УИД 11RS0001-01-2022-006864-33 Дело № 2-6224/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Исмаиловой Ш.А.,
с участием истицы Маминой Л.В.,
представителей ответчика Белорусовой С.И., Щелкунова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 августа 2022 года гражданское дело по иску Маминой Лилии Васильевны к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми» о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Мамина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми» (далее – Театр, Учреждение) с учетом уточнений от 10.07.2022 о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы за исполнение обязанностей юрисконсульта и начальника отдела кадров за период работы с марта 2021 года по январь 2022 года размере 215 095,72 руб., компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что стороны состояли в трудовых отношениях, с марта 2021 года произошло увеличение обязанностей в виде исполнения обязанностей юрисконсульта в связи с его длительным отсутствием: она участвовала по просьбе руководства в судебных заседаниях Арбитражного суда Республики Коми, проводила мероприятия по мобилизационной подготовке, подготовке договоров, а размер её заработной платы не увеличился.
Судебное заседание было начато 27.07.2022 и продолжилось после перерыва 02.08.2022.
Стороны принимали участие в судебном заседании до объявления перерыва.
Истец на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений настаивала.
Представители ответчика исковые требования не признали по доводам письменных возражений, указав, что заработная плата истца в указанный период регулировалась выплатами стимулирующего характера.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 2 ст.135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
Статьей 191 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющими трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ принятие локальных нормативных актов относится к исключительной компетенции работодателя.
Судом установлено, что стороны состояли в трудовых отношениях с ** ** ** по** ** **.
В соответствии с приказом № 1-лс от ** ** ** истец была принята на работу в Театр на должность ....
В соответствии с трудовым договором №... от ** ** ** с истцом заключен срочный трудовой договор на 3 года, истцу установлен оклад 11285,50 руб. районный коэффициент – 20%, северная надбавка – 50%; надбавка за выслугу лет в государственных учреждениях Республики Коми: свыше 15 лет – 20% к окладу.
Согласно п. 4.1.4 трудового договора работнику производятся выплаты стимулирующего характера согласно Приложения к Положению об оплате труда и материальном стимулировании работников (критерии оценки эффективности деятельности работников):
1) ежемесячная надбавка за качество выполняемых работ до 200 % при условии выполнения показателей:
- качественное и оперативное выполнение особо важных заданий и особо срочных работ (поручений) руководства – до 100%;
- отсутствие претензий к деятельности работника со стороны руководства; стабильное выполнение должностных обязанностей – до 50%;
- качественное выполнение приказов, распоряжений и других внутренних документов – до 20%;
- учет и обработка персональных данных, отсутствие замечаний по их неразглашению – до 30%/;
2) ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие результаты работы до 200% при условии выполнения показателей:
- выполнение сверхнормативного или срочного объема работы ( не входящего в круг основных должностных обязанностей), (при условии, если за увеличение объема работы не производятся иные доплаты) – до 100%;
- своевременное предоставление отчетов по кадровым вопросам в вышестоящие органы, органы статистики, военкомат, пенсионный фонд, архив и т.д. - до 50%;
- высокая интенсивность в связи с внесением изменений и принятия новых государственных постановлений, распоряжений и других нормативных документов, касающихся кадровых вопросов, ведущих за собой большой объем работы по изменению, дополнению документов по персоналу (внесение изменений и дополнений в трудовые договора, уведомления персонала, по оформлению отпусков, аттестации работников, групповые командировки и т.д. – до 30%;
- разработка и оформление проектов документов, обеспечивая их точное и полное соответствие нормативным правовым актам (договоры, приказы, распоряжения, инструкции, письма) – до 20%;
3) выплата премии (критерии оценки работы для премирования):
- за успешное окончание особо важных и сложных заданий руководства по основным направлениям деятельности учреждения ( за 1 задание) – до 100%;
- проведение общественно-значимых мероприятий: премьер, крупных гастролей, акций, смотров, конкурсов, фестивалей и др. (за 1 мероприятие) – до 100%;
- успешное окончание сезона, года, квартала: исполнение плановых показателей государственного задания, производственно-финансового плана – до 100%;
- награждение отраслевыми и государственными наградами, наличие поощрений, благодарностей. Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях и т.д. (за 1 награду, диплом, благодарность) – до 20%.
Выплаты производятся на основании утвержденных учреждением критериев оценки эффективности деятельности работников для назначения стимулирующих выплат. На должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера начисляются районный коэффициент в размере 20% и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%.
В соответствии с пунктом 4.1.6 трудового договора прочие выплаты производятся в соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ГБУ РК «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми».
Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ГБУ РК «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми» предусмотрены стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет; надбавка за качество выполняемых работ; надбавка за интенсивность и высокие результаты работы; премиальные выплаты по итогам работы.
Согласно п. 2.4.5 выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются в пределах планового фонда оплаты труда и фиксируются в установленном порядке в локальном акте. Конкретные размеры премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, надбавок за качество всем работникам Учреждения (кроме руководителя) устанавливаются приказом руководителя учреждения с учетом разработанных в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения, согласно приложению настоящего Положения.
Лишение или снижение размера выплат стимулирующего характера в том числе премии каждому конкретному работнику Театра осуществляется на основании приказа руководителя, за следующие упущения в работе: нарушение работником театра трудовой и исполнительской дисциплины; появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; неисполнение или ненадлежащее исполнение работником поручений руководителя, иного должностного лица, имеющего право давать обязательные для исполнения поручения; нарушение деловой этики; нарушение сроков сдачи бухгалтерской и финансовой отчетности; нарушения, выявленные по итогам проверок основной и финансово-хозяйственной деятельности; нарушение правил техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда (п. 2.4.6 Положения).
В соответствии с п. 2.4.4 Положения при премировании работников по итогам работы (месяц, квартал, полугодие, год, сезон) может учитываться: успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения; выполнение важных работ.
Согласно приложению к Положению об оплате труда и материальном стимулировании работников ГБУ РК «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми» по отделу кадров, в частности начальнику отдела, установлены следующие размеры выплат за качество выполняемых работ: за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий и особо срочных работ (поручений) руководства – до 100%; за отсутствие претензий к деятельности работника со стороны руководства; стабильное выполнение должностных обязанностей – до 50%; за качественное выполнение приказов, распоряжений и других внутренних документов – до 20%; за качественное оформление и передачу первичных бухгалтерских документов, учет и обработка персональных данных, отсутствие замечаний по их неразглашению – до 30%. Общий размер надбавки до 200%.
Максимальные размеры выплат начальнику отдела кадров за интенсивность и высокие результаты работы согласно приведенному Приложению установлены в следующих размерах: за выполнение сверхнормативного или срочного объема работы (не входящего в круг основных должностных обязанностей), (при условии, если за увеличение объема работы не производятся иные доплаты) – до 100%; за своевременное предоставление отчетов по кадровым вопросам в вышестоящие органы, органы статистики, военкомат, пенсионный фонд, архив и т.д. - до 50%; за высокую интенсивность в связи с внесением изменений и принятия новых государственных постановлений, распоряжений и других нормативных документов, касающихся кадровых вопросов, ведущих за собой большой объем работы по изменению, дополнению документов по персоналу (внесение изменений и дополнений в трудовые договора, уведомления персонала, по оформлению отпусков, аттестации работников, групповые командировки и т.д. – до 30%.
- разработка и оформление проектов документов, обеспечивая их точное и полное соответствие нормативным правовым актам (договоры, приказы, распоряжения, инструкции, письма) – до 20%. Общий размер надбавки до 200%.
Проверяя доводы истца о не начислении и невыплате заработной платы за период увеличения объема работы в связи с отсутствием юрисконсульта В.Г., суд приходит к следующему.
В соответствии с должностной инструкцией, начальник отдела кадров подчиняется директору (п. 1.2); контролирует своевременное исполнение приказов, поручений и распоряжений руководителя (п. 2.1); оформляет документы по приему, переводу, увольнению, перемещению, направлению работников в служебные командировки; формирует, ведет и обеспечивает хранение личных дел работников учреждения; подготавливает необходимые материалы для квалификационной и аттестационной комиссии и ведет учет за соблюдением сроков прохождения аттестации; заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа, составляет графики отпусков; оформляет документы, необходимые для назначения пенсии работникам Учреждения в Пенсионный фонд и т.п. (2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8).
Взаимозаменяемость истца с кем-либо согласно должностной инструкции и трудовому договору отсутствует.
Судом установлено, что в структурное подразделение «Отдел кадров» Учреждения в период 2021 – 2022 г.г. входили следующие должности: начальник отдела кадров, главный специалист отдела кадров, ведущий юрисконсульт ? ставки и ? ставки специалиста по охране труда, специалист по кадрам.
Как следует из объяснений стороны ответчика, в случае отсутствия какого-либо сотрудника отдела кадров в связи с нахождением в отпуске или по болезни, начальник отдела кадров обязан распределить нагрузку отсутствующего сотрудника среди сотрудников отдела кадров.
Ведущий юрисконсульт (специалист по охране труда) В.Г. был временно нетрудоспособен в период с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** **.
