условий в указанный период, была обусловлена необходимостью работ по реконструкции имеющихся ГРС, что подтверждается ответом АО «Газпром газораспределение Тула» от 01.08.2016 № 04.07-СП/4394. При этом, с указанного периода времени административным ответчиком возможность реконструкции ГРС не рассматривалась и соответствующие работы не планировались. При этом, в 2021 году после обращения административных истцов с многочисленными административными исками, возможность получения технических условий, административным ответчиком рассмотрена и предприняты соответствующие меры.

Из материалов дела усматривается, что довод административных истцов о том, что только после обращения иных административных истцов в суды Тульской области администрация города Тулы предприняла меры по определению порядка проведения комплекса мер по обеспечению земельных участков данной категории, объектами инженерной инфраструктуры, в том числе, в порядке, предусмотренном п. 24, 29 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является обоснованным.

На основании изложенного, учитывая, что предоставление многодетным семьям земельных участков является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан на жилище, выделенные административным истцам земельные участки длительное время не оснащены газоснабжением, водоснабжением, водоотведением и подъездными путями, требование административных истцов о признании незаконным бездействие администрации г. Тулы, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков на протяжении длительного времени, подлежит удовлетворению.

Исходя из положений ст.ст. 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административных истцов.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции РФ, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.

В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, прежде всего конституционную цель защиты прав и свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4), а судья выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (часть 2 статьи 127).

Таким образом, для принятия административного иска к производству суда достаточно того, что истец выступил в защиту своего нарушенного права. Вместе с тем, для удовлетворения требований административного иска недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав.

При этом решение о признании действия (бездействия) незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При установленных обстоятельствах, суд полагает необходимым указать в решении о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, в рамках возложенных законодателем на орган местного самоуправления соответствующих полномочий, поскольку такая обязанность совершения определенных действий возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Срок устранения нарушения подлежит определению с учетом длительности нарушения и реальной возможности устранения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

    уточненный административный иск Рубцова Дмитрия Витальевича, Булатовой Светланы Николаевны, Абрамова Владимира Борисовича, Исмаилова Шахмира Мохума оглы, Петровой Галины Анатольевны, Кисляковой Надежды Геннадьевны, Смирновой Светланы Сергеевны, Копытцева Сергея Петровича, Горшковой Ирины Геннадьевны к администрации г.Тула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по подводу к земельным участкам объектов инфраструктуры к администрации города Тулы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации город Тула в необеспечении земельных участков, предоставленных в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, расположенных в северной части Зареченского района города Тулы инженерной инфраструктурой газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, с кадастровыми номерами: , , , , , , , , .

Обязать администрацию город Тула обеспечить объектом инженерной инфраструктуры газоснабжения участки с кадастровыми номерами: , , , , , , , , в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию город Тула обеспечить объектом инженерной инфраструктуры – водоснабжением, водоотведением участки с кадастровыми номерами: , , , , , , , , в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию город Тула обеспечить объектом инженерной инфраструктуры транспортной доступности - подъездной дорогой, участки с кадастровыми номерами: , , , , в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 8 ноября 2021 года.

2а-2289/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Исмаилов Шахмир Мохума Оглы
Петрова Галина Анатольевна
Смирнова Светалана Сергеевна
Абрамов Владимир Борисович
Горшкова Ирина Геннадьевна
Рубцов Дмитрий Витальевич
Копытцев Сергей Петрович
Булатова Светлана Николаевна
Кислякова Надежда Геннадьевна
Ответчики
Администрация г. Тулы
Другие
Управление градистроительства и архитектуры администрации г.Тулы
Управление по транспорту и дорожному хозяйству Администрации г.Тулы
АО "Тулагорводоканал"
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
АО "Тулагоргаз"
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства г.Тулы"
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Судья
Большова Екатерина Васильевна
Дело на сайте суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
01.09.2021Регистрация административного искового заявления
02.09.2021Передача материалов судье
06.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее