Дело № 2а-342/2020 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово Камчатского края | 20 мая 2020 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием:
административного истца Бирулева А.В.,
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю и Российской Федерации в лице ФСИН России Глазковой Т.А.,
представителя административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю Шевченко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-342/2020 по административному исковому заявлению Бирулева ИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю и Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий по ограничению в доступе к документам незаконными и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
21 января 2020 года Бирулев А.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в котором просил
признать действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившееся в лишении административного истца иметь при себе юридические документы, а также в ограничении времени иметь (хранить) их при себе с 18 часов до 20 часов;
о взыскании с административного ответчика компенсации за нарушение его прав.
В обоснование своих требований Бирулев А.В. ссылался на то, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю допускает нарушение условий его содержания в исправительном учреждении предоставляя ему его письменные принадлежности и юридические документы (книги и нормативные правовые акты) только на два часа в день в период с 18 часов до 20 часов, чем препятствует ему в защите своих прав, свобод и законных интересов посредством письменных заявлений, обращений и жалоб (л.д. 5-6).
ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) к участию в деле по требованию о взыскании компенсации была привлечена Российская Федерация в лице главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю – ФСИН России (л.д. 2).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Бирулев А.В. уточнил требование о взыскании компенсации, указав, что просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в денежной форме за нарушение его прав и основных свобод в размере 30 000 рублей (л.д. 28, 121).
В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ административный истец также уточнил, что вышеуказанные нарушения условий его содержания ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю были допущены в период с 27 декабря 2019 года по 14 января 2020 года и в период с 17 января по 31 января 2020 года, когда он содержался в штрафном изоляторе (далее – ШИЗО) (л.д. 69).
В судебном заседании административный истец Бирулев А.В., поддержав свой иск, уточнил свои требования в части незаконности действий (бездействия) исправительного учреждения и просил о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившееся в ограничении Бирулева А.В., при его нахождении в штрафном изоляторе, иметь при себе юридические документы, юридическую литературу и письменные принадлежности в течение дня (л.д. 129).
Представители административных ответчиков Глазкова Т.А. и Шевченко А.О. полагали исковые требования неподлежащими удовлетворению, поскольку условия содержания административного истца в исправительном учреждении нарушены не были (л.д. 105-107).
Изучив административный иск, выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила), утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 УИК РФ).
Частью 4 статьи 12 и частью 1 статьи 15 УИК РФ, а также пунктом 62 Правил предусмотрено право осужденных обращаться от своего имени с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы Российской Федерации, в том числе к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.
Согласно части 1 статьи 91 УИК РФ осужденным также предоставляется право отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
В соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. Осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов. Литература в количестве, превышающем указанное в части четвертой настоящей статьи, сдается осужденным на хранение либо с его согласия передается библиотеке исправительного учреждения в пользование.
В тоже время пунктом «в» части 1 статьи 115 УИК РФ предусмотрена возможность за нарушение установленного порядка отбывания наказания применения к осужденным к лишению свободы, содержащихся в исправительных колониях, водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Особенности условий содержания осужденных в ШИЗО определяются разделом XXIV Правил (пункты 152 -171).
В силу пункта 152 Правил осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра).
Согласно пункту 154 Правил письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у осужденных, хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и выдаются им на время написания писем, почтовых карточек и телеграмм.
Осужденным, водворенным в ШИЗО, разрешается пользоваться печатными изданиями из библиотеки исправительного учреждения в личное время в соответствии с распорядком дня ШИЗО, который устанавливается в каждом исправительном учреждении с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств (пункты 20 и 153 Правил).
В силу пункта 22 Правил распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО на основе примерного распорядка дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (приложение № 7 к Правилам), утверждается приказом начальника исправительного учреждения.
Примерный распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, приведенный в приложении № 7 к Правилам, предусматривает личное время осужденных, продолжительностью 1 час 30 минут после ужина.
Личным временем, предусмотренным распорядком дня, осужденные вправе распоряжаться по своему усмотрению, не нарушая при этом требований Правил (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 15 Правил при осуществлении осужденными своих прав администрацией исправительного учреждения не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы осужденных.
В тоже время пункт 16 Правил обязывает осужденных исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, в том числе соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении.
В судебном заседании установлено, что Бирулев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, являющимся юридическим лицом, учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и находящимся в ведении ФСИН России (л.д. 44, 46, 48-53, 54, 55, 56-59).
В период с 27 декабря 2019 года по 11 января 2020 года и в период с 17 января по 31 января 2020 года Бирулев А.В. содержался в ШИЗО (л.д. 36, 37, 45, 114).
Согласно распорядку дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, утвержденному приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, личное время для таких осужденных продолжительностью 01 час 30 минут предусмотрено после ужина, заканчивающегося в 18 часов 00 минут, в период времени с 18 часов 00 минут до 19 часов 30 минут (л.д. 60-65, 109-110, 113).
Как следует из пояснений административного истца и представителей ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в период пребывания в ШИЗО администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю выдавались Бирулеву А.В его письменные принадлежности, документы и книги в промежуток времени с 18 часов 00 минут до 19 часов 30 минут, то есть в предусмотренное нормативными правовыми актами время.
Доказательств того, что в нарушение требований распорядка дня письменные принадлежности, документы и книги выдавались административному истцу до 20 часов Бирулевым А.В. суду не представлено. Между тем именно он в силу части 1 статьи 62 КАС РФ должен был доказать суду данное обстоятельство.
Кроме того, само по себе предоставление Бирулеву А.В. возможности иметь при себе свои документы, литературу и письменные принадлежности на 30 минут больше, чем это предусмотрено распорядком дня, прав административного истца на возможность пользоваться в это время указанными вещами не нарушало.
Таким образом, установленные судом обстоятельства, исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения сторон, свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю нарушений условий содержания административного истца в исправительном учреждении в период его пребывания в ШИЗО в обжалуемой части, так как осужденный, находящийся в штрафном изоляторе, по сравнению с осужденным, не отбывающим дисциплинарное взыскание, в силу закона ограничен во времени пользования своими письменными принадлежностями, документами и книгами, а также во времени их нахождения у него лично, что не противоречит международным договорам, заключенным Российской Федерации.
Поскольку нарушений условий содержания Бирулева А.В. в исправительном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю в оспариваемой административным истцом части допущено не было, то у суда согласно статьям 151, 1069, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в их истолковании постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», отсутствуют основания для взыскания в пользу административного истца компенсации морального вреда с Российской Федерации в лице ФСИН, которые, а не ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, и являются надлежащими ответчиками по данному требованию.
В связи с отказом в административном иске с учетом предоставленной административному истцу отсрочки в уплате государственной пошлины до разрешения дела по существу согласно части 2 статьи 114 КАС РФ и пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в их разъяснении пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации с Бирулева А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета размере, установленном подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Бирулева ИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю и Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившееся в ограничении Бирулева А.В., при его нахождении в штрафном изоляторе, иметь при себе юридические документы, юридическую литературу и письменные принадлежности в течение дня, а также о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
Взыскать с Бирулева ИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2020 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |