Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдендоржиевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-487/2021 по иску Плюснина Андрея Алексеевича к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ о включении периода работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, признании права на страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд с указанным иском, Плюснин А.А. в лице представителя по доверенности Шигаевой А.А., указывал, что является врачом-анестезиологом-реаниматологом ГАУЗ «ДРКБ». Ответчиком ему отказано в назначении досрочно страховой пенсии, при этом в специальный стаж включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом-интерном в детском отделении анестезиологии-реанимации БСМП без применения льготного коэффициента 1 год работы за 1 год 6 месяцев. С отказом не согласен, поскольку в данный период времени как врач-анестезиолог участвовал в операциях, непосредственно осуществлял все манипуляции по анестезиологии и реанимации, что подтверждено медицинской документацией. В связи с изложенным просит включить данный период его работы в специальный стаж с применением льготного коэффициента, признать за ним право на страховую пенсию по старости в соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» - с 4 мая 2020 г.
До рассмотрения дела представитель истца Шигаева А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила в части даты признания права за истцом на страховую пенсию, просила признать такое право с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Плюснин А.А., его представитель Шигаева А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме. Истец Плюснин А.А. пояснил, что в спорный период времени работы врачом-интерном он как врач-анестезиолог участвовал в операциях, непосредственно осуществлял все манипуляции по анестезиологии и реанимации. После прохождения интернатуры его обязанности не изменились, он продолжал работать в том же отделении.
Представитель ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ Дамбиева Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Плюснин А.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии в соответствии с приведенной выше правовой нормой, поскольку полагала, что у него имеется достаточно специального стажа для назначения такой пенсии.
Решением ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ от 17 ноября 2020 года Плюснину А.А. отказано в досрочном назначении пенсии с указанием на то, что, что на день его обращения за назначением пенсии специальный стаж, дающий право на назначение досрочно пенсии составляет 30 лет 01 месяц 15 дней, при требуемой продолжительности не менее 30 лет.
При этом, в его специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом-интерном в детском отделении анестезиологии-реанимации БСМП без применения льготного коэффициента 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Исследовав представленные суду доказательства, суд полагает, что ответчик неправомерно не засчитал стаж работы истца в указанный период времени в его специальный медицинский стаж в льготном исчислении исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В данном Перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, а в числе наименований должностей - должности врачей анестезиологов-реаниматологов (врачей анестезиологов-реаниматоров).
Согласно Номенклатуре должностей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения от 15.10.1999 № 377, должность врача-интерна прямо не отнесена к числу врачей-специалистов. В настоящее время должность врача-интерна не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения России от 20.12.2012 № 1183н.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (Приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного положения).
В период прохождения Плюсниным А.А. интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Тем самым, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения Плюсниным А.А. функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении им интернатуры.
В соответствии с положениями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений сторон, анализа представленных письменных доказательств в их совокупности, дав им правовую оценку, приходит к выводу о том, что Плюсниным А.А. фактически выполнялись функциональные обязанности врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении интернатуры.
Так, из трудовой книжки истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом-интерном в детском отделении анестезиологии-реанимации БСМП.
В материалы дела представлена должностная инструкция врача-интерна Городской больницы скорой медицинской помощи, с которой ознакомлен Плюснин А.А.
Согласно указанной должностной инструкции врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия, активно участвует в выполнении всех видов врачебной деятельности.
Исследованием представленной в материалы дела многочисленной медицинской документации установлено, что в спорный период прохождения интернатуры Плюснин А.А. как врач-анестезиолог участвовал в операциях, непосредственно осуществлял все манипуляции по анестезиологии и реанимации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выполняемые Плюсниным А.А. функциональные обязанности врача-анестезиолога-реаниматолога дают ему право на включение спорного периода в специальный стаж с применением льготного коэффициента.
Также подлежат удовлетворению требования истца о признании за ним права на страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Право на досрочное страховое обеспечение медицинских работников определяется на дату приобретения требуемого стажа.
Тем самым, учитывая, что согласно расчету стажа Плюснина А.А., представленного пенсионным органом, с учетом включения спорного периода в стаж истца в льготном исчислении требуемый 30-летний стаж им выработан ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о признании за ним права на страховую пенсию по старости в соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Плюснина Андрея Алексеевича удовлетворить.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы Плюснина Андрея Алексеевича с 01.08.1998 по 30.06.1999 в должности врача-интерна в детском отделении анестезиологии-реанимации БСМП с применением льготного коэффициента: 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Признать за Плюсниным Андреем Алексеевичем право на страховую пенсию по старости в соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Ю.А. Смирнова
Решение в окончательной форме принято 24.02.2021.