Решение по делу № 2-1128/2022 от 28.02.2022

             Дело № 2-1128/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

            13 мая 2022 года                                                                             г. Липецк

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе председательствующего судьи Курдюкова Р.В., при секретаре Сальниковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Ж.Н. к Главному управлению МЧС России по Липецкой области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности, специальном звании, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Орлова Ж.Н. обратилась с названным иском к Главному управлению МЧС России по Липецкой области, указывая на то, что проходила службу в Государственной противопожарной службе с 01.08.2011 года, с 01.07.2019 года занимала должность старшины группы материально-технического обеспечения специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Липецкой области, имела звание прапорщик внутренней службы. Приказом начальника ГУ МЧС России по Липецкой области №12-НС от 26.01.2022 г. уволена с занимаемой должности по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона РФ от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с утратой доверия. Основанием ее увольнения послужили следующие документы: заключение по материалам проверки соблюдения установленных законодательством о противодействии коррупции ограничений, запретов и обязанностей от 23.07.2021 года; протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов №6 от 11.11.2021 года; представление к увольнению. Полагает увольнение незаконным, поскольку ответчиком нарушен порядок проведения проверки, а также порядок увольнения. Просит признать незаконным приказ Главного управления МЧС России по Липецкой области от 26 января 2022 года № 12-НС, восстановить в звании прапорщика внутренней службы и в должности старшины группы материально-технического обеспечения специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Липецкой области, взыскать с Главного управления МЧС России по Липецкой области денежное довольствие за время вынужденного прогула с 27 января 2022 года по день вынесения решения судом.

В судебное заседание истец не явилась, ее представитель по доверенности Эсаулова Н.В. требования поддержала, ссылаясь на следующее. Ответчиком не представлены документы, обязательность оформления которых предусмотрена законом, такие как доклад по результатам проверки и акт. Ответчиком нарушены сроки проведения проверки, а также сроки увольнения истца, поскольку 30.06.2020 года в адрес ответчика поступило представление прокуратуры о необходимости устранения нарушений законодательства о противодействий коррупции в отношении отдельных работников Главного управления МЧС России по Липецкой области, в том числе в отношении супруга истца – Орлова А.А. Таким образом, именно указанную дату следует считать временем начала проверки в отношении Орловой Ж.Н., так как оба супруга подают сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверка информации в отношении Орлова А.А. свидетельствует о том, что ответчику было известно обо всех фактах, изложенных в материалах проверки задолго до самой проверки. Следовательно, шестимесячный срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности на момент издания приказа об увольнении истек. Кроме того, ответчиком нарушен срок принятия решения по результатам проверки. Так, заключение по результатам проверки оформлено 23.07.2021 года, а заседание комиссии состоялось спустя 3,5 месяца – 11.11.2021 года. Также указывает, что в протоколе заседания комиссии от 11.11.2021 года отсутствуют основания и мотивы применения взыскания в отношении истца в виде необходимости увольнения в связи с утратой доверия. Орлова Ж.Н. доходы не скрывала, денежные средства вносила на счет, который указан в справке о доходах. Сотрудники кадровой службы ответчика имели возможность проверить представляемые сведения по итогам каждого года. Источниками происхождения денежных средств являются денежные средства семьи, в связи с чем данные денежные средства не должны быть указаны в справке, сотрудники ответчика не выясняли, откуда эти личные сбережения. Также ссылается на то, что ответчик применил взыскание в отношении Орловой Ж.Н. не учитывая характер совершенного правонарушения, его тяжесть, предшествующие результаты работы.

Представители Главного управления МЧС России по Липецкой области по доверенности Силакова В.В., Скакова Н.А., Попова Н.М. в судебном заседании требования истца не признали, ссылаясь на законность увольнения истца, в том числе на соблюдение процедуры увольнения. Пояснили, что истцом допущено нарушение законодательства о противодействии коррупции. Орлова Ж.Н., достоверно зная, что занимаемая ею должность отнесена к категории должностей, на которые распространяются положения закона о противодействии коррупции, подавая сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения в отношении своего супруга и несовершеннолетних детей, должна была осознавать ответственность за достоверность этих сведений. Однако истцом были представлены заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018-2020 г.г. Так, ею не были задекларированы крупные суммы денежных средств, поступившие на принадлежащие ей и ее супругу счета.

Третье лицо Орлов А.А. в судебном заседании требования истца поддержал, полагал увольнение Орловой Ж.Н. незаконным, пояснил, что ни им, ни его супругой сокрытие доходов не производилось. Отдельные денежные суммы, которые не были указаны в декларациях, являлись денежными средствами семьи, их сумма составляла менее 500 000 руб., в связи с чем их указание в декларации не требовалось.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Коршуновой Н.А., полагавшей требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №27-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В целях реализации мероприятий противодействия коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые и организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной служб установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требован о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции названным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Частью 1 статьи 59.2 названного федерального закона установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является; непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий (часть 2 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Названные взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерально закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на сновании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

В соответствии с частью 3.1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В отношении служащих, проходящих государственную службу иных видов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, а также муниципальных служащих федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на соответствующую службу, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) указанных служащих установлены аналогичные основания и порядок применения дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Судом установлено, что Орлова Ж.Н. проходила службу в должности старшины группы материально-технического обеспечения специализированной пожарно- спасательной части федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Липецкой области.

Служба в федеральной противопожарной службе является особым видом государственной службы. Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами.

Пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 141-ФЗ) закрепляет, что правовое положение (статус) сотрудника федеральной противопожарной службы определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в федеральной противопожарной службе, специфика службы в федеральной противопожарной службе предусматривает особый правовой статус сотрудников федеральной противопожарной службы.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 12 Федерального закона № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы не может находиться на службе в федеральной противопожарной службе (быть принят на службу в федеральную противопожарную службу), в числе прочего, при утрате доверия к сотруднику в случаях, предусмотренных статьей 84 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 13 части 3 статьи 83 Федерального закона № 141-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 Федерального закона № 141-ФЗ.

Пункт 2 части 1 статьи 84 Федерального закона № 141-ФЗ предусматривает, что сотрудник федеральной противопожарной службы подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Части 2 и 3 статьи 14 Федерального закона № 141-ФЗ предусматривают, что на сотрудника федеральной противопожарной службы распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками федеральной противопожарной службы ограничений и запретов исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими Федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 1065 (далее - Положение № 1065), Положением определяется порядок осуществления проверки, в том числе, соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для проведения проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 270-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Положения № 1065 основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также информация, предоставленная работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проверка осуществляется по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа (пункт 4 Положения № 1065).

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о её проведении, который может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении (пункт 12 Положения).

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона № 141-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Взыскания, предусмотренные статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службой федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 2 статьи 52 Федерального закона № 141-ФЗ).

В акте о наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения, в качестве основания наложения взыскания, указывается статья 50 или 84 настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 5 Федерального закона № 141-ФЗ).

Других требований к акту о наложении взысканий за коррупционные правонарушения законодателем не предусмотрено.

В соответствии с ФЗ РФ «О внесении изменений в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации» № 304-Ф3 от 03 августа 2018 г. в часть четвертую статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, предусмотрено, что дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня свершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Настоящая редакция вступила в действие с 14 августа 2018 г.

Согласно статье 52 Закона № 141-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Орлова Ж.Н. проходила службу в Государственной противопожарной службе с 01.08.2011 года, в должности старшины группы материально-технического обеспечения специализированной пожарно- спасательной части федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Липецкой области - с 01.07.2019 года.

Замещаемая ею должность включена в перечень должностей, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Приказом Главного управления МЧС России по Липецкой области от 26.01.2022 № 12-НС Орлова Ж.Н. уволена с занимаемой должности по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона № 141-ФЗ в связи с утратой доверия.

Основанием ее увольнения послужили следующие документы: заключение по материалам проверки соблюдения установленных законодательством о противодействии коррупции ограничений, запретов и обязанностей прапорщиком внутренней службы Орловой Ж.Н. от 23.07.2021 года; протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов №6 от 11.11.2021 года; представление к увольнению.

Решение о проведении проверки полноты и достоверности сведений, представленных в управление кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства прапорщиком внутренней службы Орловой Ж.Н. за 2018-2020 г.г. принято 28.04.2021 г. начальником Главного управления МЧС по Липецкой области (резолюция по рапорту заместителя начальника отдела воспитательной работы и психологического обеспечения управления кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения В.В.Силаковой от 28.04.2021).

О проведении проверки истец уведомлена лично под роспись 29.04.2021 г., а также в адрес Орловой Ж.Н. 29.04.2021 г. направлено заказным письмом уведомление о начале проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (заказные письма от 29.04.2021 №№ 39805858017727, 39805858017734), письма адресатом не получены, возврат отправителю 02.06.2021 г.

Срок проведения проверки продлен на 30 дней решением начальника (резолюция по рапорту заместителя начальника отдела воспитательной работы и психологического обеспечения управления кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Силаковой В.В. от 22.06.2021 г.).

В ходе проведения проверки проанализированы сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Орловой Ж.Н. за 2018, 2019, 2020 годы, проведена беседа с истцом 20.07.2021 г., в ходе которой до истца доведены основные положения Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», а также предварительные результаты проверки.

Орлова Ж.Н. была неоднократно уведомлена о необходимости дачи пояснений по вопросам проверки.

В ходе проведенной проверки выявлены факты ненадлежащего исполнения обязанностей в сфере противодействия коррупции, выразившиеся в следующем.

Общий доход Орловой Ж.Н. и членов её семьи за 2018 год - 2 164 837,98 рублей, за 2019 год - 2 286 773,19 рублей, за 2020 год – 2 392 770,89 рублей.

Общая сумма денежных средств, внесенных наличными деньгами на счета в банках Орловой Ж.Н. и её супругом в 2018 году - 2 391 600 рублей, в 2019 году – 2 068 290 рублей, в 2020 году - 953 530 рублей.

Общая сумма денежных средств, снятых наличными деньгами со счетов в банках Орловой Ж.Н. и её супругом в 2018 году - 135 900 рублей, в 2019 году- 404 000 рублей, в 2020 году - 15 700 рублей.

В сведениях о доходах за 2018 отчетный год Орловой Ж.Н. не указаны счета: в ПАО «Сбербанк», открытые: 25.02.2009 № 40817810235001571535 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0 рублей, 02.07.2004 № 42307810835001574314 (сумма поступивших на счет средств в 2018 году - 0, 04 рублей), остаток по счету - 403,04 рублей; 01.07.2008 № 40817810035001571227 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0,01 рублей. Не указан доход за 2018 год от счетов ПАО «Сбербанк» № 42307810635000261611 в сумме 1,53 рублей, № 42307810835001574314 в сумме 0,04 рублей. Не указан доход за 2018 год от счета ПАО Банк Зенит № 40817810077787067010 (специальный карточный счет) в сумме 7,94 рублей. Не указан доход за 2018 год по социальным выплатам (компенсация на питание с молочной кухни) в сумме 1 022,06 рублей. В отношении супруга Орлова А.А. не указаны счета: в ПАО Банк Зенит № 40817810200007092253 (специальный карточный счет), дата закрытия 06.11.2019 года (сумма поступивших на счет средств в 2018 году - 0, 27 рублей), остаток по счету - 59,65 рублей. Не указан доход за 2018 год от данного счета в сумме 0,27 рублей. В ПАО «Сбербанк», открытый 22.05.2003 № 42307810835001572031 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 60,51 рублей. По счету в ПАО «Сбербанк» 01.01.1980 указан вид счета «текущий», счет является «депозитным». в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», открытые: 08.08.2007 г. № 40817810650670027740 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0,00 рублей; 08.08.2007 № 42301810340670030182 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0,00 рублей. В «Газпромбанк» (Акционерное общество), открытый 13.02.2014 № 42301810802499463187 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 9,38 рублей.

В сведениях о доходах за 2019 год Орловой Ж.Н. не указан доход за 2019 год от счетов ПАО «Сбербанк» № 42307810635000261611 в сумме 0,23 рублей, № 42307810835001574314 в сумме 0,03 рублей. На супруга Орлова Александра Александровича не указаны счета: в ПАО «Сбербанк», открытый 22.05.2003 № 42307810835001572031 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 60,51 рублей. По счету в ПАО «Сбербанк» 01.01.1980 указан вид счета «текущий», счет является «депозитным». В ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», открытые: 08.08.2007 № 40817810650670027740 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0,00 рублей; 08.08.2007 № 42301810340670030182 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0,00 рублей. В «Газпромбанк» (Акционерное общество), открытый 13.02.2014 № 42301810802499463187 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 9,38 рублей.

В сведениях о доходах за 2020 отчетный год Орловой Ж.Н. не указан счет в «Газпромбанк» (Акционерное общество), открытый 27.07.2020 № 40817810102490017304, остаток по счету - 0 рублей, на супруга Орлова А.А. не указаны счета: в ПАО «Сбербанк», открытый 22.05.2003 № 42307810835001572031 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 60,51 рублей. По счету в ПАО «Сбербанк» 01.01.1980 указан вид счета «текущий», счет является «депозитным». В ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», открытые: 08.08.2007 № 40817810650670027740 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0,00 рублей. 08.08.2007 г. № 42301810340670030182 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0,00 рублей. В «Газпромбанк» (Акционерное общество), открытый 13.02.2014 г. № 42301810802499463187 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 9,38 рублей. На дочь Колпакову Дарью Олеговну не указаны счета: в ПАО «Сбербанк», открытые: 01.08.2020 № 40817810035001526968 (сумма поступивших на счет средств в 2020 году - 86 782,86 рубль), остаток по счету - 5,00 рублей; 01.08.2020 № 40817810735001527005 (сумма поступивших на счет средств в 2020 году - 1 780,18 рублей), остаток по счету - 0,18 рублей, на сына Орлова Дмитрия Александровича не указаны счета: в ПАО «ВТБ», открытый 07.09.2020 № 40817810382300341272 (движение по счету не производилось), остаток по счету - 0,00 рублей.

В рамках проведения проверки (анализа представленных по запросам документов) на основании выписок по счетам, представленных банками, следует, что снятие наличных денежных средств Орловой Ж.Н. и её супругом производилось в 2018 году на сумму в 135 900 рублей, в 2019 году на сумму в 404 000 рублей, в 2020 году на сумму в 15 700 рублей, что значительно меньше сумм денежных средств, зачисленных наличными денежными средствами на банковские счета Орловой Ж.Н. и её супруга по аналогичным периодам. Источник поступления наличных денежных средств, внесенных наличными на банковские счета Орловой Ж.Н. и её супруга, не объяснен в полном объеме, исходя из дохода и информации о движении по счетам. Пояснения Орловой Ж.Н. по внесению наличных денежных средств даны не в полном объеме, не конкретизированы по денежным суммам (крупные суммы четко не объяснены).

Из пояснений Орловой Ж.Н. от 19.07.2021 года следует, что факт передачи денежных средств от третьих лиц (матери Ситниковой Т.Н. и бывшего супруга) подтверждается, суммы денежных средств не конкретизируются, продажа вещей, бывших в употреблении подтверждается. Как доходы вышеупомянутые денежные средства в сведениях о доходах Орловой Ж.Н. на себя и членов своей семьи не декларировались в 2018, 2019 и 2020 отчетных годах. Из пояснений Орловой Ж.Н. от 19.07.2021 г. следует, что суммы снятых денежных средств со счета супруга Орлова А.А. в 2018, 2019 и 2020 годах ниже зачисленных денежных средств.

В ходе проверки установлено, что в 2018 году общая сумма денежных средств, внесенных наличными деньгами на счета в банках Орловой Ж.Н. и её супругом - 2 391 600 рублей, из них на счета Орловой Ж.Н. внесено 1 413 300 рублей, на счета супруга Орловой Ж.Н. внесено 978 300 рублей (стр. 4-7 заключения по материалам проверки в отношении Орловой Ж.Н. от 23.07.2021 г.). Общая сумма денежных средств, снятых наличными со счетов Орловой Ж.Н. и её супруга 135 000 рублей.

В ходе проведения проверки и на момент проведения заседания комиссии объяснены как денежные средства, переданные лицами, не являющимися членами семьи Орловой Ж.Н.: 25.06.2018 г. взнос наличных в сумме 100 000 рублей на счет супруга Орловой Ж.Н. № 40817810610514004015 Банка ВТБ (ПАО) - денежные средства, данные Орловой Ж.Н. её матерью Ситниковой Т.Н. (стр. 41 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н., пояснения (рапорт) Орлова А.А. от 22.04.2021); 05.07.2018 г. взнос наличных в сумме 150 000 рублей на счет супруга Орловой Ж.Н. № 40817810910510020696 Банка ВТБ (ПАО) - денежные средства, данные Орловой Ж.Н. её матерью Ситниковой Т.Н. (стр. 41 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н., пояснения (рапорт) Орлова А.А. от 22.04.2021 г.).

Также источником взносов наличных денежных средств на счет Орловой Ж.Н. № 4081781093500322823 в ПАО Сбербанк на сумму 2 100 000 рублей за 2018-2019 годы указываются средства, выданные по ипотечному кредиту и согласно пояснений Орловой Ж.Н. от 11.11.2021 г., не израсходованные на покупку квартиры (стр. 4-7 заключения по материалам проверки в отношении Орловой Ж.Н. от 23.07.2021 г., стр. 46 том 1 материалов проверки.

За отчетный период 2019 года общая сумма денежных средств, внесенных наличными деньгами на счета в банках Орловой Ж.Н. и её супругом - 3 068 290 рублей, из них на счета Орловой Ж.Н. внесено 415 700 рублей, на счета супруга Орловой Ж.Н. внесено 2 652 590 рублей (стр. 7-9 заключения по материалам проверки в отношении Орловой Ж.Н. от 23.07.2021 г.). Общая сумма денежных средств, снятых наличными со счетов Орловой Ж.Н. и её супруга 404 000 руб.

В ходе проведения проверки и на момент проведения заседания комиссии объяснены как денежные средства, переданные лицами, не являющимися членами семьи Орловой Ж.Н.: 23.05.2019 г. взнос наличных в сумме 260 000 рублей на счет супруга Орловой Ж.Н. № 40817810610514004015 Банка ВТБ (ПАО) - денежные средства, данные Орловой Ж.Н. её матерью Ситниковой Т.Н. (стр. 41 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н., пояснения (рапорт) Орлова А.А. от 22.04.2021). 03.04.2019 г. взнос наличных в сумме 500 000 рублей на счет супруга Орловой Ж.Н. № 40817810610514004015 Банка ВТБ (ПАО) - денежные средства, переданные Орловой Ж.Н. от отца дочери Орловой Ж.Н. (Колпаковой Дарьи) (стр. 41 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н., пояснения (рапорт) Орлова А.А. от 22.04.2021 г.). 27.06.2019 г. взнос наличных в сумме 260 000 рублей на счет супруга Орловой Ж.Н. № 40817810610514004015 Банка ВТБ (ПАО) - денежные средства, данные Орловой Ж.Н. её матерью Ситниковой Т.Н. (стр. 41 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н., пояснения (рапорт) Орлова А.А. от 22.04.2021 г.). 22.10.2019 г. взнос наличных в сумме 469 000 рублей на счет супруга Орловой Ж.Н. № 40817810610514004015 Банка ВТБ (ПАО) - денежные средства, переданные Орловой Ж.Н. от отца дочери Орловой Ж.Н. (Колпаковой Дарьи) (стр. 41 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н., пояснения (рапорт) Орлова А.А. от 22.04.2021 г.). 03.06.2019 г. взнос наличных в сумме 35 000 рублей на счет супруга Орловой Ж.Н. № 40817810610514004015 Банка ВТБ (ПАО) -денежные средства от продажи вещей бывших в употреблении (хоккейная амуниция) (стр. 7 протокола № 6 от 11.11.2021, стр. 41 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н., пояснения (рапорт) Орлова А.А. от 22.04.2021 г.). Около 2 500 000 рублей (полученные наличные деньги Орловой Ж.Н. от родителей детей, входящих в родительские комитеты, стр. 6 протокола № 6 от 11.11.2021 г.). Также источником взносов наличных денежных средств на счет Орловой Ж.Н. № 4081781093500322823 ПАО Сбербанк на сумму 2 100 000 рублей за 2018-2019 годы указываются средства, выданные по ипотечному кредиту и согласно пояснений Орловой Ж.Н. от 11.11.2021 г. не израсходованные на покупку квартиры (стр. 4-7 заключения по материалам проверки в отношении Орловой Ж.Н. от 23.07.2021, стр. 46 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н.).

За 2020 год общая сумма денежных средств, внесенных наличными деньгами на счета в банках Орловой Ж.Н. и её супругом 953 530 рублей, из них на счета Орловой Ж.Н. внесено 498 530 рублей, на счета супруга Орловой Ж.Н. внесено 455 000 рублей (стр. 10-11 заключения по материалам проверки в отношении Орловой Ж.Н. от 23.07.2021). Общая сумма денежных средств, снятых наличными со счетов Орловой Ж.Н. и её супруга 15 700 рублей (согласно материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н.).

Не объяснены в ходе проведения проверки и на момент проведения заседания комиссии взнос наличных 12.02.2020 в сумме 165 000 рублей на счет Орловой Ж.Н. № 40817810935000322823 ПАО Сбербанк (стр. 10 заключения по материалам проверки в отношении Орловой Ж.Н. от 23.07.2021 г.). Согласно пояснений Орловой Ж.Н. от 12.07.2021 г. (стр. 43 том 1 материалов проверки в отношении Орловой Ж.Н.) супруг Орловой Ж.Н. мог переводить ей денежные средства, пополнять счета и тоже самое делала и она в течение 2018, 2019, 2020 годов, источники получения денежных средств ею не конкретизируются.

Заключение по результатам проверки полноты и достоверности сведений о доходах, представленных Орловой Ж.Н., было доведено вместе с материалами проверки до Орловой Ж.Н. под роспись 26.07.2021 года, вопросов или несогласия у сотрудника не вызвало.

Из материалов дела следует, что заключение после его составления 23.07.2021 года и ознакомления истца представлено начальнику Главного управления МЧС России по Липецкой области.

В силу пункта 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065, должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В связи с тем, что сроки рассмотрения заключения должностным лицом, уполномоченным представить материалы проверки в комиссию не установлены, по итогам рассмотрения заключения начальником Главного управления МЧС России по Липецкой области и решения рассмотреть на комиссии это заключение вместе с материалами проверки был предоставлен председателю комиссии.

Согласно пункту 18 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации, от 1 июля 2010 года N 821, заключение рассмотрено начальником Главного управления МЧС России по Липецкой области и отписано председателю комиссии, после чего назначено заседание, которое неоднократно откладывалось по причине отсутствия кворума, нахождения Орловой Ж.Н. на листе временной нетрудоспособности и в очередном отпуске.