Как следует из пояснений представителя ответчика, Маминой Л.В. поручалось руководителем разработать часть гражданско-правовых договоров, а не исполнять обязанности ведущего юрисконсульта, в обязанности которого входила не только разработка документов правового характера.
Материалами дела подтверждается, что по итогам планерок у руководителей Маминой Л.В., как ответственному лицу, давались поручения: ** ** ** – осуществить юридическое сопровождение работ по вопросу построенных гаражей около здания театра, подготовить и согласовать график платежей по штрафным санкциям с Трудинспекцией; ** ** ** – информировать МКТиАД РК о заседаниях рабочей группы по противодействию коррупции; ** ** ** – информировать под роспись всех сотрудников театра о запрете нахождения на сцене и в зале театра в срок до ** ** **; ** ** ** - командировка небольшой делегации от театра (С.И., А.А., В.В./Е.Г.) в г. ... на Ассоциацию национальных театров РФ в срок до ** ** **; ** ** ** и ** ** ** - подготовить приказы по командировке сотрудников театра на Дни Республики Коми в г. Москва в срок до ** ** ** и ** ** **.
По итогам планерок у директора С.И. Маминой давались поручения: ** ** ** – с целью недопущения нарушения сроков исполнения поручений и своевременности организации работы по направлениям деятельности театра – обеспечить распределение обязанностей во вверенном подразделении; указать сотрудникам отдела на недопустимость представления на подпись директору театра документов, не отмеченных визой начальника отдела, срок до ** ** **; Маминой Л.В. и А.П. подготовить позицию театра по качеству выполненных работ исполнителем и архивировать всю имеющуюся документацию, в т.ч. переписку по вопросу ремонта кровли здания театра, срок: постоянно, до особого распоряжения директора; ** ** ** – с целью недопущения нарушений правил техники безопасности, при нахождении в зрительном зале Маминой Л.В. по факту выявленных нарушений получить объяснения с сотрудников театра, ответственного за соблюдение правил техники безопасности в помещениях Театра, установить виновных лиц, получить объяснения, подготовить проект приказа о дисциплинарном взыскании лиц, виновных в допущенных нарушениях, в срок до ** ** **; ** ** ** - проработать вопрос и при необходимости подготовить претензионные письма в адрес Сыктывкарских тепловых сетей до ** ** **; ** ** ** – подготовить договоры гражданско-правового характера по реализации средств, полученных по Грантам общества М.А. и Российско-Финляндского культурного форума на реализацию проекта «Создание программы «...» в срок до ** ** **; ** ** ** – подготовить все необходимые договоры для оплаты услуг привлеченных участников проектов «...» и Создание программы «...» в срок до ** ** **; ** ** ** – Маминой Л.В. организовать работу по подготовке документов, в т.ч. договоров для оплаты услуг привлеченных участников проектов «...» и Создание программы «...» в срок до ** ** **; ** ** ** –Маминой Л.В. – предоставить график отпусков сотрудников театра на 2022 год с учетом взаимозаменяемости сотрудников структурных подразделений театра; подготовить план проведения аттестации сотрудников театра на 2022 год, подготовить план повышения квалификации сотрудников театра на 2022 год в срок до ** ** **; подготовить все необходимые для проведения аттестации сотрудников театра документы, довести информацию до членов аттестационной комиссии и заинтересованных сторон, обеспечить явку, включить информацию об итогах аттестации в сводный отчет театра в срок до ** ** **.
Ответчиком не оспаривается факт участия истца в судебных процессах по делу № А-29-10697/2019. При этом, в части подготовки документов по делу указано на совместную их подготовку с ведущим юрисконсультом.
Маминой Л.В. в подтверждение подготовки договоров представлены скрины с рабочего компьютера с датами подготовки документов, из которых следует, что истцом было составлено: один договор в августе 2021 года, два договора в сентябре 2021 года, по одному – в октябре и ноябре 2021 году, большое количество в декабре 2021 года и январе 2022 года.
В ходе рассмотрения дела установлено, что какого-либо заявления на совмещение профессий истец не подавала, дополнительное соглашение не заключалось.
Материалами дела подтверждается, что дополнительная нагрузка истца регулировалась стимулирующими выплатами. В частности, истцу выплачивалась 1) ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие результаты работы по критериям «Выполнение сверхнормативного или срочного объема работы (не входящего в круг основных должностных обязанностей), при условии, если за увеличение объема работы не производятся иные доплаты) от 10 до 50 %; за своевременное предоставление отчетов по кадровым вопросам от 30 до 40%; за высокую интенсивность в связи с внесением изменений от 10 до 20%; за разработку и оформоение проектов документов – 10%; 2) ежемесячная надбавка за качество выполняемых работ по критериям «Качественное и оперативное выполнение особо важных заданий и особо срочных работ (поручений) руководства – 50%, за январь 2022 – 40%; за отсутствие претензий к деятельности от 20 до 40%; за качественное оформление приказов, распоряжений, документов – 20%. Также истцу выплачивалась премия «за успешное окончание особо важных и сложных заданий руководства по основным направлениям деятельности учреждения» и «за успешное окончание сезона, года, квартала».
Исходя из анализа представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что основная нагрузка по работе по подготовке договоров легла на Мамину Л.В. в декабре 2021 года, январе 2022 года.
При этом, из расчетного листка за декабрь 2021 года следует, что истцу за 22 рабочих дня начислена ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие результаты работы – 120%, ежемесячная надбавка за качество выполняемых работ – 120 %, ежемесячная премия – 151%; начисленная заработная плата за декабрь составила 98032,80 руб.; за январь 2022 года истцу за 13 рабочих дней начислена ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие результаты работы – 70%, за качество выполняемых работ – 70 %, за январь начисленная заработная плата составила 50763,78 руб.
Из расчетных листков за иные месяцы в спорный период надбавка за интенсивность и высокие результаты работы составляла 70 – 90%, ежемесячная надбавка за качество выполняемых работ составляла 80 - 90%. За март 2021 года истцу начислена премия 40%. Как следует из пояснений ответчика, премия начислена за участие в арбитражном процессе.
Таким образом, исходя положений трудового договора, за выполнение работы, не входящей в круг основных обязанностей предусмотрена доплата в виде ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие результаты работы по критерию «Выполнение сверхнормативного или срочного объема работы (не входящего в круг основных должностных обязанностей); за выполнение поручений руководителя предусмотрена ежемесячная надбавка за качество выполняемых работ по критерию «Качественное и оперативное выполнение особо важных заданий и особо срочных работ (поручений) руководства».
Указанные надбавки истцу начислялись и выплачивались.
Исходя из анализа трудового договора истца и Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ГБУ РК «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми», следует, что размер и основания выплаты стимулирующих выплаты зависят от усмотрения работодателя и от конкретных показателей работы каждого работника.
Из анализа размера стимулирующих выплат за спорный период размер стимулирующих выплат истцу существенно не отличается, самый высокий процент имеет место в декабре 2021 года за полный отработанный месяц и с учетом большого объема подготовленных документов. Снижение выплат за январь 2022 года, несмотря на количество подготовленных дополнительных соглашений, как указывает сторона ответчика, было связано, в том числе, с невыполнением качественных показателей работы / в конце ноября 2021 года истцу было поручено в связи с увеличением должностных окладов сотрудников подготовить дополнительные соглашения до ** ** **, однако, в установленный срок соглашения заключены не были, разработка соглашений истцом продолжалась и в январе – феврале 2022 года/.
Доводы стороны истца о том, что она помимо своей работы исполняла обязанности ведущего юрисконсульта в полном объеме в его отсутствие, опровергаются материалами дела, а также должностными обязанностями ведущего юрисконсульта, в обязанности которого, ходит разработка документов правового характера; подготовка документов о хищениях, растратах; изучение, анализ и обобщение рассмотрения претензий, участие в заключении хозяйственных договоров; участие в комиссии по закупкам; разработка плана ГО и ЧС; организация обучения работников Учреждения по безопасности жизнедеятельности; организация проведения командно-штабных учений; разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности и т.д.
Таким образом, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца разницы в заработной плате, начисленной истцу, и предполагаемой заработной платы, начисленной ведущему юрисконсульту, не имеется.
Общий размер начисления заработной платы истицы за спорный период соответствует условиям трудового договора, положениям об оплате труда и материальном стимулировании.
Доводы истца в части того, что по устной договоренности её заработная плата не должна быть ниже 50000 руб., суд не может принять во внимание, поскольку заработная плата устанавливается трудовым договором и зависит от множества факторов, а не устным соглашением между работником и руководителем.
Кроме того, начисленная заработная плата истице за спорный период была выше 50000 руб., что подтверждается расчетными листками.
С учетом установленных судом обстоятельств и имеющихся материалов дела, суд не усматривает нарушений прав истца со стороны ответчика в части начисления заработной платы. С составными частями заработной платы и условиями выплат надбавок, в том числе, за повышенную нагрузку, истец была ознакомлена при подписании трудового договора.
Поскольку, суд не усмотрел нарушений прав истца со стороны ответчика в части начисления заработной платы, оснований для удовлетворения исковых требований как основных, так и производных не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Маминой Лилии Васильевны к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми» о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 09 августа 2022 года.