На заседании комиссии 11.11.2021 года, на котором присутствовала Орлова Ж.Н., принято решение, что сведения о доходах, расходах, представленные Орловой Ж.Н. за 2018-2020 г.г. являются заведомо не полными и не достоверными.

Письмом Минтруда России от 13.11.2015 года № 18-2/10/П-7073 утверждены Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Письмом Минтруда России от 21.03.2016 г. 18-2/10/П-1526 утвержден Обзорпрактики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

На основании указанных документов комиссия пришла к выводу, что служащим не указаны сведения о банковских счетах ПАО «Сбербанк России», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», АО «Газпромбанк», АО «ВТБ» остаток средств на которых не превышает 1000 рублей, при этом денежных средств по счету не осуществлялось, в связи с чем нарушение является несущественным проступком.

Служащим не указаны сведения о доходах от вкладов в банке (от счетов в банке) в ПАО «Сбербанк», ПАО Банк Зенит, сумма которых не превышает 10 000 руб., но при этом в справке служащего отражены сведения об этих счетах, в связи с чем нарушение является малозначительным проступком.

Служащим не указаны сведения о доходах от вкладов в банке (от счетов в банке) в ПАО «Сбербанк», ПАО Банк Зенит, сумма которых не превышает 10 000 руб., но при этом в справке служащего не отражены сведения об этих счетах, что расценивается как значительный проступок.

Служащим сокрыты доходы, что является значительным проступком (пп. «а» (п.6 Приложения Методических рекомендаций).

Комиссия приняла во внимание отягчающие обстоятельства (пп. «а», «г» п. 16 Методических рекомендаций), а именно то, что: служащим совершены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в 2018 г., в 2019 г., в 2020 г.; в ходе проверки служащим представлены недостоверные и противоречивые объяснения, служащим в ходе проверки не оказано содействие мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки (суммы средств, полученных от третьих лиц, не конкретизированы, документы, подтверждающие оплату нужд хоккейного клуба, покупку необходимых средств для школы и детского сада не представлено) и пришла к выводу рекомендовать применить взыскание в виде увольнения с государственной службы в связи с утратой доверия. Протокол N6 от 11.11.2021 г. изложен четко и ясно, в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

18.11.2021 года протокол заседания комиссии от 11.11.2021 года утвержден начальником Главного управления МЧС России по Липецкой области. 26.01.2022 года Орлова Ж.Н. уволена с занимаемой должности в связи с утратой доверия.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходить к выводу, что увольнение истца с занимаемой должности по указанным выше основаниям является законным и обоснованным, поскольку материалами дела подтверждается нарушение Орловой Ж.Н. антикоррупционного законодательства, выразившееся в недостоверном декларировании доходов государственным служащим, сокрытии доходов, что правомерно расценено как существенное нарушение закона и является значительным проступком. При этом Орловой Ж.Н. не представлено убедительных доказательств и пояснений относительно происхождения денежных средств, поступивших на счета семьи в указанный период, причин не декларирования доходов.

Выявленные в ходе проверки противоречия и недостоверность в объяснениях Орловой Ж.Н., с их подробным описанием, данных сотрудником в рамках проверки, правомерно были оценены критически и обоснованно признаны отягчающими обстоятельствами.

Приказ Главного управления МЧС России по Липецкой области области от 26.01.2022 о наложении дисциплинарного взыскания в отношении Орловой Ж.Н. издан в соответствии со статьей 52 Федерального закона № 141-ФЗ, а все нарушения, выявленные в рамках проверки, подробно указаны в заключении по результатам проверки полноты и достоверности сведений о доходах, предоставленных Орловой Ж.Н., и в протоколе.

Требования к содержанию представления к увольнению предусмотрены частью 5 статьи 91 Федерального закона № 141-ФЗ - на сотрудника Федеральной противопожарной службы, увольняемого со службы в федеральной противопожарной службе, оформляется представление содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в федеральной противопожарной службе, возрасте, состояния здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Данные требования ответчиком соблюдены.

С приказом о наложении дисциплинарного взыскания истец ознакомлена, что не оспаривается представителем истца.

Следует отметить, что Орлова Ж.Н. является специальным субъектом - в отношении сотрудников федеральной противопожарной служб применяются специальные нормы, регулирующие порядок приема на службу, ее прохождения, прекращения, а также повышенные требования ответственности за неисполнение антикоррупционного законодательства, в том числе в виде увольнения (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.08.2021 года дело №8Г-17213/2021).

Нормой статьи 52 Федерального закона предусмотрен порядок наложения на сотрудников федеральной противопожарной служб взысканий за коррупционные правонарушения.

Часть 3 указанной статьи определяет, что при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50 и 84 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целя противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.

Суд приходит к выводу, что данные требования закона ответчиком соблюдены в полной мере.

Указание в протоколе смягчающих и отягчающих обстоятельств свидетельствует об обоснованном и всестороннем подходе к принятию решения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Липецкой области в отношении Орловой Ж.Н.

Установлен и обоснован в заключении вывод о том, что сведения, предоставленные Орловой Ж.Н., являются неполными.

В связи с изложенным, начальнику Главного управления было рекомендовано применить к истцу меру дисциплинарной ответственности в виде увольнения с государственной службы в связи с утратой доверия.

Руководителем в рамках предоставленных ему полномочий и в пределах своей компетенции, был рассмотрен протокол заседания комиссии, в полной мере учтены содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции.

На основании изложенного, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд находит позицию ответчика при принятии решения об увольнении истца законной, основанной на требованиях действующего законодательства, которое исключает в данном случае возможность применения к государственному служащему иных, более мягких, мер дисциплинарной ответственности.

Доводы представителя истца о нарушении процедуры увольнения Орловой Ж.Н. не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Наименование документа о результатах проведения проверки вместо «доклада» - «заключение» суд не считает существенным нарушением, влекущим удовлетворение исковых требований истца.

Вопреки доводам представителя истца о нарушении сроков принятия решения об увольнении Орловой Ж.Н., суд приходит к выводу, что данные сроки ответчиком соблюдены.

Так, рапорт о необходимости проведения проверки поступил руководителю 28.04.2021 года, в связи с чем именно с этой даты следует исчислять шестимесячный срок, который с учетом нахождения Орловой Ж.Н. на листе временной нетрудоспособности, а также в отпуске не пропущен.

Также не пропущены трехлетний срок с момента совершения правонарушения и месячный срок с момента утверждения руководителем протокола заседания комиссии (18.11.2021 года), в период с 15.11.2021 года по 30.11.2021 года, с 20.12.2021 года по 11.01.2022 года, с 11.01.2022 года по 25.01.2022 года Орлова Ж.Н. находилась на листе временной нетрудоспособности.

Суд отклоняет доводы представителя истца о том, что ответчику было известно о фактах, изложенных в материалах проверки, в период проведения проверки в отношении Орлова А.А., поскольку проверка проводится в отношении конкретного служащего, как было указано, основания для проведения проверки в отношении истца возникли после поступления рапорта 28.04.2021 года.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска Орловой Ж.Н. о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности, специальном звании, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Орловой Ж.Н. к Главному управлению МЧС России по Липецкой области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности, специальном звании, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г.Липецка в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

             Председательствующий                              Р.В.Курдюков

            Мотивированное решение изготовлено 16.05.2022 года

2-1128/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлова Жанна николаевна
Коршунова Наталья Александровна
Ответчики
ГУ МЧС России по Липецкой области
Другие
ОРЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Силакова Виктория Владимировна
Эсаулова Наталья Викторовна
Попова Наталия Михайловна
Скакова Наталья Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Липецк
Судья
Дедова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
octsud.lpk.sudrf.ru
28.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2022Передача материалов судье
28.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2022Подготовка дела (собеседование)
10.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.03.2022Предварительное судебное заседание
29.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.03.2022Предварительное судебное заседание
08.04.2022Предварительное судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